Бог решил открыть Свою волю человеку и поэтому подготовил процесс откровения, через которое Он являет Себя смертным людям в физическом мире.
Через этот процесс Бог может открыть все, что захочет. Это могут быть Его секреты и тайны, концепции Его провидения или распоряжения, которые он дает касательно бытия. Этот процесс называется пророчеством.
Это откровение происходит каждый раз по-особому, так, как это посчитала нужным Божественная мудрость. Оно также бывает разных уровней. Единственный момент, в чем совпадают все пророчества, заключается в том, что пророк не может ошибиться, в его словах всегда содержится истина, ему открывается слава Божья. Он понимает, что именно ему открылось и не сомневается в истинности пророчества.
Когда откровение сходит на пророка, он сперва начинает дрожать и все его конечности трясутся. Его чувства перестают работать и он теряет сознание. Когда он находится в таком трансе, ему являются определенные видения, и через эти видения он приходит к откровению Славы. Таким образом он узнает то, что посчитала нужным сообщить Высшая Воля.
Тот, кто достигает уровня пророка, сначала должен очень близко присоединиться к Богу, чтобы быть достойным такого откровения. В результате этого присоединения он достигает большой духовной высоты, и ему даруется способность творить чудеса, согласно тому уровню присоединения, которого он достиг. (Не говоря уже о знании, которое он постигает через свои пророчества).
Нужно понимать, что уровни, достигнутые всеми (другими) пророками ниже, чем уровень Моше, и кроме того сама их природа другая. Все другие уровни могли быть достигнуты любым достойным человеком, в то время как уровень Моше уникален и находится вне возможностей какого-либо другого человека.
Под уровнем истинного пророчества находится уровень известный как уровень Божественного Просветления (Руах ха-Ко-деш). На этом уровне Бог передает эманацию разуму человека и, когда тот получает ее, информация остается в его мозгу без какого-либо сомнения или ошибки. Тогда человек полностью знает (открытую ему) идею, со всеми ее причинами и влиянием на каждом определенном уровне.
Через такое просветление человек узнает о тех вещах, которые также доступны обычному уму. Однако человек, который узнает о них через откровение, обладает определенным преимуществом перед тем, кто делает это обычным человеческим способом. Когда человек приобретает знание через просветление, ему не надо прилагать для этого усилий, он достигает его без каких-либо сомнений или ошибок, что невозможно, если он получает знания лишь логическим путем.
Кроме того, человек может познать то, что находится за пределами мира человеческой логики, например, скрытое (тайны), а также будущее.
Божественное Просветление в действительности чувствуют те, кто достиг его. Они понимают, что на них снисходит озарение и что оно является их наградой.
Однако иногда эманация даруется человеческому разуму, позволяя ему постичь полное значение концепции, а человек, удостоенный эманации, не знает об этом. В таком случае она выглядит просто как мысль, пришедшая ему в голову (в качестве внезапного вдохновения). В более широком смысле это иногда тоже не вполне корректно называют Божественным Просветлением.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.