Из цикла «Песнь песней (Шир аШирим)», темы: Царь Шломо, Песнь Песней, Раши, Цви Вассерман, Комментарий
1 Спросили народы мира: ЕСЛИ ТВОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ТАКОВ, КАК ТЫ РАССКАЗЫВАЕШЬ, О, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ ИЗ НАРОДОВ, СКАЖИ НАМ КУДА ОН УШЕЛ. МЫ ПОМОЖЕМ ТЕБЕ ИСКАТЬ ЕГО И НЕ БУДЕМ БОЛЬШЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ТЕБЕ ВЛЕЧЬСЯ ЗА НИМ. 2 Отвечал им Израиль: ОТ ВЕКА ОН РАСПОЛОЖИЛ СВОЮ ШЕХИНУ В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ, ЧТОБЫ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЗВУКАМ ТОРЫ И ВНИМАТЬ НАШИМ МОЛИТВАМ. ОН ХРАНИТ КАЖДОЕ СЛОВО, И НАС ОЖИДАЕТ ВЕЛИКАЯ НАГРАДА. ТОЛЬКО ТОРОЙ И МОЛИТВОЙ МЫ СМОЖЕМ ВЕРНУТЬ ЕГО БЛИЗОСТЬ. 3 Я НИКОГДА НЕ ПРОМЕНЯЮ ЕГО НА ДРУГИХ БОГОВ, И ОН НЕ ПОКИНЕТ МЕНЯ НАСОВСЕМ. ОН ВНЕМЛЕТ ЗВУКАМ ТОРЫ И МОЛИТВАМ, ЧТОБЫ ВОЗДАТЬ МНЕ ЗА НИХ ДОБРОМ. 4 Сказал Всевышний: ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, КОГДА РАДУЕШЬ МЕНЯ СВОИМИ ПОСТУПКАМИ, ТАК ЖЕ МИЛОВИДНА, КАК НЕКОГДА В ИЕРУСАЛИМЕ. ПОЛЧИЩА АНГЕЛОВ СТОЯТ ПРЕД ТОБОЮ В СТРАХЕ. 5 МУДРЕЦЫ ИЗРАИЛЯ, И В ИЗГНАНИИ НЕ ОТВОДИТЕ СВОИХ ГЛАХ ОТ ТОРЫ, ИБО ЭТИМ ВЫ ДОБАВЛЯЕТЕ СИЛЫ НЕБЕСНОМУ ВОИНСТВУ. И ХОТЯ НЕТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ В ЧУЖОЙ ЗЕМЛЕ, И БЕЗ ТОГО УГОДНЫ МНЕ ТВОИ НАЗИРЫ. 6 ГЛАВЫ НАРОДА СОВЕРШЕННЫ, КАК СТАДА, ПОДЫМАЮЩИЕСЯ ИЗ КУПАЛЬНИ: НИ ПОРОКА, НИ НЕДОСТОЙНОГО ПОСТУПКА НЕТ В НИХ. 7 И ДАЖЕ САМЫЕ ПРОСТЫЕ ЕВРЕИ ПОЛНЫ ДОБРЫХ ДЕЛ КАК ГРАНАТ ЗЕРЕН. 8 ШЕСТЬДЕСЯТ ЦАРСТВЕННЫХ ОТПРЫСКОВ У АВРААМА, КАК СЫНОВЬЯ НАЛОЖНИЦ ПЕРЕД НИМИ ВОСЕМЬДЕСЯТ ГЛАВ НОАХИДОВ, И ОТ НИХ НАРОДЫ БЕЗ ЧИСЛА. 9 ТЫ НЕСРАВНЕННА, ГОЛУБИЦА МОЯ, СОВЕРШЕННАЯ! СВЯТЫ ТВОИ ИСТОКИ: ТВОИ ПРЕДКИ, УКОРЕНИВШИЕ В СЕРДЦАХ ПОТОМКОВ ЛЮБОВЬ К Б-ГУ. УВИДЕЛИ ЕЕ ОБИТАТЕЛИ НЕБЕС И ВОССЛАВИЛИ ЕЕ, ЦАРИ НАРОДОВ И ВЕЛЬМОЖИ ВОСХВАЛЯЛИ ЕЕ:10 «ДЕЯНИЯ ЭТОГО НАРОДА СИЯЮТ, ПОДОБНО РАССВЕТУ; ЕГО МОЛОДЕЖЬ ПРЕКРАСНА, КАК ЛУНА; ЕГО ДОСТОИНСТВА СВЕРКАЮТ, КАК СОЛНЦЕ; УЖАС НАПАЛ НА ВСЕХ ОБИТАТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ, КОГДА ОН ЧЕТЫРЬМЯ СТАНАМИ ШЕЛ ПО ПУСТЫНЕ». 11 ДАЖЕ В ИЗГНАНИИ Я НЕ ОТВЕРНУЛСЯ ОТ НЕГО И НЕ ИЗБРАЛ ДРУГОЙ НАРОД, НО ПРЕБЫВАЮ В СИНАГОГАХ И В ДОМАХ УЧЕНИЯ, ЧТОБЫ ВНИМАТЬ ЗВУКАМ ТОРЫ И ПРИНИМАТЬ ИХ МОЛИТВЫ. 12 Израиль, услышав восхваление Всевышним своего славного прошлого, с печалью отвечал: УВЫ, НЕ ЗНАЛА Я, КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ГРЕХА, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ СВОЕ ВЕЛИЧИЕ И СВОЮ СЛАВУ! НЕ ОТОЗВАЛАСЬ Я НА ЗОВ СВОЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОГО ПОДНЯТЬСЯ ИЗ ВАВИЛОНА В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ, ПОСМЕШИЩЕМ ОСТАЛАСЬ Я В КРАЮ ЧУЖОМ.
Буквальный перевод (Мосад арав Кук):
6
(1) Куда ушел друг твой, прекраснейшая из женщин? Куда обратился возлюбленный твой? Поищем его вместе с тобой. (2) Друг мой спустился в свой сад, ко грядкам ароматов пасти средь садов и собирать лилии. (3) Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне, он пасущий меж лилиями. (4) Прекрасна ты, подруга моя, как Тирца, прекрасна как Йерушалаим, грозна — как войско со знаменами. (5) Отведи от меня очи твои, потому что они взволновали меня! Волосы твои, как стадо коз, что сошли с Гилъада. (6) Зубы твои подобны стаду овец, вышедших из купальни; все они без порока и бесплодной нет среди них. (7) Как дольки граната — виски твои из-под фаты твоей. (8) Их шестьдесят цариц, наложниц — восемьдесят, а девицам — числа нет! (9) Но единственная — голубка моя, чистая моя, одна она у матери своей, избранная — у родительницы своей. Увидели ее девицы — и признали царицы и наложницы и восхвалили ее. (10) Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце; грозная, как (войско) со знаменами? (11) Спустилась я в сад ореховый взглянуть на побеги прибрежные, посмотреть, зацвела ли лоза, распустились ли гранаты. (12) Пе знаю я, (как) душа моя возвела меня на колесницу знатного (из) народа моего.
(С) 2010, русский перевод, Цви Вассерман
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»