Темы: Сидур, Молитва, Связь с Творцом, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Хотел уточнить у вас: в еврейской традиции принято молиться, прочитывая или произнося по памяти молитвы из Сидура (насколько я понял). Означает ли это: 1 — неправильно произносить молитвы своими словами, 2 — молитва произнесённая в соответствии с написанной имеет больше смысла и силы? 3 — возможно ли заменить молитвы из Сидура (молитвенника) на молитвы своими словами, если не помнишь текст и сидура под рукой нет? С уважением, Владимир
Уважаемый Владимир,
Наша связь со Вс-вышним имеет два аспекта. Один — это отношение, подобное взаимоотношениям отца и сына, второй — отношение, подобное связи между властителем и рабом. Оба эти аспекта ярко отражены в еврейских понятиях о молитве.
Как сын, еврей может молиться Вс-вышнему в любое время, употребляя любые слова. Одно из слов, которые переводятся со Святого Языка как «молитва», — сиха — означает также «разговор», «беседа». Т.е. можно и нужно просто говорить со Вс-вышним, рассказывать Ему о своих удачах и неудачах, делиться с Ним, просить о помощи.
Как раб, человек должен обращаться к царю, соблюдая все законы этикета. Он должен вести себя соответствующим образом, быть аккуратно одетым, говорить чётко и правильно. К царю не вломишься поболтать пару минут после работы, не заскочишь между делом, спросить, как жизнь. Общение с царём требует подготовки, знания ритуала, применения чётких и кратких формулировок. В давние времена люди знали, как нужно обращаться к Царю Царей. К сожалению, это искусство было утеряно большинством ещё во времена Вавилонского изгнания.
Именно поэтому мудрецы Великого Собрания, которое было созвано в период возвращения из Вавилона и строительства Второго Храма, учредили обязательные молитвы. Они обязали каждого еврея молиться три раза в день и написали тексты молитв.
Таким образом, молитвы, напечатанные в Сидуре, отличаются не только древностью (5 век до н.э.). Они были написаны величайшими мудрецами того поколения — поколения гигантов мудрости и пророков.
В тексте молитв упоминается широчайший ряд человеческих нужд и стремлений. Текст написан правильным и красивым языком и соответствует этикету обращения к Царю. Но, самое главное, в словах молитвы — множество уровней смысла. Величайшие каббалисты, такие, как Ари и Рашаш, написали объёмистые книги, которые объясняют лишь ничтожную часть того, что было вложено в эти молитвы. Произнося молитвы из Сидура, еврей может затронуть высочайшие миры, недоступные ему в обычной ситуации. Если бы мы вспоминали об этом каждый раз, когда берём в руки Сидур, наша молитва выглядела бы совершенно иначе!
Что касается упомянутого обязательства молиться три раза в день, заметим: наиболее важной составной частью всех трёх дневных молитв является так называемая Амида, или Шмонэ Эсрэ. Тот, кто не произнёс эту молитву в соответствии с установленным текстом, не выполнил обязанность молиться так, как это было установлено мудрецами. Книги Еврейского Закона упоминают укороченный вариант этой молитвы, предназначенный, в основном, для людей, которые не имеют права потратить время на произнесение полного текста молитвы, т.к. их работа оплачивается по дням. Есть также вариант молитвы, предназначенный для человека, который находится в смертельной опасности и должен немедленно бежать.
В наше время не принято пользоваться этими укороченными вариантами, т.к. даже полный вариант этой молитвы не очень длинный, его можно легко произнести за пару минут. Тот, кто не знает молитвы наизусть, может приобрести карманный Сидур. Есть даже молитвенник «Минха, Маарив» (где приводятся послеполуденная и вечерняя молитвы), который помещается в кошелёк. Существуют также Сидуры в электронном виде для сотовых телефонов, так что в наше время молитва по тексту не представляет собой большой технической проблемы.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте и смотрите: Капитан корабля — мой папа…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Рав Моше Пантелят
По какому нусаху молиться?
Рав Реувен Куклин
В шаббат я на столе оставил сидур...
Рав Йеуда Володин
Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?
Рав Берл Набутовский
Важно не учиться скучным для себя способом...
Рав Бенцион Зильбер
Оказалось, прапрадедушка молился не по тому нусаху, по которому молюсь я...
Рав Берл Набутовский
Почему сидур диаспоры не подходит?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сборник молитв, читаемых на праздники
Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
С какими торжествами знакомы дети «ортодоксальных» евреев, кроме праздничных дат еврейского календаря?
Рав Яков Шуб
Что делать родителям, чтобы ребенок вырос настоящим евреем? Что действеннее, чем сгула? Как правильно молиться за детей? Почему сыновья первосвященника Эли «сошли с пути», а Шмуэль, с детства оторванный от семьи, стал великим пророком?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его