Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История Йоны в чреве кита

В пятый день Йона бежал от Всевышнего. Почему он это сделал? В первый раз его послали с пророчеством о восстановлении границ Земли Израиля, и его слова сбылись, как сказано: «И он вернул границу (Земли) Израиля от места перехода в Хамат… как изрек Всевышний устами Йоны, сына Амитая, пророка»[96]. Во второй раз его послали в Иерусалим с пророчеством о разрушении. Но поскольку жители Иерусалима раскаялись, Всевышний в своем милосердии отменил приговор и не разрушил город. Тогда евреи стали называть Йону лжепророком. В третий раз его послали с пророчеством в Нинве. Йона размышлял так: «Мне известно, что этот народ раскается и приговор не будет исполнен, а обрушится на евреев. Еще и не только евреи, но и другие народы станут называть меня лжепророком. Лучше я убегу в такое место, в котором не пребывает Слава Всевышнего (и поэтому не спускается пророчество). О небесах сказано: “На небесах Слава Его”[97], и о земле сказано, что Слава Всевышнего пребывает там: “Полнится земля Славой Творца”[98]. Убегу-ка я в то место, о котором не сказано, что Слава Всевышнего находится там».

Йона спустился в Яффо, но не нашел там корабля, чтобы уплыть. Некий корабль находился на расстоянии двух дней плавания от Яффо. Чтобы испытать Йону, Всевышний послал этому кораблю бурю и вернул в Яффо. Когда Йона увидел его, он обрадовался и сказал: «Теперь я знаю, что выбрал правильный путь». Он обратился к находящимся на корабле: «Я поплыву с вами». Они ответили: «Мы плывем к заморским островам, в Таршиш». Йона сказал: «Я поплыву с вами». Обычно человек платит за путешествие на корабле, когда сходит на берег, но Йона был так рад, что оплатил свой проезд заранее, как сказано: «И собрался Йона убежать от Всевышнего в Таршиш, и спустился в Яффо… и заплатил»[99]. Корабль плыл один день, и тут на море поднялась буря. Корабли справа и слева спокойно проходили этот отрезок пути, но тот, на котором был Йона, попал в большую беду, как сказано: «И корабль был готов разломить-ся»[100]. Сказал раби Хананья: на корабле были люди 70 народов, каждый со своим идолом, как сказано: «И испугались моряки, и возопили каждый к своему идолу»[101]. И стали они кланяться и сказали: «Будем молиться каждый своему идолу, и тот, который нас спасет, и является настоящим Богом». Стали они молиться своим идолам, но тщетно. А Йона в своем горе заснул. Капитан подошел к нему и сказал: «Ведь мы оказались между жизнью и смертью, а ты спишь?! К какому народу ты принадлежишь?» Йона ответил: «Я еврей». Капитан сказал: «Мы слышали, что Бог евреев велик. Вставай и взывай к Богу твоему, может быть, Он ответит нам»[102]. «Быть может, Он сотворит нам чудеса, как на Красном море».

Йона сказал: «Не стану скрывать от вас, что вся беда случилась с вами из-за меня. Бросьте меня в море, и оно успокоится», как сказано: «И сказал им: возьмите меня и бросьте…»[103] Раби Шимон сказал: люди на корабле не хотели бросать Йону в море и кинули жребий. Жребий выпал на Йону, как сказано: «И бросили жребий»[104]. Тогда все, кто был на корабле, выбросили все вещи за борт, чтобы облегчить корабль, но это не помогло. Пытались грести к берегу, но ничего не получилось. Тогда они взяли Йону, встали у края борта и сказали: «Владыка мира, Всевышний! Не дай нам пролить невинную кровь, ведь мы не знаем, кто этот человек!» Сказал им Йона: «Из-за меня пришла эта беда на вас. Киньте меня в море». Тут же взяли его и опустили в море до колен, и море тут же успокоилось. Вытащили его назад, и снова поднялась буря. Опустили его в воду по пояс, и море успокоилось. Вытащили его назад, и море снова забурлило вокруг. Опустили его в воду по шею, и море успокоилось. Подняли его назад, и снова поднялась буря. Бросили его в море полностью, и море успокоилось.

