Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кроме религии, есть другие способы совершенствования?

Темы: 613 заповедей, Цель творения, Предназначение, Каббала, Религия, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Согласно Каббале вся суть предназначения человека в этом мире — это исправление своего «я» (эгоистических желаний) на «ты» (альтруистические желания, желание отдавать). По-другому, наша задача соединиться (стать единым) по качествам с Творцом. Причем нужно это сделать в идеале ради Него и Его Торы, а не потому, что мы так хотим или нам говорит это наше «я».

Вся Тора и вся система заповедей и алахот дана для того, чтобы мы (следуя её указаниям и выполняя то, что там указано), успешно справились с этой задачей и достигли цели нашего Высшего предназначения.

Не понимаю простых вещей: если все так и есть на самом деле, то получается, что Тора, мицвот и вся вытекающая религиозная жизнь — это всего лишь средства (инструменты) для достижения цели. Но кто сказал, что это единственный инструмент совершенствования (раскрытия) души человека и достижения Цели?

А вот мне, например, Гриша из соседнего подъезда сообщил, что можно по-другому. Он тоже верующий и вполне счастливый и добрый человек, альтруист. Только без этого. Почему же нельзя использовать другие средства? Почему требуете (ну хорошо, рекомендуете) использовать только Тору и религию? Разве человек не может быть тем необходимым Творцу альтруистом просто так (осознав это как житейскую истину), не включаясь в религиозную систему?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы правы в том, что, если цель — только быть хорошим человеком и альтруистом, то Гриша из соседнего подъезда вполне может ее достичь и без Торы. В конце концов, большинство людей на свете, если их спросят, скажут, что убивать и воровать нехорошо, что надо быть добрым и помогать людям. Поэтому о тех заповедях Торы, которые предписывают человеку именно так себя вести (мишпатим), мудрецы говорят: даже если бы они не были даны, человеческий разум диктовал бы поступать именно так.

Заметьте, Тора не требует от неевреев стать евреями — хотя на практике это возможно с помощью процесса гиюра. И если нееврей Гриша придет к раввину и скажет, что хочет стать евреем, тот сначала ответит: а зачем тебе? Ты порядочный человек, не убиваешь, не воруешь, по возможности делаешь добро — ну и прекрасно, больше Тора от тебя ничего не требует. В подобных вещах и заключаются Семь заповедей, соблюдение которых она ожидает от остальных, нееврейских потомков Ноаха.

А евреи? С евреями особая история, Б-г весьма полюбил их праотцев, открывших Его в эпоху, когда человечество утратило с Ним связь, и с тех пор у Него с ними и с их потомками близкие, «семейные» отношения. Они — Его «гвардия», «царская семья».

Можно ли обычному человеку стать членом царской/королевской семьи?

В наше время там, где еще остаются королевские семьи, уже, похоже, можно.

Но очевидно также, что при этом человек должен понимать, на что идет и зачем.

Жизнь во дворце — это, конечно, круто. Но есть придворный этикет, который он должен соблюдать. Делать так, а не так. Почему? А потому что так надо! Потому что так хочет Царь, а ты у Него во дворце.

Помимо заповедей типа мишпатим еврейскому народу дан целый ряд заповедей типа хуким — таких, смысл которых человеческому разуму не понятен. Нельзя носить шаатнез — одежду из смеси шерсти и льна. Нельзя употреблять в пищу мясо некашерных животных. Надо надевать тфилин и цицит, брать лулав, выполнять различные ритуалы. Почему? Потому, что так нравится Царю, а так не нравится. Он видит в одних действиях или одеждах красоту и гармонию, а в других — наоборот, так что извольте соответствовать. Впрочем, если вы любите Царя и хотите Его порадовать, то и сами ради этого заходите следовать всем этим правилам.

