Из цикла «От Центрального парка к Синаю», темы: Рой Нойбергер, Бааль Тшува
«В начале сотворения Б-гом небесного и земного, когда земное было невообразимым хаосом и тьма покрывала бездну, а дух Б-га витал над поверхностью вод, сказал Б-г: “Да будет свет!”, и возник свет»[1].
Так и я вначале чувствовал себя в невообразимой пустоте и тьме. Потом, ощутив Б-жественное Присутствие, я понял, что это источник света!
Нам повезло, мы открыли глаза и увидели свет. Он заполнил собой темные уголки нашего бытия, и все изменилось. Это не значит, что изменились составляющие нашей жизни — нет, мы продолжали есть, пить, спать, вести семейную жизнь, растить детей, зарабатывать на жизнь, ходить, бегать, читать и писать — но мы стали делать всё иначе. Мы чувствовали, что Б-г наблюдает за нами, что необходимо делать все так, как Он велит. Его путь стал, насколько это было возможно, нашим. И это ни в коем случае не было рабством; это была свобода. Свет проникал во все уголки наших жизней, неся с собой тепло, благословение и совершенствование — туда, где раньше были только страх и застоявшаяся тьма.
Дело не только в том, что наши страхи или слабости отступили. Как личности мы не изменились, но теперь, когда мы пришли к Б-гу, появилась уверенность, что Он не позволит тьме победить, уверенность, что свет сильнее тьмы, а мы нашли источник света. Нужно просто жить по Торе, исполнять мицвот, 613 заповедей — вот и все, что необходимо для изменения сущности нашего бытия.
Обычно возникает вопрос, как совершить «скачок в веру», чтобы начать вести еврейский образ жизни. В конце концов, мы не видим Б-га. Откуда мы знаем, что правы? Должны ли мы «прыгнуть», не рассуждая? У нас такой проблемы не было. Мы не совершали никакого «скачка», потому что мы не нуждались в вере. Это звучит абсурдно?
В действительности, это абсолютно логично. На горе Синай сыны Израиля сказали: «Наасэ вэнишма — Всё, что говорил Б-г, сделаем, и тогда поймем Его слова»[2]. Еврейская жизнь состоит из различных поступков и исполнения заповедей. После того, как мы начали исполнять заповеди, мы стали смотреть на окружающий мир другими глазами. Там, где мы раньше не видели Б-га, мы увидели Его, увидели повсюду. Исполнение Его заповедей вдохнуло жизнь в наши души, а душа — это то, что воспринимает правду. Тора понятна в той мере, в какой мы следуем ее указаниям, то есть, исполняем заповеди.
Не нужно обладать верой, чтобы совершать обычные действия. Нужна ли вам вера, чтобы вести автомобиль? Вы не знаете, почему и как он работает, но вы ведете машину. Нужна ли вам вера, чтобы плавать? Нет, не нужна; вы учитесь выполнять те или иные действия, и вы их выполняете.
Нужна ли вам вера, чтобы исполнять мицвот? Нет, вы учитесь тому, как их нужно исполнять и затем исполняете их.
Каждая исполняемая нами заповедь позволяет яснее постичь, осознать деяния Б-га и лучше понять сущность нашего бытия. Не нужно совершать «скачок в веру», чтобы вникнуть в содержание Торы; на это надо затратить не больше усилий, чем для того, чтобы сесть в автомобиль. Нельзя сидеть без дела, созерцать окружающий мир и стать человеком, живущим по Торе. Размышления и созерцание не способствуют постижению деяний Б-га. Он представляет собой нечто непостижимое, находящееся вне нашего понимания. Иногда Он помогает нам постичь некоторые аспекты Своего существования, но если мы восстаем против Него, не следуем Его законам, можем ли мы ожидать от Него какой-либо помощи? Только если мы готовы подчиниться Его власти, можно ожидать от Него помощи. Именно это и случается, когда мы начинаем усваивать Тору и жить в соответствии с ее требованиями.
Если адепт той или иной веры придет в организацию Инени, Ребецин не станет с ним разговаривать, а порекомендует сначала прослушать курс Торы. Почему? Потому что сам процесс изучения Торы меняет мировоззрение человека. Его или ее душа просыпается и открывается окружающему миру благодаря исполнению заповеди слушать слова Торы. В следующей главе вы узнаете, как Ребецин согласилась поговорить со священником — это был Преподобный Майк — и его другом только после Шабата. Но к этому времени необходимость разговаривать отпала: Шабат говорил сам за себя. Тора — это не теория. Мы можем привнести Б-га в нашу жизнь, если будем исполнять Его заповеди. «Эти небеса, небеса — Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим».[3]
Но кто научит нас исполнению заповедей? Как узнать, кому довериться? Как вообще можно довериться кому-либо, когда речь идет о такой вечной теме как душа? Кто такая Ребецин и как она появилась?
Мы убеждены, что ребецин Юнграйс один из самых надежных, заслуживающих доверия духовных наставников нашего времени. Именно в силу этой убежденности, мы полностью доверились ей. Решив связать свою жизнь с Б-гом, мы должны были научиться тому, как это воплотить. Вот когда нужны учителя. Однако Тора — не простой предмет Следование ее законам меняет жизнь и влияет на «последний экзамен» человека в Мире Грядущем. В такой ситуации в выборе учителя ошибиться нельзя. Нельзя допустить, чтобы вам поставили плохую оценку.
Вы можете решить, что я «рекламирую» Ребецин Юнграйс и ее организацию. Это не так. Я не говорю вам, кого именно выбрать в качестве духовного наставника. Я просто рассказываю, как его выбирать. Каждый, кто хочет стать ближе к Б-гу, должен с большой осторожностью подойти к вопросу о выборе наставника. Этот чуть ли не самое важное решение в жизни.
