Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Молитва Амида, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва
1. Каково время утренней молитвы «Шмонэ Эсрэ»? Если точно выполнить постановление мудрецов, то следует начать ее в момент появления первого луча солнца, как сказано: «Будут они трепетать перед Тобой с появлением солнца». Но, если получилось так, что человек начал молиться «Шмонэ Эсрэ» уже с появлением света зари1 — обязанность прочесть «Шмонэ Эсрэ» им выполнена. И продолжается время, когда можно читать «Шмонэ Эсрэ», до трети дня, откладывать же молитву дольше запрещается. Но, тем не менее, если человек нарушил этот запрет и не помолился до трети дня, даже сознательно, может читать «Шмонэ Эсрэ» до полудня1*. И, хотя награду за молитву, прочтенную вовремя, он уже не получит, награда за молитву у него все же будет. А если он сознательно не помолился до полудня — он больше никак не сможет восполнить пропущенную молитву, и о нем сказано: «Испорченного не сможет исправить». А как быть, если он пропустил молитву по ошибке или был вынужден это сделать — будет разъяснено в главе 21.
2. Когда молящийся доходит до слов: «Прославим же Вс-вышнего…» (в благословении после «Шма» — перев.), он должен встать и приготовиться к молитве «Шмонэ Эсрэ», высморкаться, сплюнуть и избавиться от всего, что может его отвлечь. И пусть отойдет на три шага назад и скажет: «Прославим же Вс-вышнего…» до слов: «…избавивший Израиль», и после этого вернется на прежнее место, сделав три шага вперед, так, как будто он подходит к царю. Между словами «…избавивший Израиль» и молитвой «Шмонэ Эсрэ» запрещено прерываться даже для того, чтобы ответить на Кадиш, Кдушу или Барху2, потому что молящийся должен присоединить слова об избавлении к молитве. И хорошо было бы ему постараться завершить благословение: «…избавивший Израиль» одновременно с хазаном, поскольку, если он закончит благословение раньше, а хазан — после него, мудрецы сомневаются, нужно ли ему отвечать «амен» на благословение хазана или нет3. Но если он сам в этот же момент завершает благословение, нет сомнения, что отвечать «амен» не следует, поскольку на собственное благословение «амен» не отвечают. (И см. выше, глава 6, параграф 11). А в вечерней молитве, поскольку благословение после «Шма» не завершается словами «…избавивший Израиль», можно прерываться после этих слов, как во всяком другом месте между отрывками.
Перед тем, как начать «Шмонэ Эсрэ», необходимо произнести стих: «Г-сподь, открой уста мои…», и это не считается прерыванием (между словами об избавлении и молитвой — перев.), поскольку этот стих уже относится к молитве. Но стих: «Когда Имя Г-спода произносить буду…» не следует произносить: его произносят только в молитвах Минха и Мусаф, перед стихом: «Г-сподь, открой уста мои…».
3. Молящийся должен знать, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится перед ним, как сказано: «Излей, как воду, сердце свое против лица Б-га». И пусть молящийся сосредоточится, и пусть отбросит все заботящие его размышления, чтобы внимание его и мысли не рассеивались во время молитвы; и пусть подумает, что, если бы он говорил перед царем из плоти и крови, несомненно, очень тщательно продумывал бы свои слова и следил бы за ними, чтобы не ошибиться. Тем более, стоя перед Царем царей всех царей, Святым, благословен Он, должен человек думать о том, что он произносит, поскольку Ему, благословенно Его имя, мысли так же ясны, как слова, и все размышления Он исследует.
И следует человеку перед молитвой поразмыслить о величии Б-га, благословенно Его имя, и ничтожестве человека, и выбросить из сердца все помыслы о человеческих удовольствиях.
4. Молящийся должен сосредоточить мысли на значении слов, которые он проговаривает устами, как сказано: «Приготовишь сердца их, и тогда услышит ухо Твое». И уже напечатано множество сидуров с переводом на идиш (и на русский — перев.), и всякий может теперь научиться понимать те слова, которые он произносит в молитве. А если он не в состоянии вспоминать о значениях слов, пусть во время молитвы думает, по крайней мере, о вещах, которые смиряют сердце человека, направляя его к Отцу его, Который на Небесах4. А если во время молитвы его посетят посторонние мысли, пусть замолчит и дождется, когда эти мысли уйдут.
