Оглавление
Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное? Например, если есть шерстяная вещь, можно ли одновременно с ней надеть другую вещь из льна?
Запреты различных смесей в Торе
Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнеза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнез — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11).
В Торе перечислено несколько разновидностей «смесей», которые запрещены.
Например, запрещено варить мясо с молоком, употреблять в пищу продукт такой варки, а также извлекать из него какую бы то ни было пользу.
Существует три запрета скрещивания растительных культур: кил-эйа-зраим, кил-эйа-керэм, кил-эйиланот.
Запрет кил-эйа-зраим — это запрет сеять вместе или даже поблизости друг от друга два или более вида злаков, овощей, бобовых, зелени и специй.
Кил-эйа-кэрем — запрет сеять даже один из видов специй, зелени, злаков, бобовых или овощей вблизи виноградной лозы, и, наоборот, сажать виноградную лозу поблизости от перечисленных культур.
Кил-эйиланот — запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом.
Запрещено скрещивать животных разных видов.
Запрещено пахать, если в плуг запряжены вместе бык с ослом.
В книге Зоар сказано, что, смешивая различные виды, человек нарушает гармонию Высшего Замысла, тем самым умаляя величие Царя всех царей.
Великий знаток Торы, рабейну Бахья, пишет, что соблюдение заповедей о разделении различных видов несёт благополучие и мир, а их нарушение приводит к распрям. Когда Тора говорит: «И шаатнеза да не будет на тебе», следует понимать это, как «Злой силой не будешь ты опутан».
Великий каббалист Менахем Реканати пишет, что шаатнез — это сочетание двух слов: «сатан» (в переводе не нуждается) и аз — «напористый», «мощный». Другими словами, это мощная сила нечистоты.
Великий знаток Торы, рав Йехезкель Сегаль Ландау, автор книг Нода би-Йеуда и Циюн лэ-НэфешХая (ЦЛаХ), пишет в книге Драшот: «Если человек проведёт в одежде, содержащей шаатнез, всего один день, его молитвы не смогут достичь Небес в течение сорока дней».
«Долголетие, благополучие и успех и в этом, и в будущем мире ждут того, кто не нарушит этот запрет, — пишет автор книги Пнэй Закен. — Такой человек обязательно воспитает достойное потомство».
Коснемся вкратце некоторых законов и некоторых моментов, связанных с данными запретами Торы.
Запрет смеси шерсти и льна
Шаатнез — это смесь шерсти и льна. Причём шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, — исключительно овечья (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льна с любым другим видом шерсти (верблюжьей, козьей, заячьей) — разрешена.
Любой вид, кроме шерсти, разрешено смешивать со льном.
Существует несколько мнений галахистов по вопросу о том, при каком смешении шерсти и льна происходит нарушение Торы. Вкратце можно заключить, что либо по Торе, либо по специальному постановлению мудрецов шаатнезом считается:
а) ткань, в которую одновременно входят шерстяные и льняные нити, причём одна нить льна делает запрещенной для использования всю шерсть, а одна шерстяная нить может сделать запрещенной всю льняную одежду;
б) два вида материи — шерстяная и льняная, — соединённые любым способом: сшитые, склеенные, скрепленные булавкой;
в) шерсть, соединённая с каким-либо материалом, который, в свою очередь, соединён со льном;
г) шерсть и лён, связанные узлом, в том числе — когда они лежат в одной упаковке и один из видов невозможно вынуть из упаковки, не развязывая узла; и, конечно, если шерстяная и льняная нити связаны вместе.
Нарушение происходит всё время, пока человек одет в одежду, содержащую шаатнез. Если обнаружилось, что одежда содержит шаатнез, её необходимо немедленно снять, даже если это произошло в общественном месте.
Одежду, в которой есть шаатнез, запрещено примерять. Нарушение происходит мгновенно. Даже одежда, которая не по размеру и росту, запрещена, если в ней есть шаатнез. Такую одежду запрещено держать в доме, если существует опасение, что её оденет еврей.
Торой запрещено носить одежду, содержащую шаатнез, а также укутываться, накрываться такой одеждой или набрасывать её сверху. Специальным постановлением мудрецов было запрещено также пользоваться постельным бельём, коврами, полотенцами, занавесями, мебелью с матерчатой обивкой, в состав которых входит шаатнез.
Вещи, содержащие шаатнез, разрешено продавать нееврею, но только в случае, когда можно быть уверенным, что он, в свою очередь, не перепродаст их еврею. Шаатнез запрещён также в детской одежде. Запрещено застилать детскую кроватку постельным бельем, содержащим шаатнез.
Что и как проверять
Хотя сегодня очень распространены синтетические волокна, такие, как вискоза, акрил, полиэстер и другие, во всём мире также широко используют шерсть, лён, а также их смеси. Согласно статистике, от 60 до 70% одежды в Западной Европе содержат шаатнез. В Австралии и ЮАР — около 55%; в Восточной Европе — от 30 до 40%; в США — около 25%. В Израиле количество одежды, содержащей шаатнез, составляет 15%. Мужские костюмы, изготовленные в Италии и Германии, в девяноста случаях из ста содержат шаатнез.
Льняную нить из-за её высокой прочности часто используют для подшивки, крепления пуговиц, крючков, молний, в подкладках, в наплечниках. По свидетельству специалистов, в пиджаке (мужском или женском) существует 52 места, где может встретиться шаатнез, а в брюках таких мест, как минимум, 15.
Определить наличие шаатнеза по внешнему виду вещи не представляется возможным. Поэтому необходимо пользоваться услугами специальной лаборатории, которая осуществляет эту весьма сложную и многоплановую проверку, включающую в себя химический анализ.
Человек, осуществляющий подобную проверку, должен пройти специальную профессиональную подготовку. В этом вопросе запрещено полагаться на мнение портного или, тем более, продавца. На бирках с данными о составе одежды нет полной информации обо всех видах материала, из которых она изготовлена. В них обычно не указывают вид нити, с помощью которой изготовлена подшивка, подкладка, наплечники, а также вид нити, которой пришивали пуговицы, застёжки, украшения. Согласно установленным правилам, о материале, содержание которого составляет меньше 5% от общего объёма всей ткани, не обязаны сообщать потребителю.
Перед тем, как надеть ту или иную одежду или начать пользоваться теми предметами обихода, в которых может встретиться шаатнез, следует удостовериться в их кошерности. Иногда на одежде и предметах обихода есть специальное удостоверение о том, что они прошли проверку на шаатнез. Это широко распространено в местах, где живут религиозные евреи. Нужно только убедиться, что удостоверение не поддельное и что его выдала авторитетная организация, на которую можно положиться. Если такого удостоверения нет, то одежду или другой предмет, с которым может быть подобная проблема, необходимо сдать в специальную лабораторию по выявлению шаатнеза.
Приведём перечень (неполный) предметов, для которых необходима, желательна или не требуется подобная проверка.
Необходимо проверять:
а) мужские и женские костюмы;
б) верхнюю одежду — шубы, пальто, куртки;
в) меховые шапки;
г) мебель, обитую тканью.
Желательно проверять:
а) свитера и кофты, в состав которых входит шерсть, а также такие, на которых есть вышивки и аппликации;
б) любую одежду из Восточной Европы, России и Украины;
в) отрезы ткани;
г) плотные шторы;
д) блузы, сорочки и рубашки с вышивкой;
е) халаты, в состав которых входит шерсть;
ж) фуражки и кепки;
з) обувь, в состав которой входит шерсть и которая прошита нитью;
и) домашние тапочки;
к) брюки, юбки и плащи с подкладкой;
л) шерстяные ковры и одеяла;
м) спальные мешки.
Нет надобности проверять:
а) сумки;
б) ковры не из шерсти;
в) автомобильные сидения;
г) современные матрасы;
д) кожаные ремни;
е) галстуки, подтяжки и носки;
ж) обувь, не имеющая швов;
з) пижамы, рубашки и сорочки, изготовленные из хлопка или синтетики и без вышивки;
и) перчатки;
к) свитера и кофты, полностью изготовленные из синтетической ткани;
л) бельё;
м) тонкие занавески.
Гобелены могут иметь льняную основу и вышивку из шерстяных нитей. Если гобелен служит только для украшения интерьера, в нём может быть шаатнез. А если его используют в качестве постельного белья, для подушек или покрывала, то его следует проверять. На бинты и медицинские повязки запрет шаатнеза не распространяется.
Разрешено ли носить одновременно шерстяную и льняную одежду?
Многие раввины считают, что не следует надевать шерстяную одежду поверх льняной и наоборот. В особенности, если невозможно снять нижнюю одежду, не снимая верхней. Например, шерстяной свитер и льняной пиджак, одетый сверху. Однако если оба предмета туалета надевают таким образом, что один из них не оказывается поверх другого, нарушения не происходит. Даже Хазон Иш, который в порядке устрожения не надевал шерстяные носки, если его обувь была прошита льняной нитью, не считал, что в данном случае существуют какие бы то ни было ограничения.