Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.

Вот что говорится о Вторых Скрижалях в мидраше Шмот раба 47: «Раби Берахья от имени раби Шмуэля бар Нахмани говорит: “Скрижали имели шесть тефахов (ладоней) в длину и шесть тефахов в ширину. Моше-рабейну держал два тефаха, Святой, благословен Он — два тефаха, и два тефаха остались посредине, и оттуда происходят лучи славы, исходящие от Моше”».

Мудрецы имели в виду, что эти Скрижали обладали тремя различными свойствами. Первое — природное, связанное с тем, что материал для них был найден в природе, взят из физического мира. Второе — искусственное, состоящее в том, что на них было изображение, созданное специально, а не появившееся само собой. И третье — Б-жественное, определяющееся написанными на них Б-жественными словами. И нет сомнений, что каждое из этих свойств подразделяется еще на два. Поскольку они — природное проявление, они могут быть подразделены на материю и на ее структуру. Будучи искусственными, они подразумевают специальный выбор материала и определенный размер и форму изображения. А в качестве Б-жественных они подразумевают материал, в котором выполнен текст, и смысл самого текста, как очевидный, так и тайный, умопостигаемый. Таким образом, Скрижали обладали шестью особыми свойствами, которые мудрецы назвали тефахами, поскольку это слово Писание иногда употребляет там, где речь идет о деянии рук. «И Его десница установила Небеса…», «…о которых я заботилась и которых выращивала…», — везде употреблено это слово и везде речь идет о чем-то, произведенном или сделанном.

Два тефаха, связанных с искусственным происхождением, то есть, с выбором материала и с наложением на него сознательно задуманного изображения, держал Моше-рабейну. Ведь именно он изготовил Скрижали, согласно сказанному: «Вытеши себе две каменных Скрижали…» Два Б-жественных свойства текста Скрижалей держал Б-г, согласно сказанному: «И Я напишу на Скрижалях…» И из шести свойств остались свободными лишь два, созданных природой согласно замыслу Творца, такие же, как и у других каменных плит. Поэтому Мидраш и говорит, что свободными остались

два тефаха «в середине», то есть, не искусственные и не чудесные, а естественные. Ведь несмотря на то, что все в мире есть создание Б-га благословенного, поскольку Он — Творец всего, все же эти Скрижали не возникли сами собой, чудесным образом, а были взяты из материального мира.

Фраза о том, что их длина была равна их ширине, завершает символическое описание. Она означает, что, с какой стороны ни подойти к Скрижалям, в них все равно обнаружатся именно эти шесть свойств. А фраза о том, что эти два свойства послужили источником «лучей славы», означает вот что. Моше-рабейну был компаньоном Б-га в изготовлении Скрижалей, настолько равноправным, что мудрецы сказали даже, что Моше сделал половину, и Б-г — половину, как будто они договорились между собой, как договариваются два товарища: «Ты сделай это, а я сделаю то». И этот величайшее прославление, оказанное Моше, изменило все его лицо, так что оно стало светиться лучами этой славы.

Пять причин того, что сыновья Израиля названы «сыновьями Б-га» (14:1)

Господин всех пророков счел правильным назвать сыновей Израиля «сыновьями Б-га», а не каким-то другим словом, указывающим на их близость к Б-гу. Причина этого — в тех пяти смыслах, в которых человек называется именно «сыном» или «отцом».

Первый смысл этого названия в том, что отец создает сына, дает ему жизнь, приводит его в этот мир. Поэтому слово «сын» на Святом языке восходит к слову «строение», поскольку отец именно «строит» сына. Это полностью применимо к Б-гу благословенному, Который по отношению к народу выступает как «строитель». Б-г создал его и сотворил вместе со всем остальным миром, а затем, когда вывел народ Израиля из Египта, придал ему окончательное совершенство.

Второй смысл в том, что отец придает эмбриону форму, а мать поставляет для него материал. Исследователи природы знают, что форма — это вообще характеристика мужского начала, а материал — женского. И Б-г также придал народу Израиля форму, то есть, духовное совершенство, даровав ему Свою Тору.

Третий смысл в том, что отец делает сыну добро, обучая его Торе и воспитывая. Так же поступил Б-г по отношению к народу Израиля: Он дал ему заповедь обрезания, чтобы отдалить его от материальных устремлений, и через пророков обучал его Торе и заповедям. Стих говорит об этом (Йешая 54): «И все Твои сыновья — ученики Г-спода». Кроме того, Б-г приучал евреев к исполнению заповедей, как отец приучает сына.

Четвертый смысл — в том, что отец оставляет сыну имущество. Именно сын, а не прочие родственники, наследует отцу. И Б-г тоже передал народу Израиля Свое имущество и все Свои блага. В этом мире Он даровал евреям Землю Израиля, лучшую из всех земель, «красу всех стран», а в Будущем мире — право наслаждаться сиянием Его славы.

Пятый смысл — это почитание отца и трепет перед ним: «Почитай своего отца и свою мать» (Итро), «Каждый пусть перед своей матерью и своим отцом трепещет» (Кдошим). И народ Израиля также обязан почитать своего Небесного Отца и трепетать перед Ним. Именно в недостатке такого почета и трепета упрекает евреев пророк (Малахи 1): «Если Я отец — где почитание, а если Я — господин, где трепет?» А Моше-рабейну в гимне Аазину, намекая именно на этот аспект отношения сына к отцу, говорит: «Он ведь — Отец твой, обретший тебя! Он же создал тебя и упрочил тебя!»

Таким образом, основываясь на всех этих пяти смыслах сразу, господин всех пророков Моше уподобил Б-га по отношению к сыновьям Израиля отцу, сказав: «Сыновья вы Б-гу, Г-споду вашему». Он имел в виду, что когда человек станет исполнять законы Храма так, как они даны Б-гом, и служить в нем, не поддаваясь никаким соблазнам, сохраняя верность Б-гу, он поистине станет Ему сыном.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.

На тему недельной главы. Все что ни делается... Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.