5. Пусть поставит ноги одна вплотную к другой, как будто это одна нога, чтобы уподобиться ангелам, как сказано: «И ноги их — нога прямая», то есть их ноги выглядят, как одна нога. И пусть склонит голову немного вниз и закроет глаза, чтобы ни на что не смотреть. А если он молится по сидуру, пусть не отрывает глаз от сидура. И пусть положит руки на сердце, правую на левую, и молится от всего сердца, в страхе, трепете и смирении, как нищий, стоящий на пороге. И пусть выговаривает слова со вниманием и совершенно точно. И пусть каждый молится по своему нусаху, будь то ашкеназ, сфарад или другие, поскольку основа их всех — в высшей святости. Но пусть не переносит слова из одного нусаха в другой, поскольку в любом нусахе слова расположены и подсчитаны в соответствии с великим тайным знанием, и нельзя ни добавлять к ним, ни убавлять от них.
6. Необходимо непременно молиться шепотом, чтобы только сам молящийся слышал, что он произносит, а товарищ его, стоящий рядом, не слышал бы его голоса, как сказано в Писании про Хану: «Только уста ее шевелятся, а голос ее не слышен».
7. Молящийся не должен ни на что опираться, даже слегка5. А если он немного болен, то ему можно молиться сидя или даже лежа5*, при условии, что он может сосредоточиться. А если он не может произносить слова молитвы, пусть произнесет их по крайней мере мысленно.
8. Во время молитвы «Шмонэ Эсрэ»6 не следует держать ничего в руках, кроме сидура или махзора, если они нужны молящемуся. И нужно ему заранее отметить те места в сидуре или махзоре, по которым он будет молиться, чтобы посреди молитвы не пришлось ему их искать. Пусть не будет никакого препятствия между ним и стеной6*, как сказано: «И обратил Хизкиягу лицо свое к стене и помолился». А препятствием в данном случае считается вещь высотой десять тефахов и шириной четыре тефаха, но более маленькая вещь не считается препятствием7. И даже достаточно большая вещь, если она стоит там постоянно, как Ковчег или бима, также не считается препятствием. Не считается препятствием и человек. А в трудной ситуации8 этим законом вообще можно пренебречь, если молящийся закрывает глаза или не отрывает их от сидура, так что его внимание ни на что не отвлекается.
Также не следует молиться напротив какого бы то ни было изображения. А если случилось так, что человеку пришлось молиться напротив раскрашенной стены или полотнища ткани, пусть закроет глаза. Но напротив зеркала запрещено молиться даже с закрытыми глазами.
Пусть человек не молится в открытом месте, скажем, в поле, поскольку, если он укрыт от посторонних глаз, он лучше чувствует трепет перед Царем, и сердце его оставляет гордыню и смиряется. Но, если человек в пути, ему можно молиться в поле. Но, если это возможно, пусть молится между деревьями.
9. Во время молится нельзя рыгать, потягиваться и зевать. А если молящийся не может удержаться и ему приходится так сделать, пусть прикроет рот рукой, чтобы не было видно, как он открывается. И также в это время запрещается сплевывать. А если у него во рту собралась слюна и очень ему мешает, настолько, что отвлекает его от молитвы, пусть сплюнет ее в платок или край одежды. А если он не может сделать этого из-за брезгливости, пусть повернется налево и сплюнет за спину. Если нельзя сплюнуть за спину, пусть сплюнет налево. А если нельзя сплюнуть и налево, пусть сплюнет направо.
Если его укусила вошь, пусть почешется через одежду и удалит ее, чтобы она не заставляла его внимание рассеиваться. Но нельзя снимать ее рукой.
Если с него соскользнул талит, он может подтянуть его обратно, даже если большая часть уже упала. Но если талит упал на пол целиком, запрещено поднять его и закутаться, поскольку это уже будет считаться прерыванием молитвы8*. А если перед молящимся упала на пол святая книга и из-за этого его внимание отвлекается, можно поднять ее в промежутке между благословениями.
Все то, что запрещено во время «Шмонэ Эсрэ», остается запрещенным, пока молящийся не отступит на три шага назад (только в том, что касается права прерваться, есть разница, как я напишу в главе 14).
