Темы: Шадхан, Еврейские знакомства, Шидух, Брак, Броха Губерман, Хана Лернер
«СВАТОВСТВО И СВАТЫ» — так звучит по-русски заголовок этой статьи. Однако перевод лишь слегка намекает на смысл еврейского понятия «шидух» и сферу деятельности шадхана.
Вы хотите правильно понимать эти слова? Мечтаете найти свое личное счастье и обрести домашний очаг? В таком случае эксклюзивное интервью с известной шадханит рабанит Ханой Лернер, соединившей немало еврейских пар, именно для вас!
Рабанит Хана Лернер родилась в Одессе. Ее мама была детским врачом, папа — преподавателем в профессионально-техническом училище. Там же, в Одессе, после окончания школы Хана Лернер получила среднее медицинское образование.
Заповеди Торы рабанит Хана и ее муж рав Ханох Лернер начали соблюдать в 1983 году. Разрешение на отъезд в Землю Израиля от советских властей они получили только в 1987 году. В этом же году Лернеры с двумя маленькими детьми прибыли в Иерусалим после десяти лет отказа. Остальные их дети родились уже в Израиле.
Рабанит Хана Лернер соединяет еврейские пары уже больше двадцати лет, семь лет вместе с мужем занимается семейной психотерапией, проводит семинары и практические занятия для молодых пар. Больше десяти лет она является директором семинара для девушек «Олей нетив».
Корреспондент: Часто приходится сталкиваться с непониманием сути понятия «шидух». Дайте, пожалуйста, определение. Что такое шидух?
Рабанит Хана Лернер: Шидух — это знакомство мужчины и женщины, желающих создать семью, через третье лицо. Люди, которым шадханит предлагает шидух, обычно 90% информации друг о друге получают до встречи. Эти данные собираются родственниками или просто близкими потенциального жениха и невесты у знакомых, коллег, соседей, соучеников кандидата на шидух. Такая информация облегчает человеку задачу выбора его половины.
Р.: Евреям из России зачастую приходится собирать подобную информацию самостоятельно. Обычно шадхан или шадханит дают им телефоны людей, близко знакомых с каждой из сторон. Лучше заранее приготовить конкретные вопросы, которые вы хотели бы задать им о второй половине. Обычно расспрашивают 5—6 человек, близко знакомых с кандидатом на шидух.
К.: Какой шидух можно считать успешным?
Р.: Конечно, успешным считают шидух, породивший успешный брак. Но шадхан не берет ответственность до 120 лет. Перед встречей он дает наиболее полную информацию о человеке, называет ее источники. Шадхан обязуется предоставить правдивую информацию. Единственное, что может быть немного изменено — это возраст. Можно приуменьшить или преувеличить его на один — два года.
К.: Существует ли технология шидуха?
Р.: Обычно человек приходит к шадханит, рассказывает о себе, объясняет, какого человека он ищет для создания семьи. Исходя из его объяснения и собственного впечатления, ему предлагают организовать ту или иную встречу. Надо отметить, что у каждого шадхана свои жизненные критерии и свой взгляд на мир, которые, естественно, влияют на понимание того, какие именно люди способны составить гармоничную пару и создать хорошую семью. Подбирая пары, шадхан как правило ищет общие, объединяющие черты, так как разделяющие моменты всегда существуют.
Лично мне легче подобрать пару людям, которых я хорошо понимаю. По этой причине я не делаю шидухи англоязычным или ивритоговорящим евреям. Сложно понять типаж, уловить, что стоит за словами…
К.: Является ли сватовство профессией? Нужно ли платить шадхану за его работу?
Р.: Организация шидуха требует вложения ума, сил, времени, способностей. Важно, чтобы шидухом занимались люди, которые умеют это делать, потому что работа шадхана — это не просто назначение встречи. Он ведет шидух, а для этого требуется умение понимать людей, талант разговорить их, чтобы помочь разобраться в самих себе и в своих чувствах, богатый жизненный опыт. А еще необходимо благословение Небес, помощь Творца.
Здесь важно попробовать, и если у человека есть успех, то он обязан продолжить. Я знаю шадханов, которые удачно составляют пары, не видя людей.
Важно, чтобы шадхан был богобоязненным, и деньги не были бы для него самоцелью. Иначе будет делаться все, чтобы довести пару до хупы даже в ущерб людям. Настоящий шадхан думает о паре, опасается ошибки, старается, чтобы люди действительно нашли свою половину.
Конечно, все предрешено Творцом, в том числе Он знает пару каждого еврея, но непосредственно соединяет жениха и невесту через посланников — шадханим. Профессионализм каждого шадхана проверяетcя на деле. Но не стоит забывать, что выбор, в конечном счете, люди делают сами, и сами несут ответственность за мир и понимание в их семье после свадьбы.
С точки зрения еврейского закона за шидух нужно обязательно платить. Сумма обговаривается конкретно с шадханит. Считается, что затраты на шидух — это деньги, потраченные самым кашерным образом.
К.: Нужна ли шадхану профессиональная подготовка? Существуют ли курсы для шадханов?
Р.: Не знаю. В русской среде не слышала о таких курсах. Мне кажется, что профессиональная подготовка нужна. Может быть, в форме встреч по обмену опытом или уроков раввинов, которые научат законам, необходимым шадхану в его деятельности. Это могут быть и семинары, подобные тем, что организует «Толдот ешурун» несколько раз в год. В них участвуют шадханы русскоязычных общин из разных городов Израиля. Я также принимаю участие в этих семинарах. Во время семинаров шадханы делятся опытом, обсуждают возможности сотрудничества, многие актуальные вопросы.
К.: А как вы стали шадханит?
Р.: Я сделала первый шидух приблизительно двадцать лет назад. Он оказался удачным. Потом получились еще несколько. После этого люди сами стали обращаться ко мне, я боялась отказывать, потому что понимала, насколько важная мицва делать шидухи.
В моей работе есть периоды особенной помощи с небес, когда каждый звонок удачен, а каждая встреча дарит успех. В это время ощущаешь особенную важность своей работы и точно понимаешь, что ты — только посланник Творца. Есть также сложные периоды, когда ничего не получается, несмотря на то, что проделываешь большую работу, много звонишь, организуешь много встреч…
К.: Сколько телефонных переговоров вы проводите, чтобы соединить пару.
Р.: Много. Сначала получаю информацию о каждом, кто обращается ко мне в поисках шидуха. Я беру это на себя, хотя обычно в религиозных семьях эту работу делают родители. Потом я звоню парню и девушке, организую их первую встречу. После встречи они сообщают мне, хотят ли продолжать шидух. Если у обоих есть желание встретиться снова, то продолжаю вести их шидух. Первые две встречи организуются шадханит, а о последующих стороны договариваются сами.
К.: Что необходимо знать человеку, идущему на шидух? Нужно ли как-то готовиться к шидуху?
Р.: Прежде всего, еще до первой встречи с шадханом нужно осмыслить личные жизненные ценности и понять, какого человека он ищет.
Чем лучше человек понимает себя, тем легче ему в шидухе. Необходима также внутренняя готовность создать семью.
Безусловно, человек должен быть аккуратным и собранным. Стоит постараться произвести хорошее впечатление на шадхана. Нужно также подготовить телефоны трех — четырех людей, которые давно его знают и могут охарактеризовать.
К.: Какие вопросы стоит задавать на шидухе?
Р.: Прежде всего, посоветую вести доброжелательную беседу, внимательно слушать собеседника. Данные автобиографии и прочие формальные вещи лучше разузнать до встречи. А во время шидуха нужно попытаться понять, есть ли у вас общие интересы, приятно ли с этим человеком, хочется ли увидеть его еще раз.
К.: Что не нужно спрашивать?
Р.: Не стоит расспрашивать о предыдущих шидухах, сколько их было, что понравилось, а что не очень, и по какой причине человек так и не создал семью.
К.: Когда нужно прекратить шидух?
Р.: Это очень индивидуально. Я бы посоветовала встретиться дважды, с продолжительностью каждой встречи не более двух часов. Если после двух встреч обе стороны или кто-то один не хочет продолжать, то шидух прекращают.
Если же вы поняли, что человек нравится, стоит продолжать шидух.
Надо сказать, что необходимое количество встреч точно не определено. Сколько их нужно для принятия окончательного решения — зависит от человека. Но больше десяти раз встречаться не стоит.
В ортодоксальных еврейских семьях обычно организуется пять — шесть встреч. Этого, как правило, достаточно, потому что парень и девушка принадлежат к одному кругу, вопросов и сомнений возникает меньше.
А люди, возвратившиеся к традиционному образу жизни, наоборот, вышли из различных сред и семей, по-разному видят мир. И все-таки большое количество встреч может запутать, так как появляется ощущение привычки, притупляется свежий взгляд, а это мешает принимать правильные решения. Если же после десяти встреч люди не могут определиться, их одолевают сомнения, то я посоветовала бы временно прервать шидух. После перерыва обновляется взгляд и легче принять верное решение.
К.: Расскажите интересные случаи из вашей работы шадханит.
Р.: Однажды ко мне пришел очень молодой человек, его звали Давид, и спросил, не знаю ли я девушку по имени Женя. Он сказал, что ему о ней рассказывали. Я ответила, что не знаю. А на следующий день ко мне пришли две девушки: Мирьям и Женя. Мирьям просила помочь ей найти пару, а Женя просто сопровождала ее. На всякий случай я спросила Женю, заинтересована ли она в шидухе. И она ответила: «Да». Когда мы поговорили, я поняла, что это та самая Женя, о которой меня расспрашивал молодой человек несколько дней назад.
Более того. Было очевидно, что у них много общего, и действительно можно их познакомить. Я так и сделала. После их встречи мне никто не позвонил. Тогда я сама поинтересовалась, что и как. Давид мне ответил, что они с Женей решили пожениться. Это был первый шидух и у нее, и у него.
Подобное случается крайне редко. Я думаю, что люди, которые так легко и сразу находят свою половинку, имеют особые заслуги перед Всевышним.
Вот другая история. Немолодая американка приехала на три дня к отцу в Израиль. Зашла ко мне. Я предложила ей встретиться с разведенным мужчиной, который заранее объяснил мне, что ради создания семьи готов на все, кроме переезда в Америку, так как его дети живут в Израиле. Они познакомились и понравились друг другу. Их свадьба была в Америке. Позже дети переехали к нему.
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»