Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История Йоны в чреве кита

В пятый день Йона бежал от Всевышнего. Почему он это сделал? В первый раз его послали с пророчеством о восстановлении границ Земли Израиля, и его слова сбылись, как сказано: «И он вернул границу (Земли) Израиля от места перехода в Хамат… как изрек Всевышний устами Йоны, сына Амитая, пророка»[96]. Во второй раз его послали в Иерусалим с пророчеством о разрушении. Но поскольку жители Иерусалима раскаялись, Всевышний в своем милосердии отменил приговор и не разрушил город. Тогда евреи стали называть Йону лжепророком. В третий раз его послали с пророчеством в Нинве. Йона размышлял так: «Мне известно, что этот народ раскается и приговор не будет исполнен, а обрушится на евреев. Еще и не только евреи, но и другие народы станут называть меня лжепророком. Лучше я убегу в такое место, в котором не пребывает Слава Всевышнего (и поэтому не спускается пророчество). О небесах сказано: “На небесах Слава Его”[97], и о земле сказано, что Слава Всевышнего пребывает там: “Полнится земля Славой Творца”[98]. Убегу-ка я в то место, о котором не сказано, что Слава Всевышнего находится там».

Йона спустился в Яффо, но не нашел там корабля, чтобы уплыть. Некий корабль находился на расстоянии двух дней плавания от Яффо. Чтобы испытать Йону, Всевышний послал этому кораблю бурю и вернул в Яффо. Когда Йона увидел его, он обрадовался и сказал: «Теперь я знаю, что выбрал правильный путь». Он обратился к находящимся на корабле: «Я поплыву с вами». Они ответили: «Мы плывем к заморским островам, в Таршиш». Йона сказал: «Я поплыву с вами». Обычно человек платит за путешествие на корабле, когда сходит на берег, но Йона был так рад, что оплатил свой проезд заранее, как сказано: «И собрался Йона убежать от Всевышнего в Таршиш, и спустился в Яффо… и заплатил»[99]. Корабль плыл один день, и тут на море поднялась буря. Корабли справа и слева спокойно проходили этот отрезок пути, но тот, на котором был Йона, попал в большую беду, как сказано: «И корабль был готов разломить-ся»[100]. Сказал раби Хананья: на корабле были люди 70 народов, каждый со своим идолом, как сказано: «И испугались моряки, и возопили каждый к своему идолу»[101]. И стали они кланяться и сказали: «Будем молиться каждый своему идолу, и тот, который нас спасет, и является настоящим Богом». Стали они молиться своим идолам, но тщетно. А Йона в своем горе заснул. Капитан подошел к нему и сказал: «Ведь мы оказались между жизнью и смертью, а ты спишь?! К какому народу ты принадлежишь?» Йона ответил: «Я еврей». Капитан сказал: «Мы слышали, что Бог евреев велик. Вставай и взывай к Богу твоему, может быть, Он ответит нам»[102]. «Быть может, Он сотворит нам чудеса, как на Красном море».

Йона сказал: «Не стану скрывать от вас, что вся беда случилась с вами из-за меня. Бросьте меня в море, и оно успокоится», как сказано: «И сказал им: возьмите меня и бросьте…»[103] Раби Шимон сказал: люди на корабле не хотели бросать Йону в море и кинули жребий. Жребий выпал на Йону, как сказано: «И бросили жребий»[104]. Тогда все, кто был на корабле, выбросили все вещи за борт, чтобы облегчить корабль, но это не помогло. Пытались грести к берегу, но ничего не получилось. Тогда они взяли Йону, встали у края борта и сказали: «Владыка мира, Всевышний! Не дай нам пролить невинную кровь, ведь мы не знаем, кто этот человек!» Сказал им Йона: «Из-за меня пришла эта беда на вас. Киньте меня в море». Тут же взяли его и опустили в море до колен, и море тут же успокоилось. Вытащили его назад, и снова поднялась буря. Опустили его в воду по пояс, и море успокоилось. Вытащили его назад, и море снова забурлило вокруг. Опустили его в воду по шею, и море успокоилось. Подняли его назад, и снова поднялась буря. Бросили его в море полностью, и море успокоилось.

Сказал раби Тарфон: та рыба, которая проглотила Йону, была предназначена для этого еще с шести дней Творения, как сказано: «И назначил Всевышний большую рыбу, чтобы проглотить Йону»[105]. Йона вошел в пасть рыбы, как человек, который входит в большую синагогу. Он стоял внутри в полный рост, а глаза рыбы были как стеклянные окна, которые освещали море для Йоны. Раби Меир сказал: во внутренностях рыбы висел драгоценный камень и светил Йоне, как солнце в полдень, и показывал ему всё, что находится в море и его пучинах. Об этом сказано: «Свет приготовлен праведнику»[106]. Сказала рыба Йоне: «Ты не знаешь, что настало мое время быть съеденной Левиафаном». Йона ответил ей: «Приведи меня к нему». Сказал Йона Левиафану: «Я спустился, чтобы увидеть место твоего обитания, потому что в будущем я привяжу к твоему языку веревку и подниму тебя наверх для великой трапезы праведников». И показал ему Йона знак союза Авраама (брит мила). Левиафан, увидев этот знак, отплыл от него на расстояние, которое можно преодолеть за два дня.

Сказал Йона рыбе: «Я спас тебя от зубов Левиафана. Покажи мне всё, что находится в море и его пучинах». Рыба показала ему воды океана, как сказано: «Пучина окружает меня»[107]. И показала ему Красное море, там, где прошли сыны Израиля, как сказано: «Суф (название Красного моря) над головой моей»[108]. Показала ему место, где разбиваются волны и образуются новые, как сказано: «Все валы и волны Твои прошли надо мной»[109]. Показала ему основы и столпы земли, как сказано: «А основы земли передо мной навеки»[110]. Показала ему Геином, как сказано: «И подними из места истребления душу мою, Всевышний, Бог мой!»[111]Показала ему глубины Геинома, как сказано: «Из глубин пропасти взывал я, Ты услышал глас мой»[112]. Показала ему чертог Всевышнего (Святая Святых), как сказано: «К подножию гор спустился я»[113]. Отсюда мы знаем, что Иерусалим стоит на семи горах. Показала ему камень — Основу мироздания, расположенную глубоко под Святая Святых, и сыновей Кораха, которые молятся возле нее.

Сказала рыба: «Йона, ведь ты стоишь под чертогом Всевышнего! Помолись Ему, и будешь услышан». Сказал Йона рыбе: «Стой здесь, я хочу помолиться». Рыба остановилась, и Йона начал молиться Всевышнему: «Владыка мира! Ты опускаешь и поднимаешь! Я опустился вниз, подними меня! Ты умерщвляешь и оживляешь, душа моя приблизилась к смерти — оживи меня!» Но ответили ему только тогда, когда он сказал: «Обет свой выполню»[114]. «Я дал обет поднять Левиафана и принести его Тебе в жертву и выполню его в день Избавления народа Израиля». Тут же Всевышний дал знак рыбе, и та выплюнула Йону, как сказано: «И приказал Всевышний рыбе, и выплюнула Йону на сушу»[115]. Увидели моряки все великие чудеса и знамения, которые сделал Всевышний с Йоной, и тут же выбросили всех своих идолов в море, как сказано: «…милость свою оставили»[116]. Они вернулись в Яффо, поднялись в Иерусалим и сделали обрезание, как сказано: «И затрепетали люди трепетом великим перед Всевышним, и принесли Ему мирные жертвы (шламим)»[117]. Как же они принесли жертву шламим, ведь идолопоклоннику не разрешено ее приносить? Имеется в виду кровь, пущенная при обрезании, которая принимается как кровь жертвы. И дали они клятву привести каждый свою жену и всю семью к трепету перед Всевышним, и выполнили ее. О них сказано, что они — праведные геры.


[96] Мелахим II 14:25.

[97] Теилим 113:4.

[98] Йешаяу 6:3.

[99] Йона 1:3.

[100] Йона 1:4.

[101] Йона 1:5.

[102] Йона 1:6.

[103] Йона 1:12.

[104] Йона 1:7.

[105] Йона 2:1.

[106] Теилим 97:11.

[107] Йона 2:6.

[108] Йона 2:6.

[109] Йона 2:4.

[110] Йона 2:7.

[111] Йона 2:7.

[112] Йона 2:3.

[113] Йона 2:7.

[114] Йона 2:10.

[115] Йона 2:11.

[116] Йона 2:9.

[117] Йона 1:16.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.