Ребецин и ее семья не какие-то сверхъестественные никогда не ошибающиеся существа. Им присуще все человеческое, и недостатки, в том числе. Но иногда мне кажется, что Ребецин острее чувствует чужую боль и вообще больше способна к состраданию, чем кто-либо другой. Если бы не это качество, как бы она могла заниматься тем, чем занимается. Ее семья пронесла трепетное отношение к чужим бедам буквально через века. Этот дар передавался от поколения к поколению, и именно отношение Ребецин к людям тронуло нас в тот весенний вечер в Ньюбурге, штат Нью-Йорк, когда мы впервые услышали ее выступление.
Выбор духовного наставника является исключительно важным для каждого, и я хотел бы подробнее остановиться на том, что же, в сущности, определило наш выбор.
* * *
Вначале нам было важно убедиться, что Ребецин является человеком, заслуживающим доверия.
Мы заметили, что во время выступлений она как бы с трудом сдерживает слезы. Я не думаю, что подобное состояние можно симулировать. Ее переполняли эмоции. Наблюдая за ее лицом и жестами, мы чувствовали, что у нее нет скрытых побуждений. Я рассказываю вам об этом, чтобы и вы могли понаблюдать за своим духовным наставником и не позволили себя использовать. Я имею в виду не деньги, а эго. Существуют люди, которые самоутверждаются за счет других, считаясь духовными лидерами и имея множество последователей. Их советам нельзя доверять, ибо ими руководит желание возвеличить себя. В этом мире нельзя позволить себе даже на один миллиметр опуститься «ниже уровня»; даже через короткое время, не вполне осознавая это, вы забудете, с какого «уровня» начали. Это пагубно, это смертельно опасно.
С самого начала мы обратили внимание, что Ребецин никому не пытается навязать какой-то определенный образ жизни. Ей не нужны роботы. Ей необходимо, чтобы люди действительно были счастливы, так как счастье означает, что ваша душа пребывает в гармонии с Б-гом. Вы делаете то, что угодно Б-гу, а это, в конечном счете, именно то, чего вы действительно хотите.
Однако, свобода в выборе образа жизни, не снижает требований к исполнению мицвот. Заповедь есть заповедь. Ее исполнение должно вдохновлять, а не разочаровывать. Не каждый еврейский мальчик собирается посвятить себя изучению Торы, но это не значит, что еврейские мальчики не должны учиться в ешиве. Однако, когда люди возвращаются к Торе, их не всегда ожидает привычный для рожденных в традиционной среде путь. Вполне возможно, что молодой человек может быть непригоден только для изучения Торы. Люди рождаются разными и Тору можно представить себе в виде стола, накрытого разными блюдами, рассчитанными на разные вкусы.
Ребецин обладает замечательным талантом распознавать, что именно подходит тому, кто ищет ее совета. Так, например, она знала, что если во время нашей первой встречи она начнет объяснять мне предписание Торы начинать зашнуровывать ботинки с левой ноги, я этого не выдержу. Мне понадобилось, возможно, десять лет, чтобы понять: Тора действительно говорит нам, на каком ботинке надо вначале завязывать шнурки. Но существуют люди, которые хотят знать все о завязывании шнурков сразу, через три минуты после того, как приходят к Торе.
Люди, указывающие путь другим, наставники, должны видеть эту разницу. Это возможно только в случае, когда «ведущим» не мешает собственное эго, они должны видеть вас и только вас.
Мы всем сердцем привязались к Ребецин, так как доверяли ей и чувствовали, что ее опека неподдельна. Я хочу, чтобы вы знали, причем я не преувеличиваю — в течение более четверти столетия она никогда, ни разу не подвела нас. Пожалуйста, помните об этом, когда ищите своего духовного наставника. Не стоит тратить жизнь попусту. Она представляет собой слишком большую ценность.
Даже когда встал вопрос о выборе партнера по изучению Торы, я обратился за советом к Ребецин. Правильно выбрать партнера не менее важно, чем научить ребенка правильно себя вести. Новички, обычно, очень подвержены постороннему влиянию. Ваш партнер должен разделять Ваши духовные устремления, и учеба должно проходить под пристальным вниманием наставника.
Вспомните, что я говорил раньше о шнурках. Необходимо четко видеть конечную цель, стараться найти верное соотношение между приобретением знаний, необходимостью делиться ими и самосовершенствованием. Даже составляя программу занятий, я вначале советуюсь с Ребецин: пора ли перейти к этой теме и кого выбрать в качестве партнера.
Конечно, мы посвятили много времени занятиям в семейном кругу. Я уже говорил, что вначале мы занимались с Раби. Он дал нам начальные знания, алеф бет Торы, толчок к дальнейшей учебе.
А наши дети! Трудно передать, сколь многому они нас научили. Даже сегодня, получая письма на иврите, мы обращаемся к ним за помощью. Дети стали нашими учителями. Они учат нас всему, чему научились сами
Я хочу, чтобы вы знали: они стали нашими учителями с того момента, как пошли в детский сад. Представляете, как это сближает, когда дети понимают стоящие перед вами проблемы и пытаются помочь. Они знают Тору лучше нас, однако всегда отвечают на наши вопросы очень почтительно, отдавая дань уважения родителям: учат нас, но не подчеркивают свое превосходство. Подобное деликатное отношение является составляющей любого эффективного процесса обучения, и тем более оно важно для еврея, цель которого овладеть всеми нюансами предписанного Торой поведения.
Этот процесс прекрасен. Вообразите, какие дивиденды дают такие инвестиции!
[1] Берешит 1:1—3
[2] Шмот 24:7
[3] Теилим 115
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.