10. Нужно молиться, повернувшись лицом в сторону Земли Израиля, как сказано: «И будут молиться Тебе через их землю». И пусть молящийся повернется лицом также в сторону Иерусалима, в сторону Храма и в сторону Святая Святых Храма. И поэтому мы в наших странах, поскольку живем на запад от Земли Израиля, должны поворачиваться лицом на восток. (Не точно на восток, а на юго-восток). А те, кто живет к северу от Земли Израиля, поворачиваются лицом к югу. А живущие на восток от нее поворачиваются лицом к западу. Живущие же к югу поворачиваются лицом на север. И получается, что все евреи, молясь, поворачиваются к одному и тому же месту, то есть к Иерусалиму и Святая Святых Храма, поскольку именно там расположены ворота Небес, через которые возносятся все молитвы. И поэтому назван Храм «тальпийот» (букв. «Холм уст» — перев.), как сказано: «Как башня Давида шея твоя, построенная, чтобы быть тальпийот» — то есть холм, к которому поворачиваются все уста.
Если человек молится в таком месте, где не в состоянии определить направление на Землю Израиля, пусть направит свое сердце к Отце своему, Который на Небесах, как сказано: «И молитесь в сторону Б-га»9. Если молящийся стоял лицом к югу или северу и в середине «Шмонэ Эсрэ» вспомнил, что стоит неправильно, пусть не отрывает ног от пола, а повернет лицо к востоку. А если это невозможно, или если он стоит лицом к западу, пусть заканчивает молитву как есть, направив сердце свое к Святая Святых Храма, и пусть не отрывает ног от пола10. И также если он молится в таком месте, где на восточной стене есть изображения, пусть молится лицом в другую сторону, даже если это и не восток.
11. Во время молитвы «Шмонэ Эсрэ» необходимо поклониться, сгибая колени, четыре раза: в начале первого благословения и в конце его, и в благословении Модим («Мы благодарны…») в начале и в конце. Когда молящийся произносит слово «благословен», сгибает колени. Произнося слово «Ты», сгибается настолько, чтобы все позвонки стали видны, и нагибает также голову. И, прежде чем произнести Имя Б-га, не торопясь выпрямляется (намекая на то, что сказано: «Б-г распрямляет согбенных»). И также в благословении «Модим» он кланяется, сгибая колени11, а, прежде чем произнести Имя Б-га, выпрямляется.
Пусть, кланяясь, человек не нагибается слишком сильно, то есть так, чтобы голова оказалась напротив пояса, поскольку это указывает на гордыню. А старому или больному человеку, которому больно сгибаться, достаточно просто нагнуть голову.
Запрещено кланяться таким образом, произнося любые другие благословения «Шмонэ Эсрэ», как в их начале, так и в конце.
12. После «Шмонэ Эсрэ» произносят отрывок: «Б-г мой! Убереги…». и, прежде чем произнести стих: «Устанавливающий мир…», склоняются и так отступают на три шага, как делает раб, расстающийся с господином. Шаги должны быть средними, но по меньшей мере такой длины, чтобы большой палец оказывался возле пятки. Не следует шагать слишком широко, и шагов не должно быть больше трех. Начинают шагать с левой ноги, после этого шагают правой, а после этого — снова левой. И, оставаясь склонившимся, поворачивают лицо в левую сторону, соответствующую правой стороне Шехины, которая находится перед молящимся во время молитвы и при ее завершении, и произносят: «Устанавливающий мир в высотах Своих». После этого поворачивают лицо в правую сторону, соответствующую левой стороне Шехины, и произносят: «Он пошлет мир нам». А после этого кланяются перед собой и произносят: «и всему Израилю. И скажем: Амен!»
После этого человек выпрямляется и произносит отрывок: «Да будет воля Твоя (…) чтобы возведен был Храм…», поскольку молитва читается вместо служения в Храме. И поэтому мы молимся о возведении Храма, чтобы могли мы совершать там настоящее служение вскорости, в наши дни.
А причина того, что начинают шаги с левой ноги, в том, что при обычной ходьбе человек начинает с правой ноги, поэтому здесь он сначала поднимает левую ногу, чтобы показать, как тяжело ему расставаться с Вездесущим, благословен Он. И поэтому тот, кто обычно при ходьбе начинает с левой ноги, здесь поднимает сначала свою левую ногу, которая у обычных людей правая.
13. В том месте, в котором завершились его шаги, он должен стоять, сдвинув ноги вместе, как во время молитвы. И пусть не оборачивается в сторону запада11*. И пусть не возвращается на свое место, пока хазан не дойдет до Кдуши. И молящийся в одиночку, должен простоять столько же12. А если места в синагоге не хватает, и также если произносятся гимны, может вернуться на место, когда хазан начнет повторение «Шмонэ Эсрэ».
