Темы: Пурим, Машиах, Праздники, Мегилат Эстер, Чудеса
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ хочу задать вопрос и прошу подробно на него ответить Говорят наши мудрецы, что во времена Машиаха, который уже, БЭ-ЭЗРАТ А-ШЕМ, на пороге, будут отменены все праздники, кроме Пурима. Будут отменены книги Пророков и Писания, кроме книги Эстер. Возникает вопрос: почему эти события удостоились стать краеугольным камнем? Почему должны быть отменены остальные? Если это исторические события, то почему хронология историков не совпадает с тем, что сказано в Мегиле (свитке Эстер)? СПАСИБО.
Здравствуйте!
Почему в будущем все праздники будут отменены, а Пурим — нет? Почему книги Пророков и Писания будут отменены, а книга Эстер — нет?
Прежде чем перейти непосредственно к ответу на Ваши вопросы, давайте обратимся к источникам.
Первое высказывание мудрецов находим в мидраше на книгу Мишлей 9:2: «В будущем все праздники будут отменены (атидин лэитбатэль), но Пурим не будет отменен никогда. Раби Элиэзер говорит: Йом-Кипур тоже не будет отменен».
Второе высказывание находится в Гемаре Йерушалми (Мегила 1:5): «Сказал раби Йоханан: в будущем все книги Пророков и Писаний будут отменены, кроме пяти книг Торы… Рейш Лакиш считает, что Мегилат Эстер и алахот (законы) тоже не будут отменены…»
Переводя этот мидраш на русский язык, мы перевели слово «лэитбатэль» как «будут отменены», но это не совсем точный перевод. По крайней мере, он не передает все значения слова «лэитбатэль». В соответствующем контексте это слово можно перевести как «забыться» или «раствориться»: например, когда речь идет о запрещенной пище, которая по закону считается «растворившейся» или «исчезнувшей» в разрешенной пище, которая по объему превышает запрещенную в 60 раз.
Поэтому некоторые комментаторы считают: мудрецы не имели в виду, что праздники действительно когда-либо исчезнут из еврейского календаря. Они лишь хотели сказать, что в свете чудесных событий, которые произойдут в конце дней, все праздники и события, связанные с ними, просто отойдут на второй план, т. е. как бы «растворятся в шестидесяти частях».
Тем не менее, есть комментаторы (Икарим 43:16, Сдэ Хэмэд, гимэль 66 и др.), которые понимают это высказывание буквально, т.е. — что действительно в будущие времена не будет ни Песаха, ни Суккота, ни Шавуота и т. д.
Спор комментаторов, следует понимать это высказывание буквально или нет, напрямую затрагивает несколько фундаментальных вопросов о том, какова будет реальность после прихода Машиаха, а именно: будут ли заповеди Торы действовать в той же форме, как они действовали до сих пор; останется ли у человека свобода выбора, будет ли изменено физическое устройство мира и т. д. По этим вопросам нет единого мнения как у мудрецов Талмуда, так и у мудрецов более поздних поколений.
Но, как бы то ни было, в двух этих высказываниях мудрецы достаточно ясно сообщают: Пурим — не такой, как все праздники, он — необычный. В нем заложено нечто такое, что не потеряет актуальность никогда, даже во времена Машиаха.
Так что же такого особенного в этом празднике, что ни Песах, ни Суккот, ни даже Йом-Кипур не могут с ним сравниться?
Особенное в нем вот что: в этот праздник не произошло ничего, что выходило бы за рамки естественных законов. Все события Пурима легко укладываются в привычную картину мира, хотя и невероятное стечение обстоятельств, и слаженный механизм всех этапов спасения явно указывают на Б-жественное вмешательство. В отличие от этого, в остальные праздники в центре внимания находится открытое чудо, в память о котором и установили праздник (в Йом-Кипур — это прощение греха золотого тельца и дарование вторых Скрижалей).
Так вот, именно эти праздники, установленные в память о невероятных событиях, «поблекнут» в будущие времена, когда произойдут гораздо большие чудеса. И то послание, которое они в себе несут, а именно — что Творец проявляется в этом мире через открытые чудеса, мы осознаем гораздо яснее в будущем, когда увидим еще большие чудеса. Соответственно, необходимость во всех праздниках как бы «отпадет», ведь будущие чудеса произведут гораздо более сильное впечатление, чем все предыдущие события.
Но вот внутренний смысл праздника Пурим куда глубже и тоньше. События Пурима нас учат, что даже в естественных событиях, когда все выглядит как естественный ход вещей, Всевышний участвует напрямую и полностью контролирует все происходящее, даже когда это для нас не столь очевидно. И это послание, запечатленное в истории Пурима и в свитке Эстер, останется актуальным всегда, даже во времена Машиаха!
Чьего прихода мы ждем вскоре, в наши дни!
С уважением, Моше Сытин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
р. Меир Фомичев
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Четырнадцатое число месяца Адар — это праздник Пурим
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о празднике Пурим
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?