Темы: Тора и наука, Еврейский закон, Национальность, Рав Яков Шуб, Мамзер, Определение еврейства по матери, Генетика
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ последнее время появились публикации, что известные еврейские ученые и раввины на основании проведенных исследований полагают, что