Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дурное начало, Воспитание детей, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
То, что я собираюсь сказать, нужно для того, чтобы придать людям сил для некоего дела, чрезвычайно нуждающегося в особенном внимании в наши дни, дела, без которого прославление Б-га в этом мире может вообще прекратиться, Б-же упаси. Известно высказывание мудрецов Талмуда (в трактате Тмура, 14): «Лучше нарушить постановление Торы, лишь бы евреи не забыли Тору». Вот что это значит: если человек нарушает какое-либо постановление Торы, Б-же упаси, ему, конечно, придется в будущем держать за это ответ; но, несмотря на это, он по-прежнему входит в еврейский народ. Но если народ Израиля забудет Тору — мы даже не можем себе представить, к чему это в конце концов приведет, Б-же упаси. И вот в наши дни мы из-за многих грехов наших видим, что ситуация в нашем народе ужасно изменилась. Еще несколько лет назад злое начало, соблазняя человека, старалось уговорить его совершить то или иное преступление; самой же Торы его нападки не касались. Поэтому когда этот член общины Израиля, душа которого — часть Вс-вышнего Б-га, начинал изучать Тору и обнаруживал, что дело, совершенное им, противно желанию Б-га, он был внутренне готов к раскаянию.
Сегодня же злое начало бросает все свои силы на то, чтобы заставить евреев совсем забыть Тору. Оно старается убедить простых евреев отводить своих детей в еврейскую школу, лишь пока они совсем маленькие, чтобы они только выучили алфавит и смогли читать слова, чтобы молиться. Некоторые немного преподают им Пятикнижие, но и здесь не обходится без примеси будничных и бессмысленных слов о «методике изучения». И лишь один из тысячи продолжает обучение своего сына Устной Торе. (Устная Тора —
это Мишна и Талмуд, переданные нам на горе Синай, и изучение Устной Торы — наша обязанность по условиям того союза, который заключил Б-г с Израилем. Мудрецы Талмуда в трактате Гитин выводят это из стиха: «По словам этим заключил Я союз с тобой и с Израилем».) Пройдет еще несколько лет — и окажется, что во многих городах нет ни одного знатока Торы, и все законы Торы, даже самые главные, будут чужды евреям. Да и сейчас, из-за грехов наших, во многих городах дома учения весь день закрыты, потому что в них некому учиться. Злое начало собрало всю свою мощь, чтобы добиться охлаждения народа Израиля к изучению Торы, не пощадив ни детей, ни взрослых. Горе нам, что в наши дни случилось это! Ведь лишь поколение назад все хедеры были полны мальчиков, изучающих Талмуд с комментариями Раши и Тосафот во всех подробностях, на каждом углу можно было встретить йешиву или талмуд-тору, а дома учения были полны глав семей и молодых людей, изучающих Тору с преданной любовью. А сейчас, при жизни одного лишь поколения, мы так скатились вниз, что не найти юноши, который хотя бы Пятикнижие знал как положено.
И вот если люди нашего поколения вдумаются в нынешние бедствия — а о том, сколь они ужасны, все знают, — задумаются о болезнях, нищете и всем прочем, они увидят, что практически каждый из нас — или он, или его дети — заслуживает названия страдальца. И все спрашивают: «Да за что же Б-г так поступил с нами?» А ответ существует: все эти беды ниспосланы нам в наказание за прекращение изучения Торы. Говорится в трактате Суббота, 31, что за пренебрежение Торой и нарушение субботы на мир насылаются «меч и грабеж» (то есть бедствия, связанные с войной. — Прим. пер.), в согласии со словами Писания: «И наведу Я на вас меч, мстящий за союз». А под словом «союз» подразумевается Тора, о чем говорит стих: «Если бы не союз Мой, которым необходимо заниматься днем и ночью, ни законов небесных, ни законов земных не установил бы Я». (Слово «союз» в этом стихе обычно переводится по-другому: см., например, в этой книге, глава 1, раздел 33. — Прим. пер.) В другом же месте сказали наши мудрецы: Всякий, кто забывает хоть одно слово из выученного им, призывает на своих детей изгнание, по слову Писания: «И (если) забудешь ты Тору Б-ra твоего — забуду сыновей твоих и Я». И стоит привести еще одно всем известное высказывание мудрецов Талмуда: «На чем держится мир? На дыхании уст мальчиков, изучающих Тору в синагоге».
