Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Прага, Комментарии
Раби Эфраим-Шломо бар Аарон Лунчиц (Кли якар; 5310-5379 /1550-1619/ гг.) — выдающийся комментатор Торы.
Родился в польском городке Лунчице. В юности учился в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.).
Прославился как выдающийся оратор, толкователь Торы и проповедник. Он выступал во многих крупнейших общинах, в том числе и в Люблине, Лемберге (Львове) и Праге. Его многочисленные драшот (толкования) по самым разным вопросам собраны в книгах Ир гиборим (Город богатырей), Олелот Эфраим (Арабески Эфраима), Орах лехаим (Путь жизни), Амудей шаиш (Мраморные колонны) и др.
Возглавлял ешиву в г. Лемберге. Поддерживал дружеские отношения с Мааралем из Праги (см.), который был гораздо старше его по возрасту, а также с более молодыми учеными — выдающимся комментатором Талмуда р. Шмуэлем Эйдельсом (Мааршой; см.) и великим кабалистом р. Йешаей Гурвицем (Шла Акадош; см.).
В 5364 /1604/ году р. Эфраим Лунчиц сменил во главе пражской общины престарелого Маараля, став его духовным наследником. Он возглавил также ешиву в Праге; наиболее выдающимся из его учеников был р. Йом-Тов Геллер (см.), написавший впоследствии знаменитый комментарий на Мишну — Тосафот Йом-Тов.
Самым значительным произведением р. Эфраима-Шломо Лунчица стал его комментарий на Пятикнижие, названный Кли якар (Драгоценный сосуд). Этот комментарий построен на многочисленных мидрашах и талмудических преданиях, в то же время в нем ощущается влияние идей кабалы.
Комментарий Кли якар стал одним из самых популярных и изучаемых — во многих классических изданиях он печатается рядом с основным текстом Торы.
Р. Эфраим Лунчиц умер седьмого ияра 5379 /1619/ года. Похоронен в Праге.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»