Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Я хочу рассказать вам несколько историй о том, как депрессия может разрушить жизнь человека, и показать вам, как семья и друзья могут помочь заболевшему победить этого опасного врага.

Год назад мы получили письмо из Израиля:

«Я надеюсь, что вы вспомните обо мне, потому что я — одна из тех, для кого ваши двери были открыты в течение многих лет. Восемнадцать лет тому назад к вам пришла бруклинская девушка по имени Мириам. В то время я была сбита с толку, загнана в тупик; это был трудный этап в моей жизни …»

Какие воспоминания вызвало это письмо!

Когда мы познакомились с Мириам, это была красивая восемнадцатилетняя девушка. Она жила с одним нееврейским мужчиной. В таком юном возрасте она почувствовала себя загнанной в тупик. Она почти потеряла веру в себя и в свое будущее. Но… не совсем.

Все произошло как бы «случайно». Она зашла в здание Инени и попала на лекцию. Услышанные ею слова Торы задели какие-то струны ее души, и у нее возникла надежда на лучшее. Может быть, подумала она, у меня есть будущее. Может быть, я уж не такая никчемная шмате, в конце концов.

Мириам пришла к нам на Шабат один раз, потом еще раз, и еще раз. Познакомившись с нами поближе, она призналась, что в буквальном смысле слова боится за свою жизнь из-за угроз со стороны мужчины, с которым жила. Я вызвался помочь ей, и мы поехали к их дому. Хотя Мириам знала, что ее сожителя нет дома, она все же очень боялась. Она взбежала вверх по лестнице и схватила все свои вещи, моля Б-га о том, чтобы «он» неожиданно не пришел домой. Она побросала свои немногочисленные пожитки в чемодан — и мы рванули вперед на большой скорости… к новой жизни.

Мы дали Мириам молитвенник, и пригласили пожить у нас — так, как будто она была членом нашей семьи. Она провела у нас несколько месяцев. Мы познакомили ее с несколькими молодыми людьми, но ни один из них не отвечал ее требованиям. Так получилось, что через некоторое время мы потеряли с Мириам связь, но воспоминания о ней то и дело всплывали в памяти: хотелось узнать, куда занесла ее жизнь.

Прошло восемнадцать лет. И вот от нее пришло такое письмо:

Наши пути разошлись, но я никогда не забуду то тепло, мудрость, искренность и доброту, которые окружали меня в вашей семье. Свет Торы, увиденный у вас, неизменно воодушевлял меня. В течение всех этих лет я часто вспоминала вашу семью. Те чувства, которые возникли у меня, и те знания, которые я приобрела, живя с вами, позволили мне преодолеть все трудности и двинуться вперед. Сейчас мне удалось найти время, чтобы сесть за стол и написать несколько слов, которые давно теснятся у меня в голове. Я очень хочу сказать вам — «Большое, большое спасибо!».

Выяснилось, что Мириам переехала в Израиль. Она живет там с мужем и пятью замечательными детьми. Детей приобщены к Торе, и глаза их светятся радостью. Мириам выглядит моложе, чем была в восемнадцать лет.

«Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания и признания в глубоком уважении к ребецин Юнграйс. Молюсь о том, чтобы АШЕМ придал ей сил для продолжения ее замечательной работы, и да благословит Он всех вас.

P.S. Я до сих пор храню молитвенник, сидур, который вы подарили мне, и читаю по нему молитвы».

Разве мы видим, как растет семя в земле? Под слоем почвы, наблюдаемое лишь Б-гом, оно пускает ростки и формирует великолепное дерево. Аналогичным образом сложилась судьба Рут, происходившей из семьи Авраама; земля Моава в течение семисот лет хранила это благородное семя, чтобы, в конце концов, оно проросло.[1] Рут пришла из страны, пораженной голодом, и впоследствии стала прабабушкой великого Царя Давида.

Мириам пропала из виду на несколько лет и затем появилась в Израиле. Там она создала семью. Теперь у нее есть любящий муж и несколько сияющих детей. Как это случилось? Это случилось потому, что существовала организация Инени, которая помогла ей создать семью. Семья будет ободрять и поддерживать ее, и она сумеет реализовать свои потенциальные возможности.

«Г-сподь Б-г наш …поднимающий из праха бедняка, из сора возвышающий нищего, Чтобы посадить (его) со знатными народа его. Бездетную, сидящую дома, (превращает) в мать, радующуюся детям». [2]

Завершим рассказ о депрессии историей об одной девушке, которая, хоть и была жива, пребывала среди мертвых.

Лиза жила на кладбище. Не мертва, но и не вполне жива.

Эта когда-то гордая еврейская девушка не имела своего дома. Дочь еврейского народа, дитя царей и пророков, стала бродягой.

Приехав впервые в Америку из Израиля, Лиза устроилась сиделкой у одного старика. Старик вскоре умер, и она осталась не у дел, в одиночестве, без друзей и без работы. Лиза впала в депрессию. Раби Яаков Юнграйс, принимавший как-то раз участие в похоронах, обнаружил ее на кладбищенском дворе. Раби Юнграйс привел ее в Инени, и вскоре она появилась у нас на Шабате. Кончился Шабат, и она осталась у нас.

Что может сделать эта небольшая книга — Тора! Как только Лиза стала исполнять мицвот — есть кашерную пищу, читать молитву Шма — к ней вернулась ее душа. Она почувствовала общность своей судьбы с судьбой еврейского народа, и причина, вызвавшая депрессию, исчезла.

Лиза стала другим человеком. Она привела себя в порядок, нашла работу, на ее лице появилась улыбка. Лиза энергично принялась строить новую жизнь.

У одного из наших соседей был одинокий брат, который часто навещал его. Ребецин он показался хорошей парой для Лизы. Однажды, после проводов Шабата, Ребецин познакомила их. Как всегда, она оказалась права и сразу попала в точку. Сейчас они живут в Израиле — счастливая семейная пара с активными, преуспевающими в учебе детьми.

Для Лизы жизнь началась на кладбище, которое на иврите называется бейт ахаим (дом жизни). Похороненные там тела возвращаются в прах, но души живут вечно.

Последний из «Тринадцати принципов веры» Рамбама гласит: «Я верю совершенной верой, что будет воскрешение мертвых во время, когда будет на то воля Творца, благословенно Имя Его».

Память об этих словах поможет предотвратить депрессию, потому что Б-г создал для нас во всех отношениях безупречный план. С помощью Торы мы можем пытаться использовать любое событие положительным образом. Но нужно сделать правильный выбор. Нам дана свобода воли, а это значит, что мы способны ошибаться. Все, что случается с нами, может быть и к худу, и к добру — все зависит от того, действуем ли мы в соответствии с законами Торы, или нет.

И даже если мы делали в прошлом ошибки — а кто их не делал? — мы не обязаны быть рабами этих ошибок в будущем. Самый большой подарок, который Б-г соизволил нам дать, это способность излечиваться от ошибок прошлых лет. Если мы искренно отказываемся от ошибок, Он примет наше раскаяние и вычеркнет упоминание о нашем грехе из Своих записей. Этот процесс называется тшувой (возвращением). Какой это подарок! Многие из нас запутались в обстоятельствах своей жизни, но нам предоставляется возможность изменить эту ситуацию, если мы действительно хотим это сделать.

 

 


 

[1] Удивительная история Рут подробно изложена в третьем томе книги Элияу Китова «Книга нашего наследия». (См. также книгу Рут в Танахе).

[2] Теилим 113

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»