Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вы когда-нибудь видели выступление фокусника?
Обычный человек с помощью обычных предметов делает совершенно невероятные вещи.
Публика в восторге. Удивление. Аплодисменты.
И не только из-за безупречной техники исполнения. Прежде всего - из-за того, что никому непонятно, КАК он это делает.
А если фокусник откроет секрет фокуса? О, да, теперь все ясно. Но повторить этот фокус "с разбега" все равно никто не сможет, потому что у новичка нет навыка, той самой ловкости рук, которая отличает настоящего артиста.
Примерно так же обстоит дело с художником. Рассматривая готовое произведение, зритель получает (кроме чисто эстетического удовольствия) заряд "позитива", основанный не в последнюю очередь на том, что ему, зрителю, абсолютно непонятно, КАК это сделано. Но даже если этот художник откроет курс рисунка (или блог), в котором подробно объяснит все секреты мастерства - его студенты (читатели) не станут от этого сразу художниками. И дело не только в наличии таланта или его отсутствии. Дело в навыке. Когда медленно, под наблюдением учителя, студент осваивает основы профессии - его учеба состоит из двух основных моментов (есть еще третий, но сейчас о нем не будем):
1. Получение информации.
2. Овладение навыком.
Ну, с первым пунктом, я думаю, все ясно. Это примерно, как таблица умножения. Посмотрел (послушал) - выучил - запомнил.
А вот со вторым будет посложнее. Чтобы проиллюстрировать тот уровень навыка, которым должен владеть профессионал, приведем такой пример:
Решил Фишель сдать на права. Отправился в школу вождения и, после некоторой ознакомительной информации, усадили его за руль.
Инструктор дает команду - и Фишель отпускает сцепление. Машина глохнет.
В чем дело?
Забыл добавить газ. Бывает.
Еще раз. Команда - сильный газ - стоим.
???
Сцепление надо отпускать одновременно с нажатием газа.
УФФФ! Сначала.
Команда - сцепление вверх - газ вниз - стоим.
НУ?!
Забыл включить передачу.
Наконец, с восьмой попытки, Фишель трогается с места. Крик инструктора: "Куда??? Руль держи! Переключись на вторую! Мягче сцепление! Руль! Куда на красный свет?!! Не задави собачку! Уже давно пора переключиться на третью! Не забывай о руле! УФФФФФ!!!!"
Знакомо? В такие моменты кажется, что от тебя требуют невозможного: одна нога на сцеплении (МЯГЧЕ!), вторая скачет между газом и тормозом (ТАМ СТАРУШКА!!!), одна рука на руле (РОВНЕЕ!), а вторая - на рукоятке переключения передач (КУДА?! ЭТО ЗАДНЯЯ!). Глаза должны следить за изгибами дороги, движущимися объектами (машины, пешеходы), не упускать из вида приборную доску, поглядывать в зеркала заднего вида и не забывать о светофорах, знаках и дорожной разметке. Все это - одновременно.
В голове - каша.
Я НИКОГДА НЕ СМОГУ ВОДИТЬ МАШИНУ!
Но вот проходит какое-то время, Фишель получает права, и выезжает за ворота автошколы. Вначале осторожно, потом увереннее. А через какое-то время он даже замечает Берла на пешеходном переходе. Проходит год, другой. Или чуть больше. И вот, Фишель - таксист. Он держит в одной руке чашку кофе, другой перелистывает газету, лежащую на руле (поглядывая иногда на дорогу, конечно), и одновременно ведет разговор по телефону. Руль он при этом поворачивает локтем, а передачи переключает рукой, освободившейся на секунду от перелистывания. И при всем при этом, если он и нарушает правила движения - то делает это АБСОЛЮТНО СОЗНАТЕЛЬНО. В чем же дело?
А дело в том, что в автошколе Фишель получил всего лишь голую информацию. В процессе дальнейшего вождения он приобрел навыки, а затем довел их до АВТОМАТИЗМА. Теперь его голова освободилась для других дел.
