Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Муж и Жена, Роли супругов, Лея Трахтенберг
Пожалуйста, хотелось бы узнать более детально о роли отца и матери в еврейской семье согласно написанному в Танахе. Н.
Уважаемый Н.,
Чтобы понять роли отца и матери, надо определить сущность человека в целом — «образ и подобие» Творца. От создания Адама (как совокупности мужского и женского начала) к разделению его на захар и нкейва, иш и иша — мужчину и женщину, мужа и жену, и тогда уже можно говорить о роли отца и матери.
У мужчины и женщины — противоположные задачи. Мужчина — влияющее начало, женщина — принимающее.
Союз мужа и жены — союз конкретных взрослых самостоятельных личностей, созидание любви, ответственности друг за друга, общения вербального и невербального, интимности и т.д. Союз матери и отца — союз людей, творящих и строящих свое будущее.
У каждого человека существуют и проявляются эти грани (фазы развития), и цель его — быть подобным первому человеку, Адаму, до греха, быть совершенным…
Существует мнение, что союз мужчина/женщина «соответствует» животной части души (нэфеш);
муж/жена — руах — сэхель (рассудок)/бина (эмоциональность);
мать/отец — нэшама (высшая альтруистическая часть души) — моах (мозг, созидание)/лев (сердце).
Т.е. человек движется от индивидуального развития и определения себя как физиологического объекта к состоянию духовного совершенства, которое может быть реализовано только в браке и «воспроизведении» потомства, повторяющего тот же путь.
Тогда понятно, что женщина, родив ребенка, обретает счастье и радость, цельность и гармонию — иные, каких не было на предыдущем этапе развития личности. Отцу присуще стремление передать всю мудрость, богобоязненность, мораль и т.д. сыновьям (баним), которые, в свою очередь, будут строить (бонимолам) и поддерживать духовность мира, а не разрушать ее пересмотром, переоценкой ценностей, наследия отцов.
Мать (эм) дает детям эмет — правду и веру (плюс сочувствие и сострадание), отец устанавливает границы поведения и нравственности, подает пример служения и богобоязненности, установления законов в семье и их соблюдения.
В разных семьях это существует в разных пропорциях, выполняется общая родительская работа. В любом случае, если мать слабее в проявлении «материнских» инстинктов и в «материнской» работе, увеличивается вклад отца, который выравнивает это «неравновесие», корректирует. И наоборот…
С уважением, Лея Трахтенберг
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы