Темы: Шмоне эсре, Еврейские знакомства, Шидух, Теилим, Молитва, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, подскажите, пожалуйста, почему мы не просим о семейной удаче в Шмоне-Эсре? Ведь это так важно. А если всё-таки просим (но я не заметил), то в каком отрывке? Если я в поиске жены, то какой мне читать псалом? И последний вопрос: когда читается этот псалом? Заранее огромное спасибо!
Вопрос очень интересный.
Действительно, в тексте молитвы Шмоне Эсре мы не находим явного упоминания или просьбы о семейном счастье и успехе. И, тем не менее, этот, безусловно, важнейший момент не был упущен составителями молитвы. Эта просьба является частью общей просьбы о мире и добре, которым посвящено последнее благословление Сим шолом («Даруй мир…»). На языке Торы и мудрецов добрые взаимоотношения в семье так и называются шлом байт — мир в доме. Но, все же, почему столь важная просьба оказалась на заднем плане? Не лучше ли было просить об этом сразу, в начале, наряду с просьбами о даровании знания, здоровья и избавлении от врагов? Ответ на этот вопрос заключается в более глубоком понимании того, что есть шолом — тот драгоценный мир, которого все мы так желаем достичь.
Наши мудрецы говорили о шоломе так: «Не нашел Всевышний сосуда, который удерживал бы благо лучше, чем мир». Отсюда ясно: благословение миром не только является еще одним видом положительного воздействия наряду со всеми остальными, такими, как здоровье, достаток и т.п., а представляет собой условие, необходимое для реализации всех остальных воздействий! Поэтому место этой просьбы — именно в конце молитвы, после перечисления всех разновидностей блага и после Благословения коэнов. Тогда наступает время просить о мире, т.к. только благодаря нему можно сохранить и уберечь то благо, что Б-г хочет излить на нас!
Это можно понять и «по-простому» — кому помогут деньги или здоровье, когда вокруг царит война или ненависть? В любом случае наслаждение этими благами будет неполным.
Но есть тут и более глубокий уровень понимания. Слово шолом — от корня шин-ламед-мэм, значение которого — «целостность» или «цельность». Т.е. в более широком смысле «мир» — это не только отсутствие войны и ненависти, а такие взаимоотношения, при которых различные элементы функционируют как единое целое. Это возможно лишь при условии, что каждый из элементов четко «осознает» свое место и свою особую задачу в соответствии с общей для всех целью. Только если мы ясно осознаем, что каждый из нас получил Свыше свое личное уникальное задание и изо дня в день продолжает получать Оттуда абсолютно все, что необходимо для его наилучшего выполнения, проблема зависти и подсматривания в «чужой огород» будет решена. Ведь каждый получает именно то, что необходимо именно ему, и то, что послано соседу, как бы заманчиво это ни было, мне просто не подходит. И вот тогда, находясь в состоянии мира, человек действительно сможет насладиться дарами Небес и использовать их наилучшим образом.
Кстати, эта формула мира применима ко всему, начиная от «мира во всем мире» и кончая миром в семье, а также миром внутри нас самих. Т.к. множество противоречивых качеств человека не дают ему покоя, и достигчь баланса между ними — это и есть состояние совершенства — шлемут.
А теперь вернемся к главной теме вопроса — где конкретно в Шмоне-Эсре содержится просьба о семейном успехе? Можно сказать, что, кроме уже упомянутого последнего благословления Сим шолом, благословение Барех алейну («Благослови для нас… этот год») — о материальном достатке — также напрямую связанно с семейным миром. Наши мудрецы говорят, что достаток и благо в доме приходят в заслугу хорошей жены. А жена, понятно, не может быть хорошей без соответствующего отношения мужа. Поэтому, прося о материальном изобилии, нельзя не вспомнить об отношениях с супругой. Здесь важно попросить, чтобы они были на подобающем уровне.
Кроме того, залог достойных отношений лежит в исправлении качеств нашего характера. Поэтому, когда при окончании молитвы мы просим избавить нас от гнева и зависти (которая и является корнем злословия; «Убереги мой язык от злословия и уста мои от лживых речей…»), следует иметь в виду и исправление отношений в доме.
И, наконец, все личные просьбы, которые хочется добавить, как говорится, от сердца, можно произнести в благословлении Шма колейну («Услышь наш голос…», после слов аль тэшивейну — «и не оставляй нас без ответа»). А еще лучше просить обо всем этом в самом конце, после Тахануним (до упоминания последнего ийю ле-роцон — «Да будут угодны Тебе слова…»).
Перейдем ко второй части Вашего вопроса — о Тэилим, Псалмах царя Давида. Можно указать несколько глав, где прямо или косвенно говорится о поисках жены.
Глава 121, где сказано: «Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне (эзри)?» (1). Мудрецы трактуют это (мидраш к главе Ваеце) как молитву праотца Яакова о нахождении жены, которая названа в Торе эзер — «помощь», «помощник».
Глава 68, где сказано: «Б-г поселяет одиноких в доме…» (7), т.е. сводит людей вместе, посылает их навстречу друг другу, чтобы они могли создать семью (см. также мидраш, там).
Главы 127, 128 и 32, где также упоминаются дом и жена.
Что касается времени, когда лучше всего просить об этом. Тэилим не стоит произносить вечером — с захода солнца до полуночи (но, если нет другого времени, то можно). Возможно, пятница является наилучшим днем для этой просьбы, т.к. первая семья появилась в мире именно на шестой день Творения. Поэтому в сам этот день «встроено» особое воздействие, способствующее созданию семьи. Сказано в Талмуде, что для первой брачной ночи лучше всего подходит ночь четверга, т.к. в пятый день (четверг) рыбы получили благословение — «плодитесь и размножайтесь». Т.е. в самом этом дне навеки запечатлена сила этого благословения.
И завершим молитвой, чтобы Всесильный внял просьбам взывающих к Нему и чтобы задавший этот вопрос и все, кому это необходимо, удостоились найти свою пару и создать достойные дома!
С уважением, Натан Агрес
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Натан Агрес
Браха Губерман
Вы хотите правильно понимать эти слова? Мечтаете найти свое личное счастье и обрести домашний очаг? В таком случае эксклюзивное интервью с известной шадханит рабанит Ханой Лернер, соединившей немало еврейских пар, именно для вас!
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Бенцион Зильбер
Почему во всех поколениях еврейские женщины всегда читали именно Тэилим?
Рав Давид Штайнойз
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Получается, что шидух надо искать у шадханиёт. Но где они?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его