Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Война, Алаха, Рав Лейб Нахман Злотник, Государство Израиль
В предшествии праздника Ханука многие наши воины, жертвующие своей жизнью во имя безопасности народа Израиля, за что им земной поклон, безмерная благодарность и слава, задают вопросы о том, как следует исполнять в полевых условиях заповедь зажигания ханукальных свечей. Возможно многим будет полезно познакомиться с этими вопросами и с ответами, полученными на них. Заметим, что главным источником для ответов послужило руководство, данное одним из глав нашего поколения, равом Шломо Залман Ойербахом во время войны Йом Кипура, которая постигла Израиль в 5734-ом (1973-ем) году. По понятным причинам имена наших героев, задавших предлагаемые Вашему вниманию вопросы, не упоминаются.
Вопрос 1: Я — резервист, женат и жена зажинает за нас обоих ханукальные свечи. Должен ли я, находясь на военной базе на передовой тоже зажечь ханукальные свечи?
Ответ: Если Ваша жена зажинает ханукальные свечи, заповедь исполняется вами обоими, и в рамках исполнения заповеди Вы не обязаны дополнительно зажигать свечи[1]. Однако поскольку не все знают о том, что за Вас зажигают дома, было бы правильно зажечь ханукальные свечи, не благословляя на них, чтобы снять с себя подозрения в том, что Вы игнорируете заповедь[2]. В случае, когда существует сомнение, что жена не зажгла свечи дома, например, она гостит у родителей или друзей, даже если она там точно зажигает свечи, Вы обязаны зажечь сами и произнести соответствующие благословения. Замечу, что в семьях, где есть юноши тринадцати лет и старше, которые в Хануку находятся дома, когда нет отца, зажигают ханукальные свечи за всю семью, включая родителей.
Вопрос 2: Мы на базе готовимся к Хануке и с Б-жьей помощью будем зажигать ханукальные свечи из стеарина (длинные, которые горят достаточное время). Мои друзья говорят, что это круто устанавливать их на боевой технике — подогреть внизу и прилепить на капот или крыло. Удачное ли это место для исполнения заповеди?
Ответ: В той форме, как Вы описали, заповедь исполняется (как понятно, при соблюдении всех прочих требований). И все же всегда нужно стараться, чтобы ханукальные свечи были вставлены в подсвечники[3]. Это могут быть отстреленные гильзы, части бутылки и т.п.
Вопрос 3: Мы находимся в, мягко говоря, стесненных условиях (не углубляясь в детали). Если мы спим и едим вместе, можем ли мы зажечь одну ханукию за всех и так исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей?
Ответ: В описанном Вами случае, вы однозначно можете зажечь одну ханукию для всех. Нужно только чтобы каждый финансово поучаствовал в приобретении свечей и во время зажигания присутствовал лично и отвечал амень на произносимые благословения. Если свечи были получили для всего отделения от армии или в качестве подарка от жителей тыла, считается, что они принадлежат каждому и дополнительного финансового участия не требуется.
Вопрос 4: Я участвую в венных действиях, и жена зажинает за нас обоих ханукальные свечи дома. Я знаю, что тот, кто не зажигает ханукальные свечи сам, когда впервые видит горящую ханукальную свечу, благословляет: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это же самое время» и «Благословен Ты Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени», а в последующие разы — только «…Который совершил чудеса отцам нашим…». Должен ли я произносить эти благословения или достаточно того, что их произносит жена во время зажигания свечей?
Ответ: Вы эти благословения не произносите, но поскольку этот вопрос неоднозначен[4], при возможности постарайтесь услышать, как благословляет Ваш товарищ, который зажинает ханукальные свечи[5]. При этом и произносящий благословения, и Вы должны иметь намерение, что благословения произносятся также и для Вас.
Вопрос 5: Я нахожусь в месте военных действий. За меня никто не зажигает ханукальные свечи. Может случиться, что представится возможность исполнить эту важную заповедь, какие должны быть условия, чтобы я был в ней обязан, включая благословения на нее? Оговорюсь, что иногда мы ночуем в открытом поле, иногда в палатках, а иногда даже в крытых помещениях.
Ответ: Когда Вы ночуете в открытом поле (даже если сверху есть навесы, но отсутствуют стены), Вы освобождены от заповеди зажигания ханукальных свечей. В этом случае было бы правильно попросить родителей или друзей, чтобы они зажгли за Вас свечи. (Когда речь идет о сефардском парне, который следует указаниям рава Йосэфа Каро, его отец, зажигая ханукальные свечи, автоматически делает это и для него). Для этого нужно, чтобы они прежде уступили бы Вам некоторую часть масла, которым наполняют ханукальные стаканчики. Когда Вам удается заночевать в палатке, шатре или крытом помещении, Вы обязаны исполнить заповедь и произнести на нее соответствующие благословения. (Это верно и в отношении тех, кто дислоцируется в крытых землянках, траншеях и т.п., глубина которых более 80 см). Изначально нужно постараться, чтобы трапезы тоже проходили в том месте, где Вы спите.
Вопрос 6: Мы живем в танке: спим в нем, едим и т.д. как я могу исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей?
Ответ: Если Вы ночуете и едите в танке или крытом бронетранспортере, это считается Вашим домом, и Вы обязаны исполнить заповедь и произнести на нее соответствующие благословения. Более того, заповедь исполняется даже во время движения Вашей боевой машины[6]. Во всех случаях свечи зажигают внутри танка. Замечу, что находящиеся в открытых средствах перемещения, у которых отсутствует крыша, должны зажигать ханукальные свечи, не произнося на них благословения и постараться договориться с теми, кто исполняет заповедь как положено, чтобы те зажинали свечи и за них.
Вопрос 7: В месте, где я служу, согласно правилам безопасности, строго запрещено разводить огонь. Даже чтобы выкурить сигарету мы должны по специальному разрешению удаляться группами на довольно приличное расстояние от того места, где мы спим и едим. Есть ли у меня какая-либо возможность хотя бы символически исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей?
Ответ: В случае, когда нет возможности зажечь свечи, разрешено воспользоваться электрическими лампочками или фонариками с нитью накаливания. Установить их нужно таким образом, чтобы окружающим было ясно, что их включили вместо ханукальных свечей[7]. На включение фонариков благословления не произносят[8].
Вопрос 8: Нужно ли зажинать ханукальные свечи, если каждую минуту могут объявить тревогу и их придется погасить?
Ответ: Да нужно зажечь, ведь может быть, что свечи прогорят положенное для этого время и Вы исполните заповедь в полной мере. Поскольку существует реальное сомнение, благословения на исполнение заповеди в данном случае не произносятся. Даже в случае, когда совершенно ясно, что свечи придется гасить до того, как прогорят положенное для этого время, все равно следует их зажечь, не произнося благословения.
Вознесем молитвы Создателю о том, чтобы мы всегда были единым и дружным народом, воины и похищенные вскорости вернулись домой физически и морально здоровые, все раненые были полностью излечены, а потерявшие своих близких утешены с Небес. Скорейшей нам победы!
[1] «Мишна Брура», 677:2.
[2] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 677:1; Маариль, п.145; «Мишна Брура», 677:5, 7 и 8.
[3] «Авнэй Нэзэр», «Орах Хаим», п.500.
[4] См. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 676:3 и комментарии к нему.
[5] «Мишна Брура», 676:5.
[6] Мааршам, ч.4, п.146.
[7] «Алихот Шломо», «Ямей а-Ханука», 15:3, «Орхот Алаха», п.11 и гл.13, «Орхот Алаха», п.12; «Ковец Тшувот», ч.3, п.103.
[8] «Пискей Шмуот», стр.107, от имени рава Ш. Й. Н. Карелица.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»