Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли сократить молитву Амида?

Темы: Молитва Амида, Сидур, Кавана

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хочу узнать о молитве Амида. Можно ли ее читать не полностью? Или нужно на три части делить? И правила чтения.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Молитву Амида невозможно сократить. Она была составлена как единое целое, и, опустив одну из ее частей, мы лишаемся всей молитвы Амида.

Однако существует сокращенный вариант молитвы, который называется «hавинэйну». В нем все просьбы сконцентрированы в одном длинном благословении. В этом варианте Амиды первые три и последние три благословения читаются полностью, без изменений, а остальные тринадцать заменяются следующим текстом:

"הֲבִינֵנוּ יְ-הֹ-וָ-ה אֱ-לֹהֵינוּ לָדַעַת דְּרָכֶיךָ, וּמוֹל אֶת לְבָבֵנוּ לְיִרְאָתֶךָ, וְתִסְלַח לָנוּ לִהְיוֹת גְּאוּלִים, וְרַחֲקֵנוּ מִמַּכְאוֹב, וְדַשְּׁנֵנוּ בִּנְאוֹת אַרְצֶךָ, וּנְפוּצוֹתֵינוּ מֵאַרְבַּע תְּקַבֵּץ, וְהַתּוֹעִים עַל דַּעְתְּךָ יִשָּׁפֵטוּ, וְעַל הָרְשָׁעִים תָּנִיף יָדֶךָ, וְיִשְׂמְחוּ צַדִּיקִים בְּבִנְיַן עִירךָ וּבְתִקוּן הֵיכָלֶךָ, וּבִצְמִיחַת קֶרֶן לְדָוִד עַבְדֶּךָ וּבְעַרִיכַת נֵר לְבֶן יִשַׁי מְשִׁיחֶךָ. טֶרֶם נִקְרָא אַתָּה תַעֲנֶה. בָּרוּךְ אַתָּה יְ-הֹ-וָ-ה, שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה".

Перевод:

«Научи нас, Господь, Б-г наш, знанию путей Твоих; и обрежь сердце наше, чтобы оно трепетало пред Тобой; и прости нас, чтобы пришло к нам избавление; и отдали нас от страдания; и даруй нам изобилие в прекраснейшей Твоей земле; и изгнанников наших с четырех сторон света собери; и поступающие не по желанию Твоему да будут судимы; и над злодеями занеси руку Свою; и да возрадуются праведники восстановлению города Твоего и Храма Твоего, и возвышению Давида, раба Твоего, вновь зажженному светильнику сына Ишая, помазанника Твоего. До того, как взовем к  к Тебе, Ты ответишь. Благословен Ты, Б-г, Внимающий молитве».

Молитва «hавинэйну» была составлена мудрецами для тех случаев, когда человек не может прочесть Амиду полностью. Однако на практике воспользоваться этим вариантом крайне сложно. Во-первых, потому, что эту молитву, как правило, не печатают в сидурах и найти ее в нужный момент довольно непросто. Во-вторых, зимой, когда молятся о дожде, а также в те дни, когда в молитве есть дополнительные вставки (на исходе субботы или праздника, а также в Рош Ходэш — Новомесячье), «hавинэйну» читать нельзя. В-третьих, эту молитву составили только для крайних случаев, когда вообще нет и не будет возможности прочесть Шмонэ-Эсрэ (Амиду) полностью, даже если молиться сидя или на ходу.

Но все-таки в некоторых ситуациях сокращенная молитва «hавинэйну» может нам помочь. Это три основных группы ситуаций:

  1. Когда время молитвы истекает и уже невозможно успеть прочесть Амиду полностью.
  2. Когда человек болеет и ему сложно произнести весь текст молитвы (Шулхан Арух 110; Беур hалаха).
  3. Когда работодатель запрещает работнику отвлекаться на посторонние дела[1].

Как мы упоминали, «hавинэйну» нельзя читать зимой и в те дни, когда есть дополнительные вставки. Поэтому даже в ситуациях, когда в принципе разрешено сократить Амиду до минимума, нельзя забывать, что зимой и в те дни, когда добавляют особые вставки, «hавинэйну» не читают.

