Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Меир: если идолопоклонник спросит: «Ваш Б-г любит бедных, почему же он не снабжает их заработком?», ответь ему: «Чтобы помогая им, мы убереглись от ада».»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Как в иудаизме принято бороться со своими сексуальными инстинктами и похотью?

Темы: Философия, Религия, Наслаждения, Муж и Жена, Секс, Аскетизм, Разврат, Рав Меир Мучник, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Здравствуйте! Спасибо вам большое за ваши регулярные ответы. Был бы признателен, если бы вы рассказали о взгляде иудаизма на следующий вопрос. Во многих религиях и учениях есть практики воздержания от секса (даже в браке) или, если быть более точным, от любых плотских удовольствий, которые приводят к потере семени, т. к. считается, что в семени содержится жизненная сила человека и ее нельзя растрачивать. И наоборот, если воздерживаться, соблюдать целибат (или брахмачарью — в индуизме), процесс старения замедляется, человек наполняется энергией и может даже обрести какие-то сверхъестественные способности. В том же индуизме есть целая система преобразования сексуальной энергии в духовную (там и особое дыхание, и медитации и т. д.). Есть ли какие-то похожие практики трансформации этой энергии в иудаизме? Как в иудаизме принято бороться со своими сексуальными инстинктами и похотью? И какой в целом взгляд на сексуальные отношения (даже в браке): приносят ли они пользу человеку или вред? Спасибо. Лев

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Лев!

Как в иудаизме принято бороться со своими сексуальными инстинктами и похотью? И какой в целом взгляд на сексуальные отношения: приносят они пользу человеку или вред?

Единственное, в чем иудаизм солидарен с упомянутыми Вами идеями, это — что нельзя растрачивать семя зря. Но вот «наоборот», по мнению Торы, никак не означает воздерживаться от любых плотских удовольствий, соблюдать целибат и т.п. Противоположность растрачиванию зря — это использование по назначению. И Тора это не то что «терпит» или «разрешает», а повелевает нам делать.

Самая первая заповедь, данная в Торе, — «плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1:28), она была дана Адаму немедленно после сотворения. А для этого, как ни крути, надо заниматься известно чем. Более того, зачатие первого ребенка описывается так: «А Адам познал Хаву». Причем тут «знание»? А при том, что этот акт — лишь физический аспект общего проникновения: ведь все на свете по-настоящему можно познать лишь «изнутри» (Шла и др.).

В довершение, Тора делает это обязанностью мужа по отношению к жене (Шмот 21:10).

Но поскольку, если призадуматься, это все-таки физический труд, то, чтобы не было большого соблазна отлынивать, Б-г сделал его приятным. Чтобы хотелось трудиться.

В этом интимные отношения подобны еде: она тоже необходима для поддержания нашего существования. Но, даже осознавая, что, тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу, все-таки было бы тяжело пахать на износ, жуя… Поэтому Б-г сделал еду вкусной — чтобы хотелось. Ну и просто, чтобы было приятно, Б-г хочет нас облагодетельствовать и выстроить с нами близкие отношения. Не надо впадать в крайности и целый день объедаться пирожными, но в меру — пожалуйста.

Итак, сексуальная энергия была создана и дана человеку как инструмент, который надо использовать для выполнения своей цели. Как и все силы, способности и инструменты, данные ему Б-гом.

Возьмем, например, деньги. Их тоже можно тратить зря, по-глупому, а то и хуже. Так, может быть, на самом деле необходимо некое волшебство, чтобы превращать эти грязные деньги в какую-то духовную энергию? Чтобы не лежали тут и не вводили в соблазн? Конечно, нет: деньги даны человеку не для того, чтобы от них избавиться, а для того, чтобы правильно использовать: оплачивать то, что необходимо для жизни, помогать другим. И тогда они вовсе не будут грязными. Надо просто подходить к этому ответственно и контролировать себя: использовать с толком, не тратить зря. Вот и со всеми инструментами и силами так, включая ту, что мы обсуждаем.

В индуизме и других восточных религиях ее во что-то превращают? Не знаю, насколько это вообще реально — мало ли, какие красивые теории там предлагают и с какими серьезными и отрешенными лицами сидят. И даже если каким-то отдельным аскетам что-то в этом направлении удается, то большинство нормальных людей созданы Б-гом в этом мире явно не для этого. Он поместил их не в монастырскую келью, а в общество, функционирование которого обусловлено, среди прочего, тем, что люди заводят семью и производят потомство. (И вообще наслаждаются, в меру, созданными Им благами). И инстинкты им дал соответствующие. И не нужны им вместо этого никакие «сверхъестественные способности»: им нужно исполнять свое предназначение, используя те «естественные» способности, которыми Б-г их (чудесным образом, заметим) одарил. Поэтому стремиться к подавлению этих инстинктов и к превращению этой энергии во что-то еще просто бессмысленно. Б-г создал ее для использования по назначению.

Почему разврат так страшен? Потому что эта сила используется не для созидания и скрепления семейного ядра, в котором мужчина «прилепится к жене своей, и станут они единой плотью» (Берешит 2:24) и единой душой, проникнувшись друг другом, а как разрушительная ядерная энергия, взрывающая семейные узы и все общество. И тогда плотское наслаждение перестает быть составной частью блаженства от заповеданного взаимного проникновения, а становится, наоборот, частью греха и отягчает его: мало того, что согрешил, еще и наслаждается этим.

И борьба с соблазнами, как сказано, должна вестись не с целью подавить или преобразовать саму эту энергию, а с целью направить ее в правильное русло.

И мы признаем: это нелегко. Волшебных приемов нет. Очень трудно оттащить назад разъяренного пса, который норовит сорваться, гораздо легче отпустить поводок…

Тора признает эту реальность, например, давая закон о «женщине, красивой видом», пленнице, которую еврейский солдат может возжелать на войне (Дварим 21:10-14). Тора разрешает ему взять ее, зная, что в той ситуации он не сможет устоять перед соблазном: пусть лучше делает это с разрешения, чем в нарушение запрета. Тора поразительно реалистична, она не требует от человека быть святым во что бы то ни стало, а адекватно оценивает его силы и требует только того, на что он действительно способен — а на войне человек пребывает в особом состоянии и способность противостоять соблазнам у него иная. Поэтому Тора немного «ослабляет поводок» — но не отпускает его, а задает несколько иные рамки, подходящие для той ситуации, сохраняя контроль и регулируя. (Конкретно об этом законе — сегодня и условия на поле боя другие, и люди другие).

Заметим, что Тора не предлагает устроить перед началом боя, скажем, сеанс медитации и превратить сексуальную энергию во что-нибудь другое. (Можно, например, в сверхспособность драться на поле боя? Тут как раз не помешало бы). Похоже, что такого варианта нет.

Талмуд (Йома 69 б) также рассказывает: поскольку нарушение запрета идолопоклонства принесло столько бед еврейскому народу, мудрецы взмолились, прося Всевышнего избавить человека от этого ужасного соблазна. Да, соблазн создан для того, чтобы его преодолевать и контролировать и за это получать награду, но с идолопоклонством это оказалось настолько трудно, что на том этапе мудрецы сочли: лучше вообще избежать испытания. И их просьба была удовлетворена: с тех пор тот соблазн нам неведом.

Тогда решили помолиться и об избавлении от другого сильнейшего соблазна — разврата. То есть мудрецы сочли и его настолько сильным, что, может быть, лучше действительно не подвергаться ему и избежать риска. И эта просьба тоже была удовлетворена. Но потом во всей округе не оказалось ни одного яйца — петухи потеряли интерес к курам! Так Б-г дал понять: это одна сила — либо все, либо ничего, поэтому с этим соблазном, пусть и чрезвычайно сильным, придется продолжать жить и постараться его контролировать. (Опять же, Б-г не предложил каких-то способов медитации и превращения этой энергии в другую. Похоже, что такого варианта нет).

Как же контролировать?

На уровне общества в еврейском религиозном мире возвели барьеры, разделяющие мужчин и женщин там, где риск особенно велик. Например, мужские и женские учебные заведения (в любом случае миры мальчишек и девчонок на самом деле разные и им не помешает развиваться по-отдельности). Или отдельные залы для мужчин и женщин на празднествах типа свадеб и т. п. Известно, чем часто кончаются вечеринки в том мире, из которого мы пришли. (Хотя там помогает и алкоголь, у нас с этим тоже поумереннее). Тора также запрещает мужчине и женщине, не состоящим в браке, уединяться в таких ситуациях, когда их вряд ли «засекут» (подробности см. в книгах по Галахе).

