Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Место времени

Отложить Отложено

Шавуот, праздник, до которого осталось совсем немного, – самый подходящий повод поговорить о времени. Или, если хотите, о еврейской концепции времени.

Помню, полтора года назад ввязался я в мини-диспут на ту же тему, вяло шедший на страницах одной русскоязычной газеты в Израиле, в разделе научных сообщений.

Почему-то мне показалось разумным предложить просвещенной публике пару новостей из области классической еврейской литературы – Танаха, Талмуда и Мидрашей. Предложил – и тут же на меня высыпался ворох возражений и опровержений: дескать, архаичная Тора ничего оригинального на эту тему в своем багаже никогда не имела, а что имела – так и то заимствовала у древних греков. А посему, мол, пропаганда новаций Торы в современной прессе выглядит, как призыв к молодежи идти в ешивы, что не может не сказаться на рекрутских мероприятиях израильской армии. На том и порешив, тему закрыли.

С тех пор (таков был вердикт научного отдела массовой газеты) Торе отказано в праве иметь самобытный взгляд на поток времени, который, впрочем, продолжает, как ни в чем не бывало, спокойно себе течь, перекатывая камни бытия и поигрывая галькой на порогах.

Но оставим жалобы. Возвращаемся к Шавуот и еврейскому взгляду на мир как на упорядоченную во времени систему событий. В чем проявляется эта упорядоченность? В том, что система, известная под кодовым названием Цивилизация, организуется при воздействии волевых усилий человека в некоторую конструкцию времени, имеющую цель. Да-да, по Торе, торопливый бег стрелок по циферблату имеет цель. А вся конструкция в целом называется Историей.

Два нетривиальных замечания: целеобразование истории обусловлено Торой, а упорядоченность вносится выполнением заповедей, исходящих от Творца мира. Нравится вам такая концепция? (По научному она называется телеологией, не путать с теологией.) Если не нравится – можете дальше не читать. Но жить дальше вам все равно придется. Так что лучше прочтите до конца, – может, поможет.

То, что мы только что сказали о цели истории, в принципе, не чуждо и нееврейским воззрениям. По крайней мере, на уровне упорядоченности. Например, по мнению французского мыслителя, "порядок – это то, что задается в вещах как их внутренний закон" (Мишель Фуко, "Слова и вещи", 1966, издательство Gallimard).

Все, что мы, евреи, сюда добавляем, так это только понятие Всевышнего, ибо порядок предполагает Создателя.

Итак, если говорить о внутреннем законе, порядок истории задается моральной нормой, которая как бы встроена в каждого человека на уровне души. Получается, что внутреннее, личностное устройство каждого из нас обуславливает ход развития всего человечества. (И не говорите после этого, что мы винтики гигантского механизма. Человек – каждый человек! – центр всего мироздания.)

Понятно, что история – не что иное, как порядок событий. Но посмотрим на кирпичик всей истории – на временной отрезок протяженностью в год. По-еврейски, год – не что иное, как порядок праздников Торы. Причем порядок одного праздника, например, Песаха, – это Седер, являющий собой последовательность некоторых, специально оговоренных операций, призванных привести человека в определенное состояние. (Слово "седер" на иврите и есть порядок, последовательность.) Порядок другого праздника – операции с ветвями пальмы и мирта. И т.д.

Но есть в таком понимании событийности, переживаемой родом людей, нечто еще более глубокое, чем видится непосвященному человеку в ритуалах Седера и мирта. В конечном счете, до простого ощущения Бога может дойти любой обитатель земли. Однако здесь, в еврейском взгляде на время, спрятано по-настоящему резкое отличие Торы от всех других теорий, укладов и культур. Судите сами: время, оказывается, – не просто параметр нашего существования. Нет, оно и есть место нашего существования. Другого места у нас нет.

Люди живут не в точке пространства, не столько в пространстве, – сколько в текущем, непрерывно меняющемся и обновляющемся моменте времени. И началась эта история с Синая. До Исхода из Египта евреи, как и остальные народы, жили, что называется, в обычном трехмерном мире. Выйдя на свободу, они лишились пространственной координаты, но, став жить буквально везде, приобрели нечто большее – поселившись в истории.

И первым событием этой мировой глобальной истории стало Дарование Торы. Праздник Шавуот. Первый миг упорядоченной хронологии бытия.

До этого всё – подготовка. После этого всё – реализация предначертания.

Старт прозвучал тогда; теперь же – только передача эстафетной палочки от поколения к поколению. Передача в ожидании грядущего финала.

Самый маленький элемент такого построения – год. Он полностью повторяет год прошедший, являясь его натуральным клоном. Те же сезоны, тот же порядок природных явлений. Случаются погодные катаклизмы разного рода, но все они находятся в заданном диапазоне климатических вариаций.

События над-природного, социального плана – их лучше назвать происшествиями – в принципе, обладают индивидуальностью, но и они представимы скорее как эпизоды года, но не века, ибо ничего веконосного нет ни в одном происшествии, переживаемом людьми.

Для обычного человека в подобном повторении скрыто обоснование точки зрения, из которой мир смотрится как непрерывное кружение, лишенное новизны, – причем, скорее, по беличьему кругу, чем по гегелевской спирали. Ибо "ничто не ново под солнцем", как сказал царь Шломо, мудрейший из людей.

Под солнцем ничто не ново. Но ново над солнцем. На уровне Торы.

Там земные события принимают провидческую окраску. Их можно выстраивать на уровне пророчества. Их можно переживать заранее, вернее, строить – как выстраивал пророк Моше, выведший из Египта народ в новую общность, которая обладала не известными ранее для других народов характеристиками, – народ Торы.

Все это было настолько непривычно, что племена мира заявили: не народ вы! Ни земли у вас нет, одной на всех и на все времена, ни языка, ни культуры.

С этой точки зрения мы действительно не народ. Но есть у нас нечто большее – Тора, она же время, в котором мы живем.

Позвольте аналогию: все люди переходят из зимы в весну, из весны в лето. И еврей вместе со всеми. Но для остальных новый сезон – еще одна весна, еще одно лето. А для еврея нынешнее лето – не повторение, а обновление, оно добавляется к тому, что было год назад, в виде нового этажа на старом здании. Оно – еще одно кольцо на срезе ствола развития человечества.

Еврейский круг, по которому бежит год со всеми своими летами и зимами, не стоит на месте. Надо лишь уметь посмотреть за обод колеса, выглянуть из мира, спрятанного под солнечным круговоротом. Отдельный ерей тоже катится по замкнутой на самой себе окружности, но только – обновляясь на каждом витке, приближаясь с каждым оборотом к цели общей истории.

И началась эта история с событий, которые отмечаются нашим праздником Шавуот, – с Дарования евреям Торы. С котором я вас поздравлю – если Б‑г даст – на следующей неделе.

Теги: Время, Праздники