Из цикла «Дерех эрец», темы: Грех, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Стыд, Богобоязненность, Осквернение Имени Всевышнего
«Следует столь же скрупулезно выполнять свои обязанности в отношениях между людьми, как выполняют их по отношению ко Всевышнему при соблюдении заповедей, как сказано: “И будете чистыми перед Г-сподом и перед Израилем” (Бемидбар 32:22), и сказано: “Устрани от себя лукавство уст, и извращенность языка удали…” (Мишлей 4:24)» (Шкалим 3:2).
Отсюда мы учим, что человек ответственен за все свои дела и должен вести их так, чтобы не вызывать подозрений у других людей, как в имущественных делах, так и во всем, что связано с нарушением запретов, и тем более быть осторожным в том, чтобы не давать повода для пересудов. И сказали об этом наши мудрецы: «Удаляйся от уродливого (то есть от греха) и от всего, что похоже на него (то есть может дать основания к подозрению в грехе)» (Хулин 44б).
Мы обязаны остерегаться, чтобы не допустить подозрений не только в грехе, но и в проявлении дурных качеств. Талмуд и алахические авторитеты указывают, например, что не следует исполнять заповеди или совершать какие-то похвальные поступки в таких обстоятельствах, что в глазах окружающих это будет выглядеть как проявление гордыни. (См. Шабат 113а, а также Шульхан арух, Орах хаим 70 и Мишна брура п. 14 о том, что в наше время жених в ночь после хупы не освобождается от произнесения молитвы Шма Исраэль. В прежние времена причиной освобождения было то, что он, будучи озабоченным предстоящим, не может должным образом сосредоточиться на молитве; но в наше время, когда и все остальные люди молятся не столь уж сосредоточенно, нет смысла освобождать жениха, выделяя его этим из всех остальных). В определенных случаях наши мудрецы запрещали те или иные действия, которые могут вызвать какие-то подозрения; например, запретили развешивать в шабат белье на просушку во избежание подозрения, что стирали в шабат. Опасались даже подозрений относительно маловероятных или долговременных последствий тех или иных действий, как это мы видим относительно Трумат алишка — особого помещения при Храме, куда входили, чтобы оставить там пожертвование: было запрещено входить за завесу в длинной одежде с подогнутыми снизу полами, в обуви, в тфилин, с камеей (камея — пергамент с особыми текстами в кожаном футляре). Опасались, что если человек впоследствии обеднеет, то скажут, что это произошло в наказание за грех кражи из Трумат алишка, а если разбогатеет, то скажут, что это за счет украденного. И еще говорили, что запрещено входить туда обладателю длинных волос, в которых можно спрятать монеты, а с тем, кто вошел за завесу, разговаривали непрерывно, пока он не выйдет, во избежание подозрения, что он спрячет деньги во рту.
Из всего этого мы видим, насколько нужно остерегаться и ограждать себя от всех возможных подозрений!
Следует разъяснить более подробно, почему это необходимо:
1. Поскольку Тора, с одной стороны, предупреждает нас: «не ставь препятствие перед слепым», а с другой стороны, — запрещает подозревать невиновных, то из этого следует, что нельзя вводить людей в грех, давая им повод для напрасных подозрений.
2. Тот, кто не боится, что скажут о нем люди, теряет стыд перед ними и взращивает в себе наглость, в то время как наши мудрецы сказали, что стыдливый не скоро согрешит (Недарим 2а). А кто не считается с людьми, беззащитен перед соблазном греха.
3. Известно, что каждый человек подвержен влиянию среды. Поэтому, когда кто-то считает, что такой-то известный ему человек согрешил и преступил волю Всевышнего, у него самого слабеет страх перед грехом и ощущение его тяжести. Именно в этом состоял грех Амалека: он показал всему миру, что можно не бояться Всевышнего, как говорится в известной притче о человеке, который прыгнул в ванну с кипятком и этим показал всем, что она не такая уж горячая (см. Раши Дварим 25:18).
В книгах о Хафец Хаиме, благословенна память о праведнике, мы находим рассказ о том горе и потрясении, которое он испытал, увидев первый раз в жизни публичное нарушение шабата. И вот, он свидетельствует о себе, что в следующий раз, когда он увидел это, его чувства были уже не столь сильны.
Но особо следует остерегаться во всем, о чем шла речь выше, человеку важному и известному в своей среде. Находим в Шульхан арухе (Йоре дэа 152:1), что важному человеку запрещено есть у нееврея, пригласившего его на свадьбу своего сына. И даже если тот приглашает через 12 месяцев после этого события, запрещено, чтобы исключить подозрение. Шах добавляет к этому: Совершенно очевидно, что важный человек должен отдалять себя, насколько только возможно, от всякого подозрения. А Яд Малахи пишет там, что всюду, где есть какие-то основания к запрету, знаток Торы должен устрожать для себя, даже в том случае, когда другим людям закон не запрещает. И это для того, чтобы не учились у него искать в законе облегчений, как пишет об этом Иерусалимский Талмуд (Моэд катан 2:2): «Будут брать пример в облегчении, а не в устрожении»; см. в Яд Малахи там же дополнительные детали, в каких именно случаях следует устрожать.
Подозревают лишь того, за кем есть (некая вина)
Сказали наши мудрецы: Не подозревают человека в грехе, если он не совершил его; и даже если не совершил в полной мере — совершил частично; не совершил даже частично — совершил в своем воображении; не совершил даже в воображении — видел, как это делают другие, и радовался (то есть мысленно одобрял то, что они делают) (Моэд катан 18б). Из этих слов Талмуда мы видим, что подозрение является следствием того, что на Небесах увидели за подозреваемым какую-то провинность, и весьма вероятно, что все происходящее — к его благу, ибо хотят тем самым с Небес побудить его к раскаянию и исправлению. И еще мы видим, что тому, кто радуется греху другого человека, засчитывается, как будто он его совершил, и в качестве расплаты по принципу «мера за меру» его подозревают в этом грехе. (И также при поражении египетских первенцев вместе с ними погибли первенцы находившихся в Египте пленных; хотя они и не угнетали евреев, но вместе с египтянами радовались их страданиям). В завершение Талмуд уточняет, что все сказанное верно только при условии, что у подозреваемого нет врагов в этом городе; если же они есть, то подозрение может быть совершенно напрасным.
Сегодня, из-за многочисленных наших грехов, есть немало людей с длинным и нечистым языком, выставляющих себя праведниками и жалящих ближнего исподтишка, распускающих о людях слухи, под которыми нет никаких оснований. И этим людям верят, как сказано: «Завет заключен со злоязычием, что будет оно принято» (приводится в комментариях Альшиха на Коэлет). И предсказали пророчески наши мудрецы, что в эпоху «перед приходом Машиаха» истина исчезнет (Сота 49б).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.