Сказал раби Тарфон: та рыба, которая проглотила Йону, была предназначена для этого еще с шести дней Творения, как сказано: «И назначил Всевышний большую рыбу, чтобы проглотить Йону»[105]. Йона вошел в пасть рыбы, как человек, который входит в большую синагогу. Он стоял внутри в полный рост, а глаза рыбы были как стеклянные окна, которые освещали море для Йоны. Раби Меир сказал: во внутренностях рыбы висел драгоценный камень и светил Йоне, как солнце в полдень, и показывал ему всё, что находится в море и его пучинах. Об этом сказано: «Свет приготовлен праведнику»[106]. Сказала рыба Йоне: «Ты не знаешь, что настало мое время быть съеденной Левиафаном». Йона ответил ей: «Приведи меня к нему». Сказал Йона Левиафану: «Я спустился, чтобы увидеть место твоего обитания, потому что в будущем я привяжу к твоему языку веревку и подниму тебя наверх для великой трапезы праведников». И показал ему Йона знак союза Авраама (брит мила). Левиафан, увидев этот знак, отплыл от него на расстояние, которое можно преодолеть за два дня.

Сказал Йона рыбе: «Я спас тебя от зубов Левиафана. Покажи мне всё, что находится в море и его пучинах». Рыба показала ему воды океана, как сказано: «Пучина окружает меня»[107]. И показала ему Красное море, там, где прошли сыны Израиля, как сказано: «Суф (название Красного моря) над головой моей»[108]. Показала ему место, где разбиваются волны и образуются новые, как сказано: «Все валы и волны Твои прошли надо мной»[109]. Показала ему основы и столпы земли, как сказано: «А основы земли передо мной навеки»[110]. Показала ему Геином, как сказано: «И подними из места истребления душу мою, Всевышний, Бог мой!»[111]Показала ему глубины Геинома, как сказано: «Из глубин пропасти взывал я, Ты услышал глас мой»[112]. Показала ему чертог Всевышнего (Святая Святых), как сказано: «К подножию гор спустился я»[113]. Отсюда мы знаем, что Иерусалим стоит на семи горах. Показала ему камень — Основу мироздания, расположенную глубоко под Святая Святых, и сыновей Кораха, которые молятся возле нее.

Сказала рыба: «Йона, ведь ты стоишь под чертогом Всевышнего! Помолись Ему, и будешь услышан». Сказал Йона рыбе: «Стой здесь, я хочу помолиться». Рыба остановилась, и Йона начал молиться Всевышнему: «Владыка мира! Ты опускаешь и поднимаешь! Я опустился вниз, подними меня! Ты умерщвляешь и оживляешь, душа моя приблизилась к смерти — оживи меня!» Но ответили ему только тогда, когда он сказал: «Обет свой выполню»[114]. «Я дал обет поднять Левиафана и принести его Тебе в жертву и выполню его в день Избавления народа Израиля». Тут же Всевышний дал знак рыбе, и та выплюнула Йону, как сказано: «И приказал Всевышний рыбе, и выплюнула Йону на сушу»[115]. Увидели моряки все великие чудеса и знамения, которые сделал Всевышний с Йоной, и тут же выбросили всех своих идолов в море, как сказано: «…милость свою оставили»[116]. Они вернулись в Яффо, поднялись в Иерусалим и сделали обрезание, как сказано: «И затрепетали люди трепетом великим перед Всевышним, и принесли Ему мирные жертвы (шламим)»[117]. Как же они принесли жертву шламим, ведь идолопоклоннику не разрешено ее приносить? Имеется в виду кровь, пущенная при обрезании, которая принимается как кровь жертвы. И дали они клятву привести каждый свою жену и всю семью к трепету перед Всевышним, и выполнили ее. О них сказано, что они — праведные геры.


[96] Мелахим II 14:25.

[97] Теилим 113:4.

[98] Йешаяу 6:3.

[99] Йона 1:3.

[100] Йона 1:4.

[101] Йона 1:5.

[102] Йона 1:6.

[103] Йона 1:12.

[104] Йона 1:7.

[105] Йона 2:1.

[106] Теилим 97:11.

[107] Йона 2:6.

[108] Йона 2:6.

[109] Йона 2:4.

[110] Йона 2:7.

[111] Йона 2:7.

[112] Йона 2:3.

[113] Йона 2:7.

[114] Йона 2:10.

[115] Йона 2:11.

[116] Йона 2:9.

[117] Йона 1:16.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше