Темы: Эллинисты, Мировоззрение, Здоровье, Спорт, Физическое развитие, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ вырос в культуре, где спорту и физическим упражнениям уделяется много внимания. Скажите, а каково отношение иудаизма и Торы к спорту и физическим занятиям? Жду ответа, Моисей
Уважаемый Моисей,
Большое спасибо, что обратились к нам. Как и любой другой человек, еврей, соблюдающий Тору и заповеди, должен определить для себя, какое место в его жизни занимает спорт и физические занятия.
Основополагающий принцип иудаизма гласит: все действия человека должны быть во Имя Небес. Означает ли это, что в жизни еврея нет места спорту и физкультуре? Ведь, на первый взгляд, они не имеют никакого отношения к служению Вс-вышнему?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к мнению Рамбама (Ильхот Дэот 4:1). Он полагает, что здоровое тело — абсолютная необходимость для соблюдающего еврея, т.к. духовное развитие человека невозможно, когда он нездоров. Поэтому человеку следует воздерживаться от действий, которые вредят его здоровью, и деятельно беречь здоровье.
Как известно, Рамбам был не только выдающимся мудрецом Торы, философом, но и врачом. Поэтому стоит прислушаться к его совету о том, что физические нагрузки и правильное питание — это ключ к здоровью и, соответственно, духовному росту (Ильхот Дэот 4:14). Тело человека — своего рода сосуд, куда Всевышний поместил Б-жественную душу. Правильное служение Всевышнему возможно, только когда обе части функционируют правильно.
Получается, что забота о своем здоровье — тоже своего рода заповедь для еврея. «Стандартные» заповеди, такие, как, например, молитва, тфилин и т. п., имеют четкие галахические рамки, а эта заповедь более «субъективна». Безусловно, есть общепринятые правила, которые верны для всех людей, например, можно утверждать, что переедание и нездоровая пища наносят непоправимый вред здоровью человека. С этим согласны не только врачи, но и многочисленные мудрецы Торы, более того, Рамбам говорит, что переедание — как яд для человека, это основная причина заболеваний (Рамбам, Ильхот Дэот 4:15; Рабейну Йона, комментарий к Авот 2:6 и др.).
Но есть и правила, которые человек должен определить для себя самостоятельно. Например, тот, у кого предрасположенность к гипертонии или сердечно-сосудистым заболеваниям, придерживается другого режима, другой диеты, чем обычный человек, ему необходима иная физическая нагрузка.
Кроме того, иные правила действуют для человека, который находится на грани депрессии. Рамбам (Шмона Праким 5:3) говорит: чтобы выйти из такого состояния, рекомендуется сделать что-то приятное для себя: послушать музыку, отправиться на прогулку по красивым местам и т. п. Безусловно, физические нагрузки в такой ситуации являются незаменимым лекарством, ведь всем известно об их положительном влиянии на настроение человека, на его душевное состояние.
Поскольку ясно, что правильная диета и физические нагрузки необходимы для поддержания здоровья, каждый человек должен определить для себя, как добиться того, чтобы они соответствовали нашему первоначальному принципу: все действия человека должны быть во Имя Небес. Иными словами, здоровое питание и занятия спортом ни в коем случае не должны превращаться в самоцель, они должны оставаться только средством, которое помогает человеку в духовном росте и изучении Торы.
В этой перспективе человек должен определить для себя, какой вид и количество физической деятельности ему больше всего подходит. Например, многим будет достаточно прогулок на свежем воздухе или легкой пробежки один-два раза в неделю. По мнению врачей, это лучший способ профилактики многих заболеваний. Кроме того, в это время можно слушать лекции, как говорится, совмещая приятное с полезным. Можно также посвятить это время общению с женой, гуляя вместе. Кому-то может быть удобно по дороге на учебу или на работу пройти несколько остановок пешком. Обычному человеку этого должно быть вполне достаточно.
Другим могут быть необходимы занятия в тренажерном зале или бассейне. Понятно, что стоит подобрать такое время, когда в зале или бассейне нет представителей противоположного пола. Кому-то больше подойдут спортивные игры, футбол, баскетбол и т. п. Кроме прочего, здесь человек может получить необходимые социальные навыки, общаясь с товарищами по команде, а также развить ответственность.
При этом стоит быть осторожным и помнить: чем больше человек вовлекается в спортивную деятельность, тем больше она его захватывает. Все может начаться с покупки спортивной формы, затем понадобится специальный инвентарь, потом захочется найти более современный зал для тренировок, дальше представится возможность попробовать себя в соревнованиях, а еще — необходимо быть в курсе, того, что происходит в большом спорте, знать, как живут звезды спорт и т. п. А это уже отдельная субкультура, вместе с ней в жизнь человека могут войти и многие чуждые для соблюдающего еврея понятия и ценности.
В конечном счете, вместо того, чтобы оставаться средством для поддержания формы, спортивные занятия могут стать значимой частью жизни и человеку будет тяжело переключится на главное — изучение Торы и служение Всевышнему.
Поэтому подходить к вопросу о том, сколько времени уделять физическим нагрузкам и спорту, нужно предельно честно. Возможно, для этого стоит посетить не только врача, но и раввина, чтобы специалисты послушали и оценили Ваши расчёты в этой области.
С уважением, Яков Шуб
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Ашер Кушнир
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Яков Шуб
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Ципора Харитан
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Злата Грайбер
Душевное благополучие неразрывно связано с самочувствием. Чтобы ваши дети вели полнокровную еврейскую жизнь, приучайте их к несложным, но эффективным упражнениям.
Рав Хаим Бурштейн
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его