Сегодня же, из-за многих грехов наших, тысячи и десятки тысяч мальчиков совершенно оторваны по воле их отцов от изучения Торы. Некоторые все же еще учатся в хедерах, но дыхание их уст ухитрилось отравить злое начало: ведь вместо Б-жественной Торы им преподают «методы» ее изучения. Вот и сотрясают мир конвульсии — ведь столбы, поддерживающие его, разрушены. И есть в Писании стих, совершенно ясно предупреждающий об этом (Йешайягу, 4): «Ибо распря у Б-га с жителями земли, ибо нет истины, и нет милосердия, и нет знания Б-га на земле». Мидраш объясняет этот стих так: «Нет истины — это значит, что не звучат слова Торы, которые Писание назвало истиной в стихе: “Истину приобретай, но не продавай”». Фраза же «нет знания Б-га» понятна сама собой: речь идет о том, что никто не старается задуматься о величии Святого, благословен Он, даровавшего нам Тору, и о том, как Он управляет миром. (Ведь сегодня, из-за многих наших грехов, в этом и состоит одна из главнейших причин того, что люди оставляют изучение Б-жественной Торы сами и не дают изучать ее своим сыновьям, лишая их и себя возможности исполнить свое истинное предназначение в жизни. Вера в то, что Вс-вышний непосредственно управляет миром, ослабла из-за многих грехов наших, и святость Торы осквернена.) А если человек пренебрегает Торой и не поддерживает своей веры, ему уже недалеко и до ложной клятвы, и до воровства, убийства и прелюбодеяния.
Пророк завершает свои слова так: «Поэтому в траур погрузится земля, и несчастен будет каждый житель ее». И, из-за многих грехов наших, все слова пророка в наше время исполнились, и страдания народа дошли уже до его сердца. В это время нельзя молчать! Нужно пробудиться, собрать силу в ослабевших руках, распрямить дрожащие колени и все силы обратить к тому самому главному, от чего все зависит, — к изучению Торы. А ее святость и сияние помогут все исправить. (И сказали о времени, когда Тору постигла Катастрофа, что главной причиной опустошения земли Израиля было оставление Торы, по слову Писания: «Из-за чего погибла земля эта? И сказал Б-г: из-за того, что оставили они Тору Мою».)
Притча помогает понять это. В ней рассказывается об одном человеке, который свалился в глубокую яму и сильно поранился. Родственники его послали за лучшим врачом. Но как только он увидел его, закричал на столпившихся у одра несчастного: «К чему сейчас лекарство для его ран и ушибов? Неужели вы не видите, что его уже почти оставило дыхание жизни? Мы прежде всего должны укрепить его, чтобы он не потерял сознания, Б-же упаси. Тогда можно будет заняться его ранами».
То же самое и в нашем случае. Раны, нанесенные нашему народу, многочисленны, из-за многих грехов наших, и достигают самых глубин его души. Но прежде чем мы станем лечить их, необходимо вернуть нашему народу саму его жизненную силу — а это делается лишь через свет Торы, о которой сказано в главе «Нецавим»: «Ибо она — жизнь ваша и долгота дней ваших». А когда удастся вдохнуть в него дыхание жизни Торы, все остальные члены души его излечатся сами, ибо сказано мудрецами Торы: «Свет, заключенный в ней, возвращает их ко благу».
Поэтому каждый, чьего сердца коснулся страх Б-жий, обязан просить своих близких всем вместе обратить внимание на это — каждому в своем городе, и добиться, чтобы больше стали изучать в хедерах Талмуд, чтобы сильнее стали йешивы, чтобы раввины каждого города старались собирать людей на уроки Талмуда и Мишны. И простые праведные евреи, великие и малые, также должны объединяться — тогда новую силу получат все основы веры, и Тора станет действительно соблюдаться, и Б-г улыбнется Израилю, послав ему праведного Избавителя, как сказано в Писании: «Даже если будут они в среде народов, ныне соберу Я их» — да будет таково желание Его!
Хомат гa-Дат, 4
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.