Если студент усвоил информацию и приобрел навыки - он отличник. Но если он не довел их до автоматизма - он так и остался студентом. Профессионалом он сможет стать только тогда, когда его голова освободится для других вещей (в случае художника - для творческих идей). Профессионал не задумывается о технике исполнения, она у него "впиталась в кровь", доведена до полного автопилота.
В том, что касается изучения Торы и соблюдения заповедей, дело обстоит несколько иначе.
Человек открывает для себя Иудаизм, он "горит", он чувствует небывалый подъем... Но он еще многого не знает. Не хватает информации. В процессе изучения Торы (который уже сам по себе - мицва) он постепенно заполняет эти информационные пробелы, но паралельно происходит "автоматизация" исполнения мицвот, охлаждение, притупление чувств. Но то, что хорошо в профессии - нехорошо в еврейской жизни. Первостепенная задача в Иудаизме - избежать такого привыкания, поддерживать "горение". (Как? Об этом - чуть позже). Об этом и говорится в пасуке: "И знай сегодня (информация необходима, но), и внедри в свое сердце (не забудь о чувстве новизны) - НЕ ПРИВЫКАЙ, несмотря на ежедневное исполнение.
Бывает и по-другому. Человек начинает изучение Торы, еще не начав соблюдать заповеди. Информация множится, но это только теория, к практике он переходить не торопится, никакого "горения" нет. Привыкание такому человеку не грозит, но на теории вождения далеко не уедешь. Вот и получается "вечный баал тшува" - он на дороге, но никак не тронется. Хобби. Тупик. Но, по моим наблюдениям, таких немного.
Так как же подогревать себя, чтобы не было автоматизма в исполнении заповедей? Здесь есть два совета.
1. Изучение мусАра. В ешивах уже вторую сотню лет используют этот путь, и он себя оправдал.
2. Хитрость.
Мы же евреи! Ну неужели мы не сможем перехитрить ейцер? Или хотя бы научиться у него - он постоянно занимается одним и тем же делом, но без конца выдумывает для его реализации различные методы. Разве мы менее изобретательны, чем он?
Приведу пример: Несколько лет назад, в первый вечер Рош-hаШана, я стою в синагоге и пытаюсь настроиться на молитву. НЕ ИДЕТ.
Я помню свою первую молитву на Рош-hаШана много лет назад, помню то отчетливое ощущение Дня Суда, Дня Воцарения... Я пытаюсь вызвать в себе те чувства. БЕСПОЛЕЗНО.
Люди вокруг молятся с душевным подъемом, некоторые даже плачут. А у меня - ПУСТОТА.
Что делать? Я медленно повторяю слова молитвы, абсолютно не понимая, ЧТО Я ДЕЛАЮ.
А тут еще одна "неприятность": боковым зрением я замечаю, что мои пацаны (тогда еще совсем маленькие) явились в синагогу. Они подбираются ко мне и начинают дергать меня за рукав. Меня это начинает злить - какой уж тут настрой на День Суда! Я "играю в несознанку": делаю вид, что настолько погружен в молитву, что не замечаю их дергания за мой рукав. Они продолжают. Я тоже. И вдруг, один из них говорит: "Папа, мы пришли, мы здесь." Я открыл глаза, кивнул им, и они с удовлетворением уселись на скамью, тихо, как мышки...
И ТУТ МЕНЯ ПРОБИЛО! Я понял, что я тут делаю! Я стою и дергаю Его за рукав: "Папа, посмотри на меня, я пришел, я здесь!" Все! Мне больше ничего не надо!
Надеюсь, пример понятен...
А теперь - несколько примеров студенческих работ, академический рисунок (усвоение информации):
А теперь - подготовительные рисунки для разных проектов (угадаете для каких?), которые были выполнены в технике академического рисунка, но уже "на автомате":
Я поздравляю всех с наступающим праздником получения Торы.
Желаю всем нам получить ее не "еще раз", а ВПЕРВЫЕ.
И так же учить и исполнять - каждый день ЗАНОВО.
Хаг самеах! А гут йом тов!
Теги: Еврейская перспектива, Шавуот