Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Упоминание Левиатана, как окончательной награды, предназначенной праведникам, особенно уместно в Суккот

Пресвятой, да будет Он благословен, устроит пир для праведников из мяса Левиатана. (Бава Батра 75а)

Пресвятой, да будет Он благословен, сделает Сукку для праведников из шкуры Левиатана. (Бава Батра 75а)

Значение пира

В Талмуде и мидрашах Левиатан описывается как рыба невообразимых размеров и поразительных свойств. Комментаторы расходятся во мнениях, следует ли понимать эти описания буквально, а если нет, то в чем смысл этой аллегории. Упоминание Левиатана чаще всего связано с временами Машиаха и Миром Грядущим, когда человечество достигнет цели, ради которой оно было создано, и Б-г вручит долгожданную заработанную награду всем праведникам. Хотя в талмудических источниках не говорится о том, что это произойдет именно в Суккот, но только в молитве о сукке упоминается Левиатан. Может быть, причина в том, что, как предполагают мудрецы, Сукка Грядущего Мира будет сделана из кожи Левиатана. Однако это может быть также по причине уникальности самого праздника Суккот, который представляет собой кульминацию и завершенность не только праздничного цикла, но и самого человека, как было отмечено ранее. А если так, то упоминание Левиатана, как окончательной награды, предназначенной праведникам, особенно уместно в Суккот.

Мы рассмотрим комментарии Рашби и Маарала, которые интерпретируют Левиатана аллегорически, утверждая, что все указания на него имеют отношение к духовным концепциям, замаскированным мудрецами в рассказах о гигантской рыбе.

Слово «кушать» можно понимать двояко. Прежде всего, оно может быть соотнесено с физическим процессом потребления пищи. Чем качественнее ингредиенты еды и чем лучше они приготовлены, смешаны и сдобрены специями, тем вкуснее полученное блюдо, тем оно восхитительнее и соблазнительнее. Естественно, пища должна быть питательной, а еда, которая не только питательна, но и вкусна, является образцовой. В другом смысле, это слово можно отнести к человеку, потребляющему духовную пищу. Человек «усваивает» информацию, «пожирает» комплименты, он «изголодался» по дружбе с достойными людьми. Иногда аппетит — это стремление человека к самоусовершенствованию путем усвоения того, чего ему не хватает.

Когда мудрецы говорят о будушем «пире», ожидающем праведников, они говорят не о роскошной трапезе, полной эпикурейских деликатесов — это более чем очевидно любому, понимающему контекст раввинских описаний будущего блаженства, Праведники всех поколений стремились к духовному росту, поэтому наградой им может быть только предельное углубление их знаний Торы, святость и близость к Б-гу. Для людей, которые жаждут духовных ценностей, наградой может быть только духовный пир высочайшего порядка.

В этом же смысле Тора обещает: «И поглотишь ты все народы» (Дварим 7:16).

Израилю, конечно, не был заповедан каннибализм. Этот стих относится к добродетелям других народов. Одни из них отличаются добротой, иные — ученостью, Третьи — изобретательностью. Задача Израиля, живущего среди других народов, усваивать лучшие черты, все их лучшие черты, чтобы совершенствовать себя в еще большей степени.

Материальная пища увеличивает способность человека самоусовершенствоваться.

Голод и подавленность — враги духовного обогащения, так как они нарушают спокойствие души. Требование Ицхака устроить трапезу перед произнесением благословения или желание Элиши услышать музыку, прежде чем отдаться пророческим откровениям (Шмуэлъ II, 3:15), учат, что прежде следует удовлетворить материальные нужды, чтобы затем суметь воспользоваться своими духовными возможностями. Подобным же образом, хотя и с некоторыми отличиями, рассматривается в Торе заповедь, по которой евреям следует есть мясо жертвенного животного. Люди, участвующие в такой трапезе, называются гостями, которые вкушают пищу за столом Б-га (Кидушин, 52б). Употребляя освященную пищу, человек достигает святой цели.

Еще выше значение манны — пищи Б-жественного происхождения. Р. Акива называет ее пищей ангелов, р. Ишмаэль говорит, что она полностью усваивалась телом, не давая отходов (Иома 75а). Мы не можем себе этого представить, но несомненно, что манна дала возможность целому народу подняться к сверхъестественным высотам духа.

«В Мире Грядущем нет ни еды, ни питья, а сидят там праведники с коронами на головах и радуются великолепию Шехины (Б-жественного Присутствия)» (Брахот 17а).

Приход Мира Грядущего относится к тому времени, когда праведники достигнут предельного совершенства. В той полностью духовной атмосфере уже не будет места исполнению мицвот. (Лвот 4:17). И тогда праведники насладятся наградой, которую они заслужили своими усилиями в земной жизни.

Однако будет еще переходный период, время Машиаха, когда праведники достигнут духовного совершенства, какое только возможно для человека без посторонней помощи, но еще не войдут в Мир Грядущий. И тогда Б-г одарит их высочайшими духовными качествами, которые мудрецы называют Левиатаном. Имеется несколько интерпретаций того, что они собой представляют, но все сходятся на том, что эти качества настолько возвышены, грандиозны и необычны, что Б-г не хочет приумножать их в нижнем мире вплоть до самой последней минуты, когда совершенство будет уже достигнуто.

Если бы человеку показали эти качества в начале существования мира, то битва между добром и злом просто не могла бы состояться. Дорога добра была бы так пряма и очевидна, что у человека не оставалось бы Битва добра свободы выбора. Эта борьба будет окончена только в последние мгновения Земного Существования. Праведников встретят с триумфом. Только одного им будет недоставать: они будут испытывать голод по добродетелям, которые представлены в Левиатане, жаждать их, как человек, которому наградой длительное время было отказано в пище. С момента сотворения мира людям были недоступны духовные деликатесы Левиатана.

Он-то и станет их последней наградой в этом мире.

Подвиг и Слава

Мудрецы описывают одежду человека, как его «славу». Каждый из нас отдает себе отчет в том, что различные жизненные ситуации требуют различной одежды. Хотя концепция «одежда делает человека» чужда еврейской ментальности, несомненно, что одеждой можно выразить почтение человеку.

Подобно этому восхищение и подражание сопровождают достойного человека и воздают — на его сущность ся ему как заслуженные почести. Они не являются частью его, но облегают его, как одежда облегает человека, а шкура — плоть животного. Ясно, что уважение, оказываемое человеку, может служить указанием на то, каков он. Артиста или спортсмена сопровождает восторженная свита любителей развлечений, к большому мудрецу и цадику стягиваются приверженцы, жаждущие святости. В Конце Дней праведники будут пировать Левиатаном. В качестве особой награды им воздадут почести, соответствующие их достоинству. Они любовно и с почетом будут укрыты в Сукке, сделанной из шкуры Левиатана — величайшего из Б-жественных даров. Какова она, мы не знаем. Но мы помним, что Израиль раз уже был почтен в подобной форме. В самом начале своего существования он был возвышен и защищен Облаками Славы, красноречиво свидетельствовавшими о величии Б-жественной нации.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего