Всевышний сотворил все в противоположении[1]. И так же, как Б-жественная душа состоит из десяти святых сфирот и облекается в три святых одеяния, душа «обратной стороны», происходящая от «клипат нога» и облеченная в кровь человека, состоит из «десяти венцов нечистоты»[2], и это — семь дурных мидот, которые происходят от четырех упомянутых выше дурных элементов[3], и трояко разделенный разум, порождающий их, — Хохма, Бина и Даат — источник мидот. Ибо уровень мидот зависит от разума. Ребенок желает и любит незначительные и не имеющие ценности вещи, так как его разум слишком мал и незрел для того, чтобы постичь вещи более ценные. Он сердится и выходит из себя по самым ничтожным причинам. То же следует сказать о хвастовстве и прочих дурных мидот. И в момент, когда человек мыслит, говорит или действует в силу этих десяти дурных категорий, мысль в его мозгу, речь в его устах и энергия действия в его руках и всех его членах называются нечистыми одеяниями этих десяти дурных категорий, в которые эти последние облекаются во время действия, речи или мысли. И таковы все дела, совершаемые под солнцем, все — «пустота и крушение духа»[4], и, как сказано в книге «Зогар», глава «Бешалах»[5], они «сокрушают дух»[6] и т. п. И таковы все речи и все мысли человека, не относящиеся к Б-гу, к Его воле и служению Ему, что и выражается понятием «ситра ахра» — другая сторона, противоположная стороне святости [Кдуша]. Сторона, называемая Кдуша, есть не что иное, как пребывание в сущем распространенной на него святости Всевышнего. Но Всевышний пребывает лишь в том, что полностью предает себя Ему — действительно, как ангелы, или потенциально, как любой еврей, живущий на земле, — ведь он может всегда совершить акт полнейшей преданности Б-гу, отдав за Него жизнь. Поэтому сказали наши мудрецы, что даже когда кто-либо один сидит, занимаясь изучением Торы, Шхина почиет на нем[7] и т. д. Если же это десять человек[8], Шхина почиет на них постоянно и т. д. Но все, что не отдает себя Ему, но существует само по себе, в отрыве от Него, не получает жизненной силы от святости Б-га, от глубочайшей внутренней части самой святости, но черпает жизненную силу как бы «из-за спины», и она опускается от ступени к ступени, проходя бесчисленное множество ступеней в ходе поступенного нисхождения миров, через исходные к последующим, и многократно сокращаясь[9], пока постепенно свет и жизненная сила не уменьшатся настолько, что могут сжаться и, как бы уйдя в изгнание, облечься в том, что оторвано от Б-га, чтобы сообщить ему жизнь и возобновлять из небытия его существование, дабы оно не обратилось в абсолютное ничто, каким было прежде, до своего сотворения. И потому этот мир и все, что его наполняет, называется миром «клипот» и «ситра ахра», и потому все дела этого мира тяжки и дурны[10], и грешники в нем торжествуют, как сказано в книге «Эц хаим», шаар 42, конец гл. 4*.
* Примечание.
Все это несмотря на то, что в нем [в этом мире] есть десять сфирот стороны Кдуша; и, как сказано в книге «Эц хаим», шаар 43, в этих десяти сфирот мира Асия заключены десять сфирот мира Йецира, а в них — десять сфирот мира Бриа, а в них — десять сфирот мира Ацилут, а в них — свет Эйн Софа, благословен Он. Таким образом, получается, что свет Эйн Софа, благословен Он, облекаясь в десять сфирот четырех миров Абиа, наполняет всю эту нижнюю землю, как сказано в книге «Эц хаим», шаар 47, гл. 2, и в книге «Сефер гагильгулим», гл. 2.
Однако «клипот» подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень — это три совершенно дурные и нечистые «клипот», в которых совсем нет добра. В колеснице [видения пророка] Йехезкеля эти «клипот» названы «бурный ветер», «великое облако» и пр.[11]. Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех других народов и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных[12] и их физическое существование, а также существование и дух жизни всех видов запрещенной растительной пищи, как орла, килъэй гакерем и пр.[13], и, как сказано в книге «Эц ха-им», шаар 49, гл. 6, также и существование и жизненная сила каждого действия, слова и мысли, которые относимы к 365 запретам Торы и производным от них, как сказано там же в конце гл. 5.
[1] Когелет, 7:14. Ко всему, что есть в стороне святости [Кдуша], есть противоположность в «обратной стороне» для того, чтобы было возможно проявление свободной воли человека.
[2] Ср. Зогар, часть 3, стр. 41а, 70а. Венец — промежуточное звено между ступенями или мирами. «Клипат нога» — промежуточная ступень между стороной Кдуша, абсолютным добром, и тремя совершенно нечистыми «клипот». Однако «клипот» не могут принять в себя жизненную силу, исходящую от стороны Кдуша, и она лишь окружает их, не проникая внутрь, что также дает основание называть их венцами.
[3] Тания, часть 1, гл. 1.
[4] Когелет, 1:14.
[5] Зогар, часть 2, стр. 59а.
[6] Нарушают приток Б-жественного к душе.
[7] Авот, 3:7.
[8] Сангедрин, 39а.
[9] Ср. Тания, часть 1, гл. 48 и часть 4, посл. 20.
[10] Ср. Тания, часть 1, гл. 24.
[11] Йехезкель, 1:4. Не упомянут третий источник дурного, названный Йехезкелем «занимающийся огонь». Эти образы соответствуют связанным с тремя «клипот» дурными элементами воздуха, воды и огня. Не упомянут элемент земли, послуживший, как известно из рассказа о сотворении, основой для сотворения физической природы растений, животных и человека. Абсолютное зло, три нечистые «клипот», не имеет отношения к телесной стороне мира (она может быть, однако, использована запрещенным образом и тогда включается во зло).
[12] Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14.
[13] Плоды растений, выращенных без соблюдения некоторых запретов Торы и ставших потому запрещенными для употребления в пищу.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.