Темы: Молитва, Изучение Торы, Чувства и разум, Яков Шуб, Кавана
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ уже несколько лет соблюдаю заповеди и изучаю Тору, но заметил, что в последнее время моя молитва становится более рутинной и не захватывает меня, как раньше. Скажите, что можно сделать, чтобы «оживить молитву»?
Большое спасибо, что обратились к нам. Сначала позвольте успокоить Вас: это вполне естественно, что не всегда удается достичь необходимого состояния при молитве. Рав Исраэль Салантер, основоположник движения Мусар, в своей книге Ор Исраэль (письмо 30) отмечает, что для изучения Торы человек использует душевные силы, отличные от тех, которые он использует при молитве.
При изучении Торы основной движущей силой является непрерывная работа мозга и концентрация внимания. Человек старается рассмотреть каждую тему с разных сторон, найти сходства и различия во всех аспектах, четко определить причину отличий. В конечном итоге, после того, как каждый предмет изучения разложен на составляющие и снова «собран» в единое целое, человек может осознать его внутреннюю суть.
Молитва же не связана с абстрактным пониманием вещей, она основывается на впечатлениях, пробуждающих духовные силы человека, — итпаалют, которые в конечном счете должны достичь его сердца. Именно поэтому в Талмуде (Таанит 2а) наши мудрецы называют молитву «та работа, что в сердце».
Теперь становится понятно, почему зачастую одна молитва не похожа на другую. Ведь довольно сложно достичь такого состояния, при котором наши духовные силы постоянно находились бы на одном и том же уровне. Во многом это зависит от настроения человека, окружающей обстановки, жизненной ситуации, в которой он находится.
Поэтому для того, кто стремиться продвинуться в своей молитве, необходимым условием является подготовка к молитве. Это может быть, например, создание образа, соответствующего теме каждого благословения. Такой образ помогает пробудить необходимые духовные силы, и благодаря этому в конечном счете молитва захватывает человека и доходит до его сердца. После того, как мы посвятили работе над одним благословением определенное время и почувствовали, что достаточно хорошо владеем этим благословением, можно переходить к следующему. И так постепенно проработать всю молитву Шмонэ Эсрэ.
Недавно один из учеников йешивы «Толдот Йешурун» Реувен Цукерман даже выпустил альбом фотографий, в котором творчески запечатлел свои личные образы, пробуждающие его для молитвы. Каждый человек может уделить время созданию уникального индивидуального образа, который пробуждает его духовные силы и помогает поднять молитву на более высокий уровень.
С уважением, Яков Шуб
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.