В целом люди воспитаны так, что понимают, какие границы переходить нельзя. Между «псом» и «костью» поддерживается безопасная дистанция. Несколько больше той, что в современном мире принято считать «нормой», зато результат — «ненормально» низкий процент изнасилований, супружеских измен и «нежелательных беременностей» (что делает неактуальной столь спорную в Америке тему абортов). Полного идеала достичь трудно, мы не ангелы, какие-то истории могут происходить, но все же процент и уровень другой. В мире, где израильского президента на этой почве посадили, американского чуть не сместили, а английская принцесса в буквальном смысле погибла, «норма» в этом плане, честно говоря, не очень привлекает. А в плане радости и удовлетворения жизнью у нас как раз все «в норме», как известно тем, кто знаком с нами «изнутри». Тем же, у кого нет возможности жить в еврейской религиозной общине, все же можно посоветовать учитывать риски в упомянутых ситуациях и принимать решения соответственно. Да и те, кто живет в еврейской общине, в наше время могут оказываться в ситуациях повышенного риска благодаря современным технологиям, и это тоже следует иметь в виду.

Также молодым людям рекомендуют пораньше жениться. Это не гарантирует исчезновения всех соблазнов, но снижает уровень риска: теперь энергию можно использовать по назначению.

В ситуации, когда соблазн все-таки возникает — а это случается, все мы люди, — существуют разные способы борьбы с ним. Единого рецепта нет, люди все разные, на каждое средство, оказавшееся для кого-то эффективным, найдется кто-то, кому оно не помогло.

Насколько мне известно, одно средство имеет сравнительно более высокий процент эффективности: если становится очень трудно «удержать пса на поводке», надо бросить ему другую «кость», еще более сочную — и тогда отпустить. Отвлечь его. Трудно удержаться от того, что очень хочется, очень увлекает. Но можно увлечься чем-то еще, так, что на запретное увлечение уже не останется времени и сил, станет не до него. В целом запретные желания и фантазии чаще приходят к человеку, когда ему оказывается нечего делать, когда у него появляется время, которое не жалко «убить». Так пусть станет жалко.

Разумеется, поскольку люди разные, «спасительные» увлечения тоже будут для каждого свои. Если, скажем, человек по природе скорее экстраверт, любит общаться с людьми и помогать им, то можно «вовлечься» в разные группы, проекты и т. д. А если он скорее интроверт или интеллектуал, можно увлечься глубоким изучением и познанием чего-то, какой-то комплексной темы, о которой надо много читать, раздумывать. Большой книгой, которой можно зачитываться допоздна. Ну и так далее: каждый человек знает сам себя, что его увлекает, и может сам себе посоветовать.

Если соблазн все-таки появится, сказать: я занят, не сейчас — потом, скоро. А там, глядишь, и не дойдут руки. Ведь все мы мастера вечно откладывать то, что нам делать не хочется, под самыми разными предлогами. Мне лень, в конце концов! В любом случае, каждая выигранная минута — победа. (От смерти, например, в конечном счете, никуда не денешься, но ее отсрочка — успех. А тут, может быть, даже денешься).

Все эти приемы снижают риск, но, в конечном счете, абсолютной гарантии от греха нет. Среди великих людей, о которых говорится в Торе, в этом плане выделяются двое: Йосеф, сын Яакова, и царь Давид. Первый подвергся сильнейшему искушению, когда его преследовала жена Потифара, и почти «отпустил поводок», но в последний момент, приложив неимоверные, можно сказать, героические усилия, все-таки сумел воздержаться и «оттянуть пса назад». За что заслужил особый титул Праведника — «Йосеф а-Цадик», это воистину нелегко.

А царь Давид в одной ситуации все-таки не сумел «удержать поводок» (формально это не было развратом, но для его уровня было грехом). Однако Талмуд (Авода Зара 4 б) говорит: с ним этого не должно было случиться, но ему это «организовали» Свыше, чтобы была продемонстрирована сила раскаяния. (Почему это произошло именно с Давидом, а не с Йосефом, — отдельный разговор. Дело там было в том, что они представляли разные ветви еврейского народа и играли разные роли. Йосефу было труднее бороться с другими соблазнами). Потому что человека, раскаявшегося по-настоящему, Б-г возносит на такой уровень, который в определенном смысле даже выше уровня Праведников (Йосефа) (Санедрин 99а), ближе к Б-гу. Что и было продемонстрировано на примере Давида.

Так Тора показывает: в одних случаях нам может удаться побороть соблазн, как Йосефу, — и тогда человек становится Праведником с большой буквы. Герой! А в других может и не удаться, как не удалось даже Давиду, хотя и он был великим праведником. И в таких случаях важно — не унывать, а искренне раскаяться и использовать шанс подняться на тот уровень, который даже выше уровня Праведников, и по-особому сблизиться с Б-гом.

С уважением, Меир Мучник

Читайте: тема Интимные отношения: секс в иудаизме

Материалы по теме


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше