Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Связь между жертвоприношениями, которые были отменены из-за разрушения Храма, и текстами молитв

Размышление четвертое. Молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвоприношениями

«Раби Йеошуа бен Леви говорит: Молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвоприношениями» (Брахот 26б).

«Почему сказали, что утренняя молитва — до полудня? Поскольку утреннее ежедневное приношение (тамид) приносится до полудня… А почему сказали, что молитва Минха — до вечера? Поскольку послеполуденная ежедневная жертва приносится до вечера… А почему сказали, что у вечерней молитвы нет определенного времени? Поскольку несгоревшие части дневных жертв догорают в течение всей ночи» (там же).

Глава 1. Молитва и жертвоприношение

Столп служения — это один из столпов, на которых стоит мир. Другими словами: для этой цели мир создан. Как объясняется в Гемаре (Таанит 27): «Если бы не ежедневные жертвоприношения, на которых присутствовали представители всего народа Израиля, не могли бы продолжать существование небо и земля». Этот столп включает в себя служение через жертвоприношения в Храме и служение через молитву. Их суть одна. Для обоих видов служения есть одно особое главное место — Храм, они проводятся одновременно, и одно сопутствует другому.

Их суть одна: это служение Всевышнему. Так объясняется в Сифри: как служение на жертвеннике называется служением, так и молитва называется служением. И как писал рабейну Йона: «Жертвоприношения и молитва — по сути одно».

Общее главное место для обоих видов служения: это Храм. Там место жертвоприношений, и он же называется «домом молитвы Моей»: «И приведу их к Своей святой горе, и обрадую их в доме Своей молитвы, их всесожжения и жертвы будут благосклонно приняты на Моем жертвеннике, ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Йешаяу 56:7). А в молитве Шломо во время освящения Храма сказано: «И если согрешит человек против ближнего своего… и если согрешат против Тебя, то вернутся к Тебе, и превознесут Твое Имя, и помолятся, и будут умолять тебя в этом доме, и Ты услышишь..» (1 Царей 8:15).

Они проводятся одновременно: ведь молитва произносилась вместе с принесением жертвы: «И во время жертвы молились, и были там в Храме люди со всех мест в Израиле… Чтобы стоять над жертвами и молиться, чтобы они были приняты благоугодно. И они назывались людьми предстояния (аншей амаамад)». Эта связь очень понятна, как объясняется в Гемаре: «По какой причине установили маамадот (присутствие представителей народа во время принесения жертвы)? Поскольку сказано: “Прикажи сынам Израиля и скажи им: То, что вы приносите Мне как приношение, как огненные жертвы Мне — выражение угождения Мне, вы должны блюсти, принося их Мне в назначенное время”. Как же жертва человека приносится, а он над ней не стоит?! Поэтому первые пророки установили 24 смены, которые поочередно присутствовали при жертвоприношениях в Иерусалиме» (Таанит 27).

О сути и возвышенности молитвы и жертв мы учим из одного и тоже же источника: «Как жертвоприношение, так и молитву мы учим из жертвоприношения Ицхака, когда тот был связан на жертвеннике на горе Мория… Это место Храма, избранного для служения жертвоприношений и для служения молитвой» (Шаарей аАвода 13).

С тех пор как Храм был разрушен, молитва служит также заменой жертв. «Молитва вместо жертвоприношений она» (Брахот 26). И в Зоаре тоже сказано: «Сегодня, когда нет у нас жертв, молитва — вместо жертвы».

Отождествление молитвы с жертвоприношением заходит так далеко, что в Иерусалимском Талмуде сказано: «Не говорят человеку, приглашая вести общественную молитву: “Иди и молись”, а говорят: “Иди и принеси общественные жертвы”. В Шулхан арухе приводится алаха: “Молитва заменяет жертвоприношения, и поэтому необходимо предпринять все усилия, чтобы она уподобилась жертве в отношении мыслей и намерений сердца молящегося. Чтобы не вмешалась в нее посторонняя мысль, ведь при служении в Храме посторонняя мысль коэна делает жертву непригодной. Молиться нужно стоя, подобно тому, как служение в Храме совершалось стоя… И желательно установить постоянное место для своей молитвы… и достойно, когда у человека есть специальная красивая одежда для молитвы, подобно одеянию Первосвященника. Перед молитвой следует омыть руки, подобно коэну, который освящал руки перед служением…” А слезы во время молитвы подобны возлиянию воды на жертвенник».

Общая сущность молитвы и жертвоприношения, единство их внутреннего содержания — это тема нашего обсуждения в данном разделе.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.