Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Интересные факты из жизни Алтер Ребе, хасидского наставника, цадика, основателя движения Хабад и автора книги Тания

Раби Шнеур-Залман, сын раби Баруха Познера. Его называют также Равом из Ляд (Ляды — местечко, где он долгие годы жил), равом Залманом из Леозны (по месту рождения под Могилевом), Бааль-Танья (по главной книге его жизни). Родился в 1745 году, умер в 1813. Один из самых авторитетных хасидских цадиков, талмудист, праведник, энергичный организатор, высоко эрудированный ученый, человек большого личного обаяния. Основатель хасидского движения Хабад, оно же — движение Любавичских хасидов (дело в том, что после его смерти центр движения переместился из Ляд в Любавичи, что на Днепре).

Был одним из приближенных учеников знаменитого Межеричского Магида, раби Дова-Бера. В 25 лет по поручению учителя приступил к составлению Краткого Шульхан-Аруха, сделав компилятивную выжимку из раздела «Орах Хаим» Йосефа Каро и Рамо. Потратил на это много лет, но большая часть рукописи сгорела, спасти удалось примерно треть труда.

В 1772 году после смерти Магида стал — наряду с раби Менахемом Менделем из Витебска — одним из вождей хасидизма, пользуясь в среде своих приверженцев исключительным влиянием. Оба руководителя предприняли попытку встретиться c Виленским Гаоном для примирения с литовскими раввинами, но попытка не удалась. Раби Шнеур-Залман дважды побывал в заключении по доносам своих врагов — как со стороны евреев, так и со стороны властей (имел стычку с сенатором Державиным, «занимавшимся еврейским вопросом»; русский поэт отличался зоологическим юдофобством).

Во время Войны 1812 года раби Шнеур-Залман призывал евреев оказывать всяческую помощь русским войскам, поскольку, как писал он в своем воззвании, «победа Наполеона над Россией сокрушит устои иудаизма».

Много работал над составлением Сидура, сборника молитв, взяв за основу вариант, предложенный великим Аризалем. Последователи Хабада молятся по этому сидуру до сегодняшнего дня.

Читайте подробную биографию основателя Хабад на сайте


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.