Кроме того, быть членом королевской семьи — это находиться под постоянным прицелом камер, быть предметом пересудов — и баек, и слухов, и обвинений. И нельзя каждый раз резко реагировать — да и один раз, если отреагируешь, только добавишь материала для баек. Нет, надо притворяться, что всего этого нет, улыбаться, быть со всеми приветливым. Терпеливым надо быть. В какой-то мере, всепрощающим — а то на весь мир будешь в постоянной обиде и уж терпения и улыбок точно мало выдашь. Готовым надо быть нести это бремя и думать в основном не о том, кто как тебя оскорбил или какую глупость о тебе сказал, а о том, что ты можешь сделать для людей, которым в силу своего положения можешь помочь.

То есть, по сути, быть альтруистом — на особом уровне. В большой степени отказаться от возможности жить частной жизнью и посвятить себя Царю и народу. Делать не то, что хочешь ты, что кажется практичным и разумным тебе, а что повелевает Царь и требует народ, хотя у тебя лично могут быть и иные идеи и пожелания. Положение обязывает.

Конечно, не каждому еврею доводится в такой мере отказываться от частной жизни и жить на публике, но в какой-то мере да, а еврейскому народу в целом — в еще большей степени.

В обычные периоды жизни различие между гуманизмом и альтруизмом религиозного еврея и Гриши из соседнего подъезда не всегда может быть заметно. Но в критические моменты массы Гриш могут вдруг повести себя совсем не так, как, вроде бы, должен был продиктовать им разум и житейская мудрость. Например, почувствовав «волю», погрузиться в братоубийственную войну. Или доносить на соседей по подъезду «куда следует», выдавать евреев гестаповцам. Или инквизиторам. Или просто громить. Нет, не все и не всегда, но бывает.

С евреями же подобное случилось только тогда, когда некоторые из них отошли от Торы и подумали, что могут быть братьями Гриши в том или ином раю. Посмотрите на историю практически всех других народов и на еврейскую историю — Вы увидите: есть различие. И чем же оно порождено, если не Торой? По логике, вроде бы, многие заповеди напрямую к исправлению характера не ведут, но вот на практике как-то так получается…

Наконец, какова именно суть заповедей «согласно Каббале» еще надо понять. Не все, что в наше время говорят от имени Кабаллы, следует понимать на веру. И утверждения самой Каббалы часто нуждаются в пояснениях, да и цитируются не всегда точно. Да, выполнение заповедей способствует совершенствованию человеческого характера, но и нельзя сказать, что это исключительно средство. У каждой заповеди есть глубокий смысл, пусть и не всегда нам понятный. Даже в заповедях типа мишпатим, понятных человеческому разуму, есть многие детали, которые разуму не доступны, т. к., в конечном счете, даже они отражают не просто житейскую мудрость, но и Б-жественную.

И если изучите шире высказывания мудрецов, найдете и другие. Например: Б-г «смотрел в Тору и творил мир». Это значит, что Тора и ее заповеди — своеобразная ДНК мироздания, каким-то образом они соответствуют разным его составляющим. По словам мудрецов, наши праотцы соблюдали всю Тору еще до ее дарования: хотя Б-г не сообщил им заповеди, они сами постигли, в чем те заключаются, ибо поняли устройство мира, а из него — соответствующие ему заповеди.

Или такое утверждение: из 613 заповедей 248 предписывающих соответствуют 248-ми частям человеческого тела, а 365 запретов — числу человеческих сухожилий. Само это нуждается в пояснении, но ясно одно: у каждой заповеди свой смысл и определенное место в структуре Вселенной, она чему-то соответствует.

Так что заповеди даны и потому, что их выполнение формирует нас в целом как хороших людей, альтруистов и достойных членов «царской семьи», но и потому, что выполнение каждой заповеди связано с функционированием мира, с одним из его механизмов, без которого «заглохнет» вся машина. Так что пожелаем Грише всего доброго в его жизни и деятельности, а сами займемся своей, особой миссией.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше