Молитва Мусаф — дополнительная молитва, которая читается в субботу, праздничные дни («йом тов») и в новомесячья («рош ходеш»). «Мусаф» — буквально означает «дополнительная» (от носаф, леосиф — добавочный, добавлять). В эти дни к обычным постоянным жертвоприношениям добавлялось еще одно, связанное с особой святостью и духовным потенциалом праздников и новомесячий. Молитва Мусаф читается после молитвы Шахарит. Основной частью Мусафа является Амида, состоящая из семи, а в Рош а-шана — из девяти благословений.
Оглавление
Молитва Мусаф подобна жертвоприношению [↑]
Несмотря на то, что все обязательные ежедневные молитвы были установлены в соответствии с жертвами, молитва Мусаф подобна жертвоприношению в большей степени, чем другие молитвы — утренняя Шахарит, дневная Минха и вечерняя Маарив (Арвит).
Ежедневные молитвы не связаны с жертвоприношением по своему содержанию. Они являются просьбой о милосердии Творца, об удовлетворении наших повседневных нужд.
Мусаф же полностью посвящен жертвоприношению и является своего рода его аналогом, как сказано в книге пророка Ошеа (14:3): «И восполним [недостаток жертвоприношений из] быков нашими устами». Он включает в себя стихи из Торы, в которых говорится о данном жертвоприношении, а также непосредственную просьбу о благодатном влиянии, связанном с данной жертвой, и мольбу об отстройке Храма, когда приношение жертв возобновится.
Время молитвы Мусаф [↑]
Жертву Мусаф можно было приносить в течение всего дня, но реально её приносили между двумя постоянными жертвами — утренней и послеполуденной, а именно в конце шестого часа дня или немного позже. Здесь имеется в виду временной час — непостоянная единица, которая зависит от времени года и географической широты; рассчитать ее можно, разделив длину светового дня (от восхода до захода солнца, по другому мнению — от зари до выхода звезд) на двенадцать.
В соответствии с этим время молитвы Мусаф наступает сразу же после утренней молитвы Шахарит, и не следует запаздывать с ней до конца седьмого часа дня. В любом случае, если не успели помолиться до этого времени — следует молиться на протяжении всего дня до вечера. И даже если уже наступило время полуденной молитвы (с шести с половиной часов), сначала молятся Мусаф, и только потом — Минху.
Восполнение пропущенной молитвы [↑]
Закон гласит, что, если человек ненамеренно пропустил одну из ежедневных молитв, он может восполнить её во время следующей молитвы. Но молитву Мусаф невозможно восполнить. Это также связано с упомянутым различием: обычные молитвы — это просьба о милосердии Творца, которая в принципе имеет место в любое время, поэтому даже когда основное время данной молитвы уже прошло, есть возможность восполнить её вместе с последующей молитвой. Но молитва Мусаф равносильна самому жертвоприношению, и поскольку жертву Мусаф невозможно восполнить по окончании дня, невозможно восполнить и эту молитву.
Перед молитвой Мусаф снимают тфилин [↑]
В будни (но не в субботу и праздники) во время утренней молитвы Шахарит накладывают тфилин. однако в новомесячья и холь а-моэд (промежуточные дни праздников) принято снимать тфилин до молитвы Мусаф.
Это также связано с тем, что сама молитва равносильна жертвоприношению. Тфилин являются знаком союза между народом Израиля и Всевышним. Но по субботам и праздникам тфилин надевать не следует, поскольку сами эти дни свидетельствуют об этом союзе. То же самое верно и в отношении жертвы Мусаф: она выражает святость дня и особую связь Вс-вышнего с Его народом, поэтому во время этой молитвы нет надобности в знаке тфилин.
Должна ли женщина молиться Мусаф? [↑]
Несмотря на то, что женщины освобождены от исполнения повелительных заповедей, связанных с определенными временными рамками, мудрецы всё же предписали им ежедневно молиться, поскольку как мужчины, так и женщины в равной степени нуждаются в милосердии Творца.
Но молитву Мусаф, по мнению некоторых законодателей, женщины молиться не обязаны, поскольку суть этой молитвы не в просьбе о милосердии, а в напоминании о жертвоприношении, заповедь о котором связана с определенным временем, что не относится к обязанностям женщины. Однако в любом случае женщина может молиться Мусаф, и, согласно обычаю, так и поступают (отметим, что сефардский алахический авторитет рав Овадия Йосеф придерживался второго мнения, и потому сефардским евреям относительно того, как поступить на практике, рекомендуем уточнить у своего раввина).
Структура молитвы Мусаф [↑]
Основной частью молитвы Мусаф является Амида, которая в будние дни называется Шмонэ-Эсре (что значит «восемнадцать» — по числу входящих в нее благословений; на определенном историческом этапе было добавлено еще одно, девятнадцатое, благословение, но название молитвы сохранилось). Амида молитвы Мусаф состоит из семи благословений, а в Рош а-Шана — из девяти.
Три первых и три последних благословения одинаковы для всех молитв и представляют собой своего рода «обрамление» центральной части молитвы, а между ними следует благословение, несущее основное содержание, специфичное для данного дня. Оно включает в себя стихи из Торы о соответствующих жертвоприношениях, а также просьбу об отстройке Храма и возвращении служения в нём. Кроме того, в этом благословении отражается индивидуальная окраска каждого из возвышенных дней, дарованных Израилю.
Каждый из молящихся сначала читает Амиду про себя, а затем ведущий (кантор, хазан) повторяет ее от имени общины. Затем кантор и община произносят «Полный Кадиш» («Кадиш шалем»), после чего читают отрывки из Письменной и Устной Торы (в частности — о составе использовавшейся в Храме смеси для воскурений). После этого произносят Кадиш де-Рабанан («Раввинский Кадиш»), который принято читать после изучения Устной Торы. Заканчивается Мусаф молитвой Алейну лешабеах («На нас возложено прославлять Господина всего мира…») и Поминальным Кадишем («Кадиш Ятом», который читают скорбящие). Все кадиши представляют собой прославление Вс-вышнего, построенное как диалог кантора и общины.
Об особенностях молитвы Мусаф в разные дни года см. материалы сайта.
Кдуша (освящение Имени Творца) в молитве Мусаф [↑]
В начале повторения Амиды Мусафа кантором все молящиеся хором произносят отрывок, который называется Кдуша — «Освящение Имени Творца». В нём провозглашается святость Вс-вышнего и Его абсолютное единство, наполняющее всё сущее, а также содержится просьба о раскрытии царства Творца на земле.
Кдушу говорят и в будничных молитвах (утром и после полудня), однако ее формула более сжата. В Мусафе произнесение Кдуши имеет особое влияние; согласно каббалистическим источникам, оно способствует различным духовным процессам по исправлению мира.
В сефардских и хасидских общинах принята формула Кдуши, начинающаяся словами «Корону дадут Тебе, Б-г Всесильный наш, множество ангелов высших вместе с народом Израиля, обитающим в мире нижнем…». Поэтому сама Кдуша называется «Кдушат Кетер» (кетер — корона, венец). В ашкеназских общинах принята другая формула, в которой явно не упоминается корона; тем не менее, и по этому обычаю Кдуша Мусафа называется «Великой Кдушой».
На сайте имеется текст молитв Мусаф на новомесячья и в дни Песаха и Суккота.