Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Стыд — дарование с горы Синай

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Темы: Стыд, Рав Хаим Бурштейн

Стыд – одно из врожденных качеств еврея. Пока человек стыдится своих дурных поступков, у него еще есть шанс исправиться и вспомнить, какой великий потенциал в него заложил Творец.

 Эта лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Еврейский взгляд на мир» посвящена стыду. Состояние стыда было нам даровано не зря. Стыд является оградой мудрости. Мудрецы говорят, что, если у человека нет стыда, – значит, его предки не стояли на горе Синай.

Тора была дарована нам для того, чтобы мы видели истину, и могли изменить себя. Тот, кто наглый лицом, попадает в Ад (Гейном), а стыдливый попадает в Рай (Ган Эден). Один из признаков приближения Машиаха, – это когда в людях укрепляется наглость, они перестают стыдиться своих поступков. Наглость связана со лбом или с лицом. Лицо одновременно является и чем-то внешним, и при этом выражает внутреннюю суть. А лоб отражает интегральное направление пути человека и объединение всех его деталей. Кроме того, за лбом скрыт мозг, а за сердцем – чувство. Как правило, мы в жизни руководствуемся не тем, о чем мы думаем, а тем, чего мы хотим. Дурное начало сторожит сердце человека, чтобы туда не проникло добро. А наша задача – проносить в наши сердца искры святости, и тогда мы сможем изменить состояние нашего лба.

Стыд был дан не для социальных взаимоотношений людей. Стыд – это когда человек понимает, что та роль, которую он играет, нехороша, и он ощущает из-за этого дискомфорт, так как он сам стремится к другому. Стыд – это подсказка человеку с Неба, что ему нужно измениться, что у него есть потенциал стать более утонченным творением. Человек наглый не испытывает стыда, так как он не понимает, что делает что-то не то. Так, у животных стыда нет и не может быть, ведь они живут только в физиологическом смысле.

Как «работает» стыд? Сначала человек бледнеет (намек на смерть), потом краснеет, то есть появляется новый приток жизненности, а значит – способность к изменениям. Человек же наглый меняться не может, он уверен в истинности своего мнения и правильности своих поступков.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше