Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1) Комментарий на Дварим 31:17—18

17 В тот день возгорится на него Мой гнев; Я оставлю их; Я сокрою Свой лик от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья. В тот день скажет он: Не потому ли, что нет моего Б-га среди меня, постигли меня эти беды?

18 А Я совершенно сокрою Свой лик в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к иным богам.ВОЗГОРИТСЯ… МОЙ ГНЕВ… Я ОСТАВЛЮ ИХ. Я предоставлю им заботиться о себе самим.Я СОКРОЮ. Я лишу их Своей особой заботы.И БУДЕТ ОН ОТДАН НА РАСТЕРЗАНИЕ. Так Израиль станет жертвой других народов. Поскольку Израиль будет предоставлен сам себе, его политическая гибель наступит как естественное следствие его слабости. Выживание Израиля и его процветание в истории — это дело чудесной Б-жественной власти.В ТОТ ДЕНЬ СКАЖЕТ ОН… НЕТ МОЕГО Б-ГА СРЕДИ МЕНЯ. Народ припишет свои несчастья не своему собственному отступничеству от Б-га, но тому, что Б-г отвернулся от него. Б-г, которого, как считает Израиль, он может называть своим, несмотря на свои грехи; Б-г, Который обещал защищать и оберегать его от других народов, перестал исполнять Свое обещание, ибо иначе Израиль не страдал бы сейчас так сильно. Израиль считает, что вправе винить Б-га, и забывает, что винить может лишь себя. Он не думает о том, чтобы выяснить, почему Б-г не ведет себя более по отношению к нему как его Б-г.А Я СОВЕРШЕННО СОКРОЮ СВОЙ ЛИК. Израиль забывает, что Б-г лишил его Своего особого покровительства только «за все зло, которое он сделал, когда обратился к иным богам», ибо он обратился к идолопоклонству. Б-г отказался от Израиля, потому что Израиль отказался от Него. Б-г будет Б-гом Израиля лишь до тех пор, пока Израиль будет народом Б-га, лишь до тех пор, пока Израиль подчиняет всю свою жизнь и все свои устремления исключительно Б-гу и исполнению Его воли. В большей степени, чем с любым другим народом, особые отношения Б-га с Израилем зависят от полной и исключительной покорности Израиля, его верности и преданности Ему… Обвинения Израиля против Б-га безосновательны. Б-г все еще «среди него». Он никогда не прервет Своих особых отношений с Израилем. Однако именно потому, что Он поистине «среди него», ни один из грехов Израиля не ускользнет от Его внимания, и страдания, которые падут на Израиль в результате его грехов, станут причиной его деградации до морального уровня других народов — хотя никогда не ниже этого уровня…2) Комментарий на Дварим 31:22

22 И записал Моше эту Песнь в тот день, и научил ей сынов Израиля.…культивирование знания и понимания Торы в народе, является самым важным, да пожалуй, единственным средством поддержания веры Израиля в Б-га и Его Закон и возвращения его обратно к этой вере после каждого прегрешения…

1) Комментарий на Дварим 32:1

1 Внимайте, небеса, и я буду говорить, и услышит земля речи моих уст.…Все, чему суждено произойти на земле, должно начинаться с деятельности, инициированной в небесах…2) Комментарий на Дварим 32:8

8 Когда Всевышний давал владения народам, когда разделил сынов человеческих, Он установил границы народов по числу сынов Израиля.КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАВАЛ ВЛАДЕНИЯ НАРОДАМ. Говорится о том времени, когда Б-г, Который тогда почитался народами лишь как «Всевышний» (среди других божеств),… позволил народам овладеть различными территориями на земле.КОГДА РАЗДЕЛИЛ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. Каждая из этих территорий в физическом плане отличалась от остальных; поэтому каждая территория оказала свое воздействие на тот народ, который на ней поселился. В результате, человечество, бывшее вначале однородным целым (все люди произошли от Адама), приобрело различия в физическом облике, умственных способностях, языке, занятиях, традициях и характере. Человечество разделилось на разные народы, и каждый из этих народов, будучи продуктом своей страны, начал выделяться различными аспектами человеческой индивидуальности…3) Комментарий на Дварим 32:9

9 Ибо доля Б-га — Его народ, Яаков — Его наследное владение,… Б-г впервые провозгласил: «Я возьму вас Себе как народ». И лишь после этого Он сказал: «И Я приведу вас в землю» (Шмот 6:7,8). Другие народы являются, в большой степени, «частью своей земли», но Израиль, в силу своего происхождения и цели, есть חלק הי (удел Б-га), «Яаков — Его наследное владение»…4) Комментарий на Дварим 32:15

15 И разжирел Йешурун, и стал брыкаться — всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром, — он оставлял Б-га, создавшего его, и поносил Твердыню своего спасения.И РАЗЖИРЕЛ ЙЕШУРУН. Здесь, впервые в Писании, мы находим имя Йешурун. Оно описывает Израиль через идеал его нравственного призвания, которое есть ישר (прямота, честность) — отсутствие малейшего отклонения от прямого пути своего призвания…В стихе 13 нам говорили, что Б-г желал восхождения Израиля на двойную вершину земного свершения: на пик материального процветания и на пик духовного и нравственного совершенства. Ибо Израилю предстояло стать сияющим примеро того, что духовная и нравственная жизнь, полностью отданная долгу, никоим образом не требует отказа от всех земных удовольствий. Напротив, высшая степень моральности полностью совместима с величайшей мерой земного счастья. По сути дела, первая должна проявить себя именно в условиях, связанных с последним, и все земные ресурсы и удовольствия должны преобразовываться в духовные и нравственные свершения. Однако, когда народ Йешурун, целью которого было достижение этого нравственного идеала, получил изобилие материальных богатств и удовольствий, когда он вышел из пустыни и вступил в землю молока и меда, он разжирел и стал брыкаться. «Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром» — это гротескная характеристика народа, который стоял перед Моше, а также характеристика каждого будущего поколения, которое должно было прочесть слова его Песни. Она содержит квинтэссенцию всей последующей еврейской истории. Как правило, еврейский народ замечательно проявлял себя в периоды страдания. Но он редко был в состоянии выдержать испытание счастьем. «Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром»… Смысл этого отрывка следующий: чем обильнее и жирнее пища, поступающая в организм, тем больше организм должен стремиться трансформировать избыток пищи в энергию и работу. Чем лучше питание тела, тем активнее должен быть человек, тем большим должен быть выход его деятельности и достижений. В этом случае он будет управлять своим богатством; он останется здоровым умственно и физически, и его нравственная значимость также возрастет, вследствие укрепления его нравственных и духовных качеств. Но если он так не поступает, избыток пищи станет откладываться в его организме, он разжиреет, отучнеет, и, вместо того чтобы продолжать управлять своей субстанцией, он — его подлинное духовное, активное «я» — заплывет жиром, и это будет его концом…5) Комментарий на Дварим 32:17

17 Приносили жертвы бесам, не-богам, божествам, о которых не знали ничего, новым, недавно явившимся, которых никогда не страшились ваши отцы.שד׳ (бесы) — это невидимые силы, вредящие росту и процветанию. אלה לא (не-боги) — это силы, которых даже обманутые народы не считали богами.БОЖЕСТВАМ, О КОТОРЫХ НЕ ЗНАЛИ НИЧЕГО. О которых им неизвестно ничего такого, что могло бы заставить поклоняться им как богам.НОВЫМ, НЕДАВНО ЯВИВШИМСЯ. Плодам самых последних заблуждений и выдумок.КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ СТРАШИЛИСЬ ВАШИ ОТЦЫ. Которых ваши отцы не боялись даже в языческую эру, до Авраама. Лишь одна определенность — что есть Единый Б-г, Который хранит завет сокровенной связи с почитающими Его, — послужит поддержке человека и его возвышению над всеми другими силами между небом и землей. Одна лишь эта уверенность освободит его от всякого страха перед любой силой, действительной или воображаемой, являющейся враждебной его благополучию. Но как только человек перестает служить Единому Б-гу, он теряет всякую внутреннюю поддержку, и тот, который похвалялся своей удивительной свободой, начинает трястись от страха перед силами природы и судьбы, воистину более могущественными, нежели предоставленный самому себе человек, и трепещет перед всеми заблуждениями, порожденными суеверием и претендующими на проникновение в тайны природы и вселенной…6) Дварим 32:30

30 Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы их Твердыня не отказалась от их, и Б-г не выдал бы их?7) Комментарий на Дварим 32:36

36 Ибо рассудит Б-г свой народ и раскроет Себя в разной степени относительно Своих рабов, когда увидит, что истощилась вся сила, и не осталось ничего, чтобы хранить или покинуть.…Подлинным показателем нравственной ценности сильных является симпатия и уважение, которые они проявляют к положению и правам слабых…8) Комментарий на Дварим 32:43

43 Поэтому, о нации, сделайте счастливой долю Его народа, ибо Он отомстит за кровь своих рабов, и совершит мщение над Своими врагами, и Его народ искупит Его мир.…Царство Б-га на земле наступит тогда, когда народы перестанут угнетать Израиля…

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»