Из цикла «Дерех эрец», темы: Зависть, Хесед, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Следует остерегаться, чтобы не навлекать на себя зависть окружающих. Мы учим это из того, что сказал Яаков своим сыновьям во время голода: «Зачем вы показываете себя (сытыми)?» (Берешит 42:1). Объясняет Раши, что хотя в это время у них еще был хлеб, Яаков сказал своим сыновьям: Не следует показывать перед сыновьями Ишмаэля и Эсава, будто вы сыты (чтобы не вызывать у них зависти). В этих словах есть еще и дополнительный смысл. Яаков повелел сыновьям, чтобы они не входили в Египет все вместе и через одни ворота, но чтоб входили порознь и через разные ворота — чтобы каждый растворился в толпе входящих во избежание «дурного глаза», ибо все они были красавцы и богатыри.
В Иерусалимском Талмуде по поводу всего сказанного выше приведена следующая молитва: «Да будет воля Твоя, чтобы не было во мне зависти к другим, и в других — зависти ко мне» (Брахот 4:2).
Пишет Орах мейшарим, что не следует одеваться в роскошные одежды, выделяющиеся своей красотой и великолепием, — ни мужчинам, ни женщинам, ни детям, ни в будни, ни в шабат, но только в одежды, не выходящие за определенные усредненные рамки. Ибо роскошные одежды пробуждают зависть не только внутри общины, — мужчин к мужчинам и женщин к женщинам (как мы это видим и сегодня, как следствие погони за модой), — но также и зависть неевреев, среди которых мы живем. (Все сказанное относится также и к большим и роскошным домам). Орах мейшарим приводит по этому поводу также и сказанное в Талмуде: «Сказал рав Папа: Если переведутся гордецы — переведутся подстрекатели (против евреев)». Объясняет Раши: Если не будут евреи похваляться своими прическами и одеждами, то не будет и тех, кто подстрекает к ненависти против них (Орах мейшарим 21:5, в примечаниях). И потому следует избегать, насколько только возможно, того, чтобы выставлять напоказ перед всеми свое богатство и успехи во всех делах — материальных, и в том, что связано с детьми, и во всем другом. Сказанное не относится только к делам благотворительности, ибо, как говорят, «соблюдающий заповедь не узнает зла». Но и здесь, как правило, лучше дать цдаку скрытно, хотя и бывает, что предпочтительнее сделать это публично, чтобы подать пример другим. В таком случае следует дать значительную сумму и этим помочь многим другим тоже удостоиться заповеди. Но когда состоятельный человек дает публично маленькую сумму, не соответствующую его богатству (даже если он помимо этого пожертвует скрытно), другие по его примеру дадут еще меньше, и он тем самым причиняет ущерб делу благотворительности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.