Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем, согласно иудаизму, Б-г дал людям таланты?

Темы: Провидение, Предназначение, Смысл жизни, Пророчество, Сокрытие, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте! Вопрос такой: что иудаизм может предложить в области открытия своего призвания, предназначения, реализации талантов? Я имею в виду — истинного своего дела, ради чего Всевышний и создал конкретного человека? Ведь оно есть у всех, а реально раскрыто очень у немногих. В интернете эта тема широко представлена в области психологии-эзотерики (восточной философии), а мне интересно, есть ли это в иудаизме. Какие существуют практики? Какие труды на эту тему можно почитать? Есть ли соответствующие специалисты? Занимаются ли этим раввины? Я сам психолог, поэтому интересуюсь, в том числе, в профессиональных целях. Заранее благодарю за ответ. С уважением, Григорий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Григорий!

Согласно нашей Традиции у каждого человека есть свое особое предназначение, для исполнения которого Всевышний его создал и наделил соответствующим характером, способностями и талантами. Все это средства, с помощью которых ему надлежит исполнить свою роль.

Разумеется, если у человека ярко проявляются какие-то способности и он что-то делает хорошо и с удовольствием, в этом и заключается его задача. Но когда все не очевидно, как быть?

Изучая Тору, мы обнаруживаем, что в прошлом роль людей с точностью определяли пророки. Наш праотец Яаков перед смертью собрал своих сыновей и дал каждому особое благословение (Берешит 49). Все они были праведниками, но каждый обладал особым характером, соответствующим роли, на исполнение которой и благословил его отец. От них, в свою очередь, произошли двенадцать колен Израиля, каждое из которых тоже получило особое благословение уже от Моше Рабейну (Дварим 33).

Когда евреи пребывали в пустыне, Б-г повелел Моше расположить колена в определенном порядке вокруг Скинии (Бемидбар 2). По мнению мудрецов, это тоже отражало роль каждого колена и его место в общей схеме. Каждое колено находилось со своей стороны от Скинии, представляющей Б-жественное Присутствие. Каждое смотрело на нее под своим углом, и у каждого был свой путь к ней — отражающий его уникальный путь к Б-гу.

Прибыв в Землю Израиля, каждое колено получило земельный удел с помощью чудесного жребия и указания пророков (Раши к Бемидбар 26:54). Однако такого четкого расположения по четырем сторонам света вокруг центра уже не было. Было что-то подобное, но менее четкое. А после того, как евреев изгнали из Страны, этот порядок и вовсе нарушился, и обычно уже невозможно определить, кто из какого колена. Изначальное расположение было установлено по прямым указаниям Б-га пророкам, но эпоха пророчества давно закончилась.

Аналогично изменилась и ситуация каждого человека. Согласно Традиции, в свое время пророки могли посмотреть на человека и с точностью определить его уникальную роль в жизни. Но теперь пророков нет и точные указания получить невозможно. Многие люди, на первый взгляд, не реализуются и находятся «не на своем месте».

Наконец, Ор Гедальяу проводит еще одну параллель: в период нашего пребывания в пустыне Б-г совершал открытые чудеса и Его существование и присутствие было очевидны. После того, как мы вошли в Землю Израиля, Он продолжал творить чудеса и открываться пророкам, но уже не с той частотой. Нам больше приходилось жить по законам природы. Наконец, после изгнания и завершения эпохи пророчества присутствие Б-га стало совсем не очевидным и многие события, на первый взгляд, происходят «не так, как надо».

Иными словами, ранние периоды истории были временем ясности во всех отношениях. Каждому человеку было очевидно и существование Б-га, и его собственное место в Его мире, и путь к Нему. Но постепенно все это становится менее и менее ясно.

Неужели Б-г теперь не желает, чтобы мы это видели?

Нет, Он по-прежнему желает. Но Он хочет, чтобы мы сами находили в жизни и Его, и себя.

Более самостоятельно и по-взрослому.

Именно так объясняет Нецив в комментарии на главу Хукат (Бемидбар 20:5) первый этап этого процесса: переход от сверхъестественной жизни в пустыне к сравнительно более «естественной» в Земле Израиля. Одни блага, описанные в той главе, евреи еще получали чудесным образом от Б-га, но других добивались уже «сами», естественным путем. По словам Нецива, это было подобно тому, как младенца, питающегося материнским молоком, приучают к «взрослой» пище: начинают давать «прикорм» постепенно, чтобы облегчить переход. Аналогично, когда ребенок начинает ходить, родители дают ему делать самостоятельные шаги, но продолжают подстраховывать и, если надо, поддерживать. И так на каждом этапе жизни: ребенок действует все более самостоятельно и поддержка родителей становится все менее частой и прямой.

Вот и Б-г постепенно перестает поддерживать и направлять нас очевидным образом, чтобы дать нам больший простор для деятельности и большее чувство самостоятельности, ответственности и достижения.

Мы никогда не станем совершенно «взрослыми» и не сможем полностью обходиться без Него. В жизни все очень непросто, легко ошибиться или пасть жертвой мощных сил. Поэтому нам постоянно приходится задумываться, а также молиться Б-гу о помощи в преодолении трудностей и в выборе пути. А Он, в свою очередь, по-прежнему «подстраховывает» нас, поддерживает и ведет по жизни. Но теперь не напрямую, а более скрыто и тонко.

Как?

Чаще всего, маскируясь под то, что мы называем «жизнью». «Жизнь научила». Или «заставила». Или просто «сложилась». Или «толкнули» обстоятельства. Или помог «случай». Нет, тут явно чувствуется Чье-то направленное действие — наверное, правильно сказать «Господин Случай». Ну а иногда откровенно: «Сам Б-г велел».

Слава Б-гу!

Так, хотя теперь нет колен, согласно Шла (комментарий к Бемидбар), на каждом этапе истории существуют аналогичные группы: евреи Германии (ашкеназы), евреи Испании (сефарды) и т.д. А в наше время — евреи Израиля, евреи Америки и т.д. У каждого «колена» свой характер и роль, соответствующие характеру его места проживания.

Как сформировались эти «колена»?

«Жизнь заставила». Из Европы выгнали страшные бедствия, но к тому времени открылись возможности в Америке, а также в Израиле, где раньше их не было. И евреи поехали и построили новую жизнь, в каждом месте свою, непохожую на жизнь в других местах и на то, что было раньше.

Вот и каждого человека «судьба» направляет туда, где ему место. При этом тоже откуда-то могут выгнать несчастья, может быть невыносимо больно. Бывает, что препятствия и сопротивление — знак того, что идешь по правильному пути и надо бороться и преодолевать. Но бывает, что это иного рода знак: пора менять направление и искать новое место и роль.

Даже в эпоху более открытого Б-жественного Присутствия Он часто вел нас по жизни таким образом. Яркий пример — наш праотец Авраам. Изначально Б-г ему не открылся, Авраам сам Его нашел — размышлял о мире и пришел к выводу, что им должен управлять Единый Б-г. Тогда он почувствовал, что ему «Сам Б-г велел» распространять знание о Нем. Но на родине он столкнулся с сопротивлением властей, его даже бросили в огонь. На этом этапе Б-г вмешался и чудесным образом спас его. Но велел ему не продолжать борьбу там же, а отправиться в другую страну.

А в какую — не сказал. Ее надо было искать. «Чтобы получить награду за каждый шаг». Согласно Магиду из Дубно, это значит, что Авраам шел не прямым путем, а долго искал путь, много раз меняя направление. Сначала ему казалось правильным одно, затем — другое. Путь получился длинным и утомительным, зато Авраам получил награду за каждый шаг, сделанный в каждом направлении, которое на тот момент казалось ему правильным. А когда достиг своего истинного места, лучше понимал и ценил его. Так как уже пробовал другие и знал, что все не то, а вот это — то!

Таким образом, даже Авраама Б-г поддерживал и давал ему указания только в отдельные, критические моменты. В остальном же тот должен был сам найти свой путь: сначала открыть для себя Б-га и установить с Ним связь, а затем — найти свое место в мире, которым управляет Б-г.

В этом заключается и наша задача. Узнавать себя, определять свои достоинства и способности, думать о возможных путях их применения (разумеется, во благо и в соответствии с принципами Торы). И — полагаться на те «случаи» и подсказки, которые Б-г расставил на нашем жизненном пути. Даже люди, достигшие выдающихся результатов в той или иной сфере, часто изначально не знали, что в этом их роль, а были направлены к ней «жизнью». Многие потом признают, что чувствовали при этом какую-то «руку».

Иногда жизнь откровенно «бросает в воду» — но человек вдруг оказывается хорошим пловцом. А если бы не бросила, кто бы знал, что он хороший пловец. Многие способности и роли в жизни раскрываются именно в подобных ситуациях, которые заранее предсказать невозможно.

Полной ясности ожидать не стоит — так неочевидно в наше время присутствие Б-га и справедливость всего, что происходит в Его мире. Если бы все было ясно, нечего было бы искать и открывать. Не о чем задумываться и нечего осмысливать. Исполняли бы свою работу, как роботы или дети по указке, а не как взрослые люди, нашедшие и выбравшие ее сознательно, как цель. Испытывая благодарность Б-гу за то, что удостоил такой роли, что дал ее найти.

Существуют ли труды на эту тему? Есть книги и лекции о разных типах ролей в жизни, общие советы. Но для описания уникальной роли каждого человека пришлось бы писать книгу лично о нем. Которая, до ее завершения, известна лишь Б-гу. У каждого свой путь, который специально для него приготовил Б-г, и расположение трассы открывается лишь по мере продвижения по ней. Как первооткрыватель наносит на карту новые объекты по мере продвижения вперед навстречу неизвестности.

Могут ли помочь раввины?

Конечно, они могут посоветовать. После завершения эпохи пророков роль советников перешла к мудрецам. По словам Талмуда (Бава Батра 12а), мудрец даже имеет определенное преимущество перед пророком. Хотя у пророка более ясное видение, у мудреца более развито мышление, он способен постигать истины, которые пророку не открыты. Это соответствует более «взрослому» этапу истории, когда не все открыто и до многого надо додумываться самим. Б-г не показывает все напрямую, но дает идеи, которые «осеняют». Мудрец может в этом помочь, Б-г может послать ему правильные идеи.

В то же время, когда речь идет не о четко прописанном законе Торы, а об уникальной роли конкретного человека в жизни, то подойдет не всякая идея, а именно та, что соответствует его предназначению. Поэтому помочь здесь может лишь тот раввин, который хорошо знает и понимает этого человека, его происхождение, менталитет, способности, обстоятельства. А значит, подходящего для таких советов раввина тоже надо найти. С помощью Б-га, посланником Которого раввин является.

Итак, помолимся Б-гу, чтобы послал нам все необходимые подсказки и всех нужных советчиков, и смело отправимся на поиски своего места в жизни.

В чем и желаю успеха!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Незамужняя дочь зажигает ханукальные свечи?

Рав Яков Шуб

Где лучше зажигать ханукальные свечи — дома или на работе?

Рав Реувен Куклин

Моя работа продолжается после выхода звёзд

Если достаточно одной свечи в каждый день Хануки, почему зажигают гораздо больше?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: на каком уровне мы выполняем заповедь о ханукальных свечах? Почему в этом случае Талмуд точно определяет, каким должно быть самое лучшее, красивое выполнение? Зачем понадобилось чудо с маслом? Как строить отношения с Твор

Чем свечи Хануки подобны быкам, которых приносили в жертву в Суккот?

Рав Менахем Эпель

Почему Ханука уподоблена Суккоту? Как жертвоприношения Суккота связаны с Ханукой? Почему каждый день приносили в жертву на одного быка меньше? Святость не убавляют? Праздники, установленные мудрецами, — отражение праздников Торы?