Темы: Будущий мир, Рав Эльяким Залкинд, Искусство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Интересует такой вопрос. Имеет ли какое-то значение в загробной жизни то дело (прежде всего, творческое), которым человек занимался при жизни? Например, человек всю жизнь был художником (или писателем, или композитором), создавал какие-то свои произведения, создавал художественные миры, пытался с помощью творчества выступать против каких-то пороков общества, например, и т.д. Останется ли этот художественный талант с ним после смерти? И если да, то для чего? Грубо говоря, что Шекспир или Толстой будут делать на том свете? Спасибо. Л.
Уважаемый Л.,
Берет ли человек в Грядущий мир свои творческие способности и достижения?
Не видел источников, в которых бы рассматривалась эта тема, но могу поделиться своими попытками понять. Грядущий мир — мир близости к Всевышнему, и то из приобретенного здесь, в этом мире, что умножает эту близость, войдет в будущей мир. А то, что не приближало человека к его Творцу, даже если ценилось в этом мире, — не войдет туда, так как просто не имеет отношения к тому миру. Так и с творчеством. Если человек освящал Имя Творца, призывал людей к истине (истине глубокой, касающейся сути назначения человека и его роли перед Творцом, а не только житейской, политической и т.п.), учил честности, справедливости (такой, которая является самой сутью человека — посланника в этом мире, ответственного за свое поручение), всё это должно войти и в Грядущий мир. Движения же души, чувства, борьба за «справедливость» и «истину», имеющие отношение только к этому миру, не возвысившие и не углубившие ни самого автора, художника, композитора, ни других людей, в Будущий мир не войдут. Если произведения утончали чувства и мысли, побуждали задумываться о глубоком, быть чувствительным к внутренней жизни души, они могут остаться востребованы лишь художественной интеллигенцией. А могут и поднять к поиску сути, побудить оставить поверхностное восприятие, изменить жизнь, наполнить ее непреходящим смыслом, дать прикоснуться к вечности. (Впрочем, кажется, как правило, сила творческого переживания замыкает человека в «художественности», и, даже приведя к «озарению» и помыслам о сути, — возвращает в область ограниченного — «вкушения красоты и глубины» этого произведения — литературного, музыкального и т.д.). То же и в душе «художника». То, что находится всецело в пределах этого мира, — дела, разговоры, мысли, чувства, — останется здесь. А прикосновение к вечности станет частью мира Грядущего.
Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд
Рав Ашер Кушнир
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Александр Стрельцов
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Меир Мучник
Как найти истинно свое дело, ради которого Всевышний и создал этого человека?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир
Почему вы лезете в нашу жизнь?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Ашер Кушнир
Гади Поллак
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его