14. Во время молитвы «Шмонэ Эсрэ» запрещено делать знаки глазами и губами, а также указывать пальцем, и нельзя прерываться даже для того, чтобы ответить на Кадиш, Кдушу или Барху; в этом случае молящийся должен замолчать и внимательно слушать то, что говорят хазан и община, и ему это будет засчитано за ответ, то есть обязанность ответить будет считаться выполненной. И при этом это не будет считаться перерывом. Но при произнесении отрывка «Б-г мой! Убереги…» можно прерываться в тех же случаях, когда можно прерываться посреди благословений на «Шма» и самого чтения «Шма», как объяснено выше, глава 16. Но, тем не менее, если это возможно, следует сказать вначале стих: «Да будут угодны Тебе слова моих уст…». А если есть еще чуть-чуть времени, хорошо бы успеть сделать и три шага назад.
15. У некоторых принято сразу после слов: «…благословляющий миром народ Свой, Израиль» произносить стих: «Да будут угодны Тебе слова моих уст…», и читать после этого: «Б-г мой! Убереги…», а после этого отрывка произносить второй раз: «Да будут угодны…», и так делать правильно. И мне кажется, что тот, кто так делает, имеет право во время чтения отрывка «Б-г мой! Убереги…» прерываться для того, чтобы сказать «амен», в любом случае13.
Некоторые говорят14, что, перед тем, как сказать стих: «Да будут угодны…», хорошо бы произнести один стих из Торы, или Пророков, или Писаний, начинающийся на ту же букву, с которой начинается имя молящегося, и кончающийся той же буквой, которой оно заканчивается. И мне кажется, что произносящему стих «Да будут угодны…» не следует произносить этот стих из ТаНаХа до второго «Да будут угодны…».
16. Как уже разъяснялось в главе 12, параграф 3, если человек чувствует, что ему хотя бы немного хочется в туалет, ему запрещено молиться, пока он не очистит себя. Однако, если в начале ему совсем не хотелось, а потом, посреди «Шмонэ Эсрэ», он почувствовал, что ему нужно в туалет, неважно, облегчиться или помочиться, пусть удержит себя, пока не закончит «Шмонэ Эсрэ», и не прерывается. И даже если ему хочется в туалет очень сильно, тем не менее пусть постарается удержаться, насколько это только возможно15, и не выходить в туалет посреди «Шмонэ Эсрэ», пока не завершит последнее благословение, до слов: «…благословляющий миром народ Свой, Израиль!».
17. Если человек чувствует, что сейчас испортит воздух, и не может удержаться, то, если он молится дома, пусть отойдет на четыре ама назад16 или в сторону17, испустит газы, подождет, пока не исчезнет запах, а после этого вернется на прежнее место и скажет: «Господин всех миров! Ты сотворил нас со многими отверстиями и многими полостями; открыты и известны Тебе позор наш и унижение наше! Позор и унижение при жизни нашей, черви после смерти нашей!» — и продолжает молитву. А если он испортил воздух там, где он стоял на молитве, не успев отойти, и также, если он молится в миньяне и стесняется отойти на четыре ама посреди молитвы, он не должен отходить назад, и также не должен произносить: «Господин всех миров…»18, а должен подождать, пока запах не исчезнет, и продолжать молитву.
18. Запрещено сидеть19 ближе, чем четыре ама, рядом с тем, кто молится «Шмонэ Эсрэ», ни спереди, ни сзади, ни в стороне. Но если сидящий также занимается тем, что связано с порядком молитв, это разрешено. А некоторые еще облегчают этот закон, говоря, что даже если он не занят ничем, связанным с порядком молитв, но учит Тору вслух, он не должен отсаживаться подальше20. А боящийся слова Б-га не станет сидеть перед молящимся «Шмонэ Эсрэ» все время, пока тот его видит, даже если он сам в это время читает «Шма». Но если он не перед ним, а сзади него или в стороне — ничего страшного. А стоять можно в любом случае и даже перед молящимся21.
19. Если тот, кто сидит рядом с молящимся «Шмонэ Эсрэ» — человек слабый или больной22, не следует запрещать ему это23.
20. Если тот, кто сидит рядом с молящимся «Шмонэ Эсрэ», сидел там раньше, а потом пришел второй и встал на молитву в стороне от него или перед ним, так что оказалось, что первый сидит за ним — он не должен вставать, поскольку это второй пришел на территорию24, уже занятую первым. Но если он встал на молитву сзади него, так что первый оказался сидящим впереди него — ему нужно подняться25. И все это — если он молится дома. Но если они молятся в доме, предназначенном для постоянно собирающегося миньяна, и тем более в синагоге, предназначенной для того, чтобы в ней молился каждый, — даже если сидящий сел раньше, он обязан встать, поскольку это место предназначено всякому человеку для молитвы26.
21. Запрещено проходить ближе, чем на четыре ама, перед молящимся «Шмонэ Эсрэ»27. И поэтому, если один стоял впереди, молился «Шмонэ Эсрэ» и закончил свою молитву, а другой стоит сзади него, тоже молится и пока еще не закончил — пусть стоящий впереди не делает трех шагов назад, ибо тогда окажется, что он проходит перед молящимся. Но проходить в стороне от молящегося и, тем более, позади него, разрешается28.
22. Если человек пьян настолько, что не может разговаривать в таком виде с кем-то важным и уважаемым, — ему запрещено молиться29. А если он все же помолился — его молитва отвратительна, и он должен молиться еще раз, когда действие вина пройдет. А если тем временем прошло время молитвы — он может восполнить пропущенную молитву во время следующей, как всякий, кто забыл или был вынужден (ниже, глава 21).
(Закон о молитве женщины в состоянии нида приведен ниже, в конце главы 153).
1 См. «Общие положения» в конце книги.
1* И хорошо было бы ему в этом случае перед молитвой сказать, что если по закону он свободен от обязанности молиться, то пусть его молитва будет засчитана ему как добровольная.
2 В Шаббат разрешается ответить: «Амен, Благословенно Имя Славы царства Его во веки веков!», а также на Кдушу и Барху.
3 Но если случилось так, что он завершил благословение до хазана, пусть ответит.
4 Вот что пишет МБ: Если он видит, что даже в Авот (первом благословении) не сможет сосредоточиться (то есть вспоминать значения слов), пусть не молится вообще, пока не успокоится настолько, чтобы по крайней мере в первом благословении быть в состоянии сосредоточиться.
5 В тяжелой ситуации можно разрешить опираться таким образом, что, если убрать опору, он не упадет.
5* Повернувшись набок.
6 И также во время чтения «Шма» и Псукей де-Зимра.
6* Некоторые говорят, что это только в том случае, если препятствие находится на расстоянии меньше четырех ама от молящегося (а вещь, необходимая для молитвы, как, скажем, стендер, вообще не является препятствием).
7 А некоторые спорят с этим.
8 Формулировка МБ: «Если невозможно легко убрать препятствие».
8* А если упавший талит отвлекает его — разрешено, как в случае с книгой, ниже.
9 И лучше отвернуть лицо в какую-либо сторону.
10 В синагоге, где это бросается в глаза, пусть оторвет ноги от пола и повернется в ту сторону, в которую молится община.
11 склоняя голову и тело одновременно.
11* Пока не закончит хазан молиться «Шмонэ Эсрэ» шепотом. А если большая часть общины все еще молится, неясно, каков будет закон на практике.
12 И в любом случае не меньше времени, указанного ниже; а в трудной ситуации — столько, за сколько можно пройти четыре ама.
13 А по мнению МБ, это можно только после того, как он скажет второй раз: «Да будут угодны…».
14 Все это не приводится в МБ.
15 Некоторые говорят, что, если он из-за этого нарушает запрет: «Не оскверняйте душ ваших» (см. выше, глава 4), он может прерваться, если хочет.
16 И пусть сдвинет тфиллин, чтобы они не были на положенном месте.
17 А по мнению МБ, в сторону отойти нельзя.
18 И лучше сказать это мысленно.
19 И также опираться.
20 И лучше отсесть, если он учится спереди от него или в стороне, и если это не трудно.
21 А МБ сомневается, каков закон, если он стоит в пределах четырех ама.
22 И известно, что он слаб, и слабость его очевидна, и всем ясно, что именно из-за слабости он сидит.
23 А некоторые запрещают, если он сидит впереди молящегося.
24 (А молящийся пусть отойдет). Но, тем не менее, желающий проявить качество праведности должен встать.
25 В МБ не приведено.
26 А если он занимается Торой, это не следует запрещать.
27 И читающий стих: «Слушай, Израиль…»
28 В стороне спереди него — об этом спорят мудрецы, и может быть, возможно разрешить это в тяжелой ситуации. (А по книге «Зоhар» — в стороне от молящегося в любом случае запрещено сидеть, в пределах четырех ама).
29 Если он выпил ревиит вина — см. МБ.
Читайте: обзор темы Основная еврейская молитва — Амида (Шмона Эсрэ)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.