Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Народы мира, Идолопоклонство, Праздники, Чудеса, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему Ханука уподобляется празднику Суккот? Знаю, что Шамай уподоблял зажигание ханукальных свечей порядку жертвоприношения быков в Храме в праздник Суккот.
Я не вижу смысла: при чем тут Суккот и при чем тут жертвоприношения, которые приносили в Суккот?
А еще: почему приносили в первый день Суккота 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше? Заранее спасибо, Рина
Здравствуйте, Рина!
Спасибо за интересные вопросы.
Месяц Мархешван, в котором нет никаких праздников, — очень подходящее время, чтобы связать только что прошедший Суккот с приближающейся Ханукой.
Почему в первый день Суккота приносили 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше?
Комментаторы (на основании сказанного в трактате Сукка 55 б) говорят, что общее число быков — семьдесят (13+12+11+10+9+8+7) — соответствует числу народов мира, которые служат другим богам. А постепенное уменьшение количества приносимых жертв намекает на то, что и идолопоклонство постепенно сойдет на нет. И этих быков приносили в жертву в Храме, чтобы защитить народы мира от страданий за их грехи.
Почему Ханука уподобляется Суккоту?
Действительно, Талмуд (Шабат 21 б) приводит спор мудрецов о порядке зажигания ханукальных свечей. Бейт-Шамай (школа Шамая) считает, что в первый день следует зажигать восемь свечей, а дальше каждый день убавлять по одной. А Бейт-Гилель (школа Гилеля) считает, что в первый день следует зажигать одну свечу, а дальше каждый день прибавлять по одной.
Мнения мудрецов следующих поколений о том, в чем суть спора Бейт-Шамая и Бейт-Гилеля разделились. Согласно одному мнению, по Шамаю число свечей показывает, сколько дней Хануки ещё осталось, а по Гилелю — сколько дней Хануки уже прошло.
По другому мнению, Бейт-Шамай уподобляют порядок зажигания ханукальных свечей порядку жертвоприношений быков в праздник Суккот, а Бейт-Гилель руководствуются известным принципом: «святость прибавляют, а не убавляют».
Ваш вопрос относится к последнему из упомянутых мнений. Рассмотрим его подробнее. Мнение школы Гилеля основывается, как мы сказали, на принципе, который мудрецы Талмуда выводят из Торы: «святость прибавляют, а не убавляют». Этот принцип действителен в отношении всех заповедей.
Так, например, закон предписывает сначала облачиться в талит, а только затем наложить тфилин, так как святость тфилин выше — «святость прибавляют, а не убавляют».
А постановление школы Шамая противоречит этому принципу и, соответственно, требует отдельного объяснения.
Школа Шамая говорит: в самой Торе мы находим прецедент, который противоречит этому принципу: число быков, которых приносили в жертву в Суккот, изо дня в день убывает. Теперь осталось только понять, почему школа Шамая «отказалась» от общепринятого принципа и предпочла уподобить ханукальные свечи жертвенным быкам. Этому есть много объяснений. Приведу некоторые из них.
1) Мааршо пишет: поскольку новое масло Хашмонаим могли получить только через восемь дней, то масло из единственного найденного кувшина изначально разделили на восемь частей, чтобы каждый день зажигать от них храмовый светильник. И каждый день происходило чудо: этого небольшого количества масла хватало на целый день.
И это то, что хотела подчеркнуть школа Шамая: в первый день следует зажигать восемь свечей, затем семь, и т. д. — по количеству частей масла, которые оставались у Хашмонаим. А как же принцип «святость прибавляют, а не убавляют»? Школа Шамая отвечает, что этот принцип должен соблюдаться, только когда нет никаких оснований поступить иначе. Если такие основания есть, принцип отменяется.
Доказательство этому — порядок жертвоприношений быков в Суккот. Там тоже есть основание для отмены этого принципа — намек на «убывание» идолопоклонства, и принцип «прибавления святости» поэтому отменяется. То есть, по мнению Мааршо, связь между ханукальными свечами и жертвенными быками чисто внешняя.
Другие же объяснения пытаются найти смысловое подобие между ними.
2) Маараль (в книге «Нер Мицва») пишет: в праздниках, заповеданных Торой, святость первого дня выше, чем последующих. Об этом, среди прочего, свидетельствует и порядок жертвоприношений быков в Суккот. И Хануку, по школе Шамая, следует уподобить праздникам, заповеданным Торой, и зажигать свечи в убывающем порядке.
3) Раби Моше Софер («Хатам Софер») объясняет: школа Шамая зажигание свечей связывала с поражением врагов, поэтому число свечей уменьшается — как уменьшается число врагов. И уменьшение количества быков показывает постепенное затухание идолопоклонства. А школа Гилеля связывала зажигание свечей с подъемом еврейского народа, веры во Всевышнего, выполнения заповедей. И, соответственно — «святость прибавляют, а не убавляют».
4) Раби Хаим Фридлендер (машгиах-инспектор в ешиве Поневеж, также подготовивший и издавший основные книги Рамхаля) пишет, что чудо Хануки было вратами к пришедшему за ним периоду изгнания, которое подразумевает упадок (духовный и материальный), с одной стороны, и чудо существование народа, с другой стороны. Чудо Хануки стало и путеводной звездой для грядущего изгнания.
И это причина, по которой школа Шамая уподобила свечи жертвенным быкам. Ведь и быки, приносимые в жертву, с одной стороны, служили защитой народам, а с другой стороны, символизировали угасание идолопоклонства.
А школа Гилеля указывает на чудо существования еврейского народа в изгнании, которое с каждым годом становится все больше.
5) «Арух а-Шулхан» (Орах Хаим 670, 5) цитирует «Сефер Макабим». Там сказано: греки не позволили принести жертвы в Суккот, и в память об этом был установлен праздник Хануки. И, соответственно, Суккот вместе со Шмини Ацерет продолжается восемь дней, как и Ханука. Так что можно предположить, что параллель между ханукальными свечами и жертвенными быками — еще один момент уподобления Хануки Суккоту.
В заключение приведу идею из «Сфат Эмэт» (Ханука 5641 г.): подобно тому, как свет луны — это отражение света солнца, Ханука и Пурим — отражение света праздников из Торы. Ханука — отражение праздника Суккот, Пурим — отражение праздника Шавуот. А отражение праздника Песах? Мы надеемся, что им станет вскоре праздник грядущего Избавления, как сказано (Миха 7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Да удостоимся увидеть это вскоре, в наши дни, омейн!
С уважением, Менахем Эпель
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его