Кроме того, всегда, когда есть возможность помолиться сидя или на ходу, лучше прочесть Амиду целиком, пусть сидя или на ходу, чем читать «hавинэйну», но стоя (Мишна Брура 110:2).

Если есть реальная угроза жизни молящегося, Амида сокращается до нескольких строк и содержит всего одно благословение:

«Велики нужды народа Твоего, Израиля, но сознание их неясно. Да будет воля Твоя, Господь, Б-г наш, даровать каждому всё, что ему необходимо, и каждому существу всё ему недостающее. Благословен Внимающий молитве».

Когда опасность миновала, следует прочесть молитву целиком.

 

Привожу для Вас основные правила чтения молитвы Амида.

Структура молитвы

Молитва Амида состоит из девятнадцати благословений, которые делятся на три категории: первые три — восхваления, средние тринадцать — просьбы и, наконец, последние три благословения — благодарственные.

Время молитвы

Так как молитва Амида установлена в соответствии с ежедневными жертвоприношениями, время ее чтения также соответствует времени жертвоприношений, совершавшихся в Храме. Утреннюю молитву (Шахарит) читают от восхода солнца до конца трети светового дня, дневную молитву (Минху) — от получаса после полудня до захода солнца, вечернюю молитву (Маарив) — от выхода звезд до зари. Все это — в соответствии с местностью и временем года. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

О том, как поступать человеку, который должен выходить на работу до того, как наступает время чтения молитвы, можно прочесть здесь.

Как произносить молитву?

Молитву Амида произносят стоя, составив ноги вместе. Лицом — в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме — в сторону Храмовой горы.

В молитве Амида делают четыре поклона. В первом благословении и в конце предпоследнего при слове «Благословен» сгибают колени, при слове «Ты» — кланяются, при слове «Господь» — выпрямляются. В начале предпоследнего благословения делают простой поклон. Во всех этих случаях кланяются так, чтобы на спине проступили позвонки.

Амиду произносят шёпотом, так, чтобы окружающие не слышали молящегося. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Молиться можно на любом языке, но лучше — на святом языке, даже если человек его не понимает, т. к. молитва на святом языке обладает очень сильным духовным влиянием (Шульхан Арух 101:4, Беур hалаха, там же).

В определенных местах в молитве Амида можно добавить личные просьбы. Подробнее об этом см. здесь.

Какой должна быть одежда молящегося — см. здесь.

Молитва Амида в дороге

Тот, кто вынужден молиться в транспорте и знает, что, если будет молиться стоя, не сумеет сконцентрироваться, — может молиться сидя. Человеку, который находится в пути и должен молиться сидя, следует составить ноги вместе (Мишна Брура, там же, 2).

В крайнем случае можно молиться даже на ходу (Шульхан Арух 94:4). При возможности следует остановиться, произнося первое благословение Амиды и в тех местах, где нужно поклониться, а также — в конце молитвы, когда надо отступить три шага назад (там же; Мишна Брура, там же).

Если человек молится в автобусе и не успевает закончить молитву до конца поездки, можно прерваться, чтобы выйти из автобуса (Тфила кэ-Ильхата 27; 22).

Перед молитвой следует снять рюкзак и поставить сумки (Шульхан Арух 93:5).

Нельзя молиться за рулем (Тфила кэ-Ильхата 27;21)

О том, когда можно прерываться во время Амиды, см. здесь.

С уважением, Моше Сытин

 


[1] В Шульхан Арухе сказано: сокращенную молитву «hавинэйну» можно также произнести, если человек чем-то озабочен или боится, что его прервут во время молитвы, и из-за этого не может сконцентрироваться. Но законодатели более поздних времен постановили, что сегодня, когда люди и так слабо сосредоточены во время молитвы, это не является уважительной причиной, чтобы сократить Амиду (см. Беур hалаха 110).

 

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его