Темы: Красота, Ханукальные свечи, Ханука, Чудеса, Любовь, Заповеди, Зажигание свечей, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, не совсем разобрался с зажиганием ханукальных свечей. С одной стороны, написано, что достаточно одной свечи каждый день, с другой, зажигают гораздо больше. Помогите разобраться.
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы обратили внимание на очень интересный момент, который является в какой-то мере уникальным. Это мы видим только в законах зажигания ханукальных свечей. Давайте поясним, что имеется в виду.
В выполнении обычной заповеди, как правило, существует два уровня: базовый, который обеспечивает минимальное выполнение, и более высокий (hидур мицва — буквально «украшение заповеди»), на котором заповедь выполняется «великолепно», человек стремится к совершенcтву. Обычно с точки зрения еврейского Закона достаточно выполнить заповедь на базовом уровне. А hидур мицва — это уже «факультативно», по желанию, в зависимости от возможностей и степени богобоязненности человека.
А обсуждая зажигание ханукальных свечей, Талмуд (Шабат 21 б) говорит о трех уровнях выполнения заповеди:
первый уровень — базовый, когда зажигают одну свечу в доме ежедневно;
второй уровень (мэhадрин — от того же корня, что hидур) — более высокий, когда каждый член семьи зажигает по одной свече ежедневно;
третий уровень (мэhадрин мин а-мэhадрин) — самый высокий уровень, когда (по ашкеназскому обычаю) каждый член семьи зажигает свечи, добавляя каждый день еще одну свечу.
Еще раз отметим: это практически уникальный случай, когда Талмуд определяет три уровня выполнения заповеди. Обычно, как сказано, выделяются только два уровня. Кроме того, закон обычно не говорит о том, как именно достигается hидур мицва. А говоря о свечах Хануки, закон четко определяет, как именно заповедь исполняется на высоком (мэhадрин) и самом высоком (мэhадрин мин а-мэhадрин) уровнях.
Кроме того, еврейский Закон определяет, что для выполнения заповеди на более высоком уровне человек не должен тратить денег больше, чем на треть от суммы, которую он бы потратил, чтобы выполнить заповедь на базовом уровне. А о свечах Хануки сказано: для выполнения заповеди на базовом уровне достаточно восьми свечей (по одной на каждый день), а для выполнения на самом высоком уровне необходимо 36 свечей, что гораздо больше, чем восемь и треть.
Еще один интересный момент, о котором говорят законодатели. Что делать, если человек зажег первую свечу, но еще не произнес благословение на зажигание свечей Хануки? Может ли он произнести благословение перед тем, как зажечь дополнительные свечи?
Ведь на базовом уровне достаточно одной свечи, т.е. заповедь уже считается выполненной. А благословение произносят только перед выполнением заповеди, никак не после. Многие законоучители считают, что, тем не менее, можно произнести благословение перед тем, как зажечь дополнительные свечи, даже если первая свеча уже горит (респонс раби Акивы Эйгера 2:13, респонс Ктав Софер, Орах Хаим 135 и др.).
Более того, Шулхан Арух (Орах Хаим 671:1), говоря о том, сколько свечей необходимо зажигать в Хануку, упоминает только третий, самый высокий уровень (мэhадрин мин а-мэhадрин).
Все это приводит нас к мысли, что выполнение именно этой заповеди на самом высоком уровне имеет особый статус. Если при выполнении других заповедей hидур факультативен, является произвольным дополнением к базовому уровню, то при зажигании свечей Хануки «великолепие» — неотъемлемая часть выполнения заповеди, а не что-то дополнительное.
Остается только разобраться, почему же все-таки hидур получил особый статус в выполнении заповеди о ханукальных свечах?
Возможно, ответ связан с событиями, которые предшествовали установлению праздника Хануки. Как известно, после того, как Хашмонаим освободили Храм, они нашли только один кувшинчик ритуально чистого масла, который подходил для зажигания Меноры — храмового светильника, и этого масла хватало на один день. Все остальное масло было ритуально нечистым и не подходило для зажигания, а на изготовление нового масла требовалось восемь дней. Произошло чудо: масло, которого хватало на один день, горело восемь дней. В память об этом и был установлен праздник Хануки.
Многие комментаторы задаются вопросом: почему была необходимость в чуде? «Пнэй Йеошуа» говорит следующее. Существует закон: запреты, связанные с ритуальной нечистотой, не действуют, когда речь идет о выполнении общественных заповедей. Т. е., в принципе, Хашмонаим имели право зажигать Менору и тем маслом, которое было осквернено.
«Бейт а-Леви», в свою очередь, предлагает практическое решение, как можно было бы обойтись без чуда. Он говорит: можно было взять более тонкие фитили, чтобы таким образом минимизировать расход масла, и тогда его хватило бы на восемь дней.
Ответ, который дают наши мудрецы, заключается в следующем. После того, как Хашмонаим получили долгожданную возможность возобновить служение в Храме, они не хотели идти на компромисс, а желали, чтобы служба в Храме велась на самом высоком уровне. В этот уникальный момент они проявили свою любовь к Творцу и Его заповедям, пожелав исполнить заповедь наилучшим образом, на самом высоком уровне.
Всевышний, в Свою очередь, не остался в долгу и в ответ совершил чудо — одного кувшинчика масла хватило на восемь дней. Это своего рода ответное проявление любви Всевышнего к еврейскому народу, вызванное бескомпромиссными действиями Хасмонеев.
Возможно, именно благодаря стремлению Хашмонаим выполнить заповедь идеально, на высочайшем уровне (что было позволено им чудесным образом), hидур, красота является неотъемлемой частью выполнения заповеди, а не чем-то дополнительным.
Таким образом, Ханука преподносит нам уникальный урок, как строить отношения с Творцом. Когда они строятся на минимальном базовом уровне обязанностей, это можно понять и так, что отношения — обуза. А когда человек «вкладывается» в эти отношения больше, чем положено, и постоянно ищет дополнительные возможности приближения к Всевышнему, то понятно, что это совершенно иной уровень — уровень взаимной любви.
На желание Хашмонаим выполнить волю Творца идеально Он ответил чудом. И мы может быть уверены, что и в наше время усилия того, кто хочет приблизиться к Творцу, не останутся без ответа.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Мендель Агранович
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