Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Берешит, Гнев, Муж и Жена, Хесед, Зелиг Плискин, Любовь к ближнему
Дружеская улыбка, доброе слово — это хесед. Старайтесь помочь людям, прежде чем они попросят. Это не просто — им может не хватать именно того, что вам совсем ни к чему. Но когда вы начинаете сознавать, что людям надо помогать, возникают бесчисленные возможности делать добро (Алей шур).
Один человек часто приходил к р. Дов Баришу Вайденфельду, ребе из Чабина, чтобы поговорить и поделиться мыслями о Торе. Хотя тот говорил очень пространно, и в речах его было немного смысла, ребе всегда терпеливо его слушал. Кто-то спросил у ребе, зачем он тратит на этого человека столько драгоценного времени. Он улыбнулся и ответил: «А разве это не хесед?» (Работейну)
Один раввин вместе с женой посетил Хафец Хаима. Жена пожаловалась, что люди пользуются добротой мужа и обманывают его. «Верно — сказал Хафец Хаим — если человек всегда и всем делает добро, иногда может и пострадать. Но если бы не сочувствовал нуждам других, тогда бы они от него страдали. Придет день, когда на одну чашу весов положат все добрые дела человека, а на другую — все плохое, что сделал, и тогда он поймет, что лучше ему было страдать от своей доброты, чем вызывать чужие страдания (Амуд ахесед).
БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДОХНУЛ ЕМУ В НОЗДРИ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК ЖИВОЙ ДУШОЙ (Берешит, 2:7)
Автор классического комментирующего перевода Торы на арамейский язык Онкелос (римлянин, принявший еврейскую веру) определяет выражение “живой душой” (нефеш хая): душа, которая может говорить. Человек возвышается над всеми творениями тем, что Бог наградил его даром речи. Но этот дар следует применять по назначению — ради достойной цели. А кто пользуется им, чтобы плохо говорить о людях, считается ниже зверя. Зверь не может причинить вреда словом, а человек словом может убить[1].
Кто наговаривает на других — ниже животных
В дом р. Моше Пизичера вошла кошка и стащила со стола еду. Одна из внучек прогнала кошку из дома, ругая вдогонку. Р. Моше отчитал внучку за нехорошие слова. «Но, дедушка, это же только кошка!» — оправдывалась она. — «Верно, но ты осквернила свой рот» — ответил ей раби.
Вот как Тора описывает создание первой женщины:
И ГОСПОДЬ БОГ НАВЕЛ ГЛУБОКИЙ СОН НА ЧЕЛОВЕКА, И ТОТ ЗАСНУЛ. И ВЗЯЛ [Бог] ОДНО ИЗ РЕБЕР [человека], И ЗАКРЫЛ ЭТО МЕСТО ПЛОТЬЮ. И ПЕРЕСТРОИЛ ГОСПОДЬ БОГ ЭТО РЕБРО, ВЗЯТОЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА, В ЖЕНЩИНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ (Берешит, 2:21,22)
Сон Адама во время сотворения Хавы (Евы) — пример того, как муж должен относиться к жене. Временами разумнее вести себя так, будто он спит, и не обращать внимания на недостатки жены. Даже если жена пренебрегает желаниями мужа, он не должен сердиться и кричать. Не обращайте внимания на незначительные промахи, чтобы в доме не было ссор (Толдот Ицхак).
Р. Яаков Ицхак, Хозе (провидец) из Люблина, однажды попросил жену приготовить еду пораньше, чтобы осталось время выполнить одну мицву. Но еда оказалась готовой даже позже, чем обычно.
Естественно было бы рассердиться на жену, — сказал р. Ицхак, — ведь я хотел поесть пораньше, чтобы у меня осталось время выполнить волю Всемогущего. Но если так вышло, — неужели я должен пойти против Его воли и рассердиться?»[2]
[1] Хафец Хаим, Шмират алашон — см. изложение на русском языке вместе с Сефер Хафец Хаим в книге «Законы достойной речи. Ежедневный урок» — Г.С.
[2] Нифлаот ахозе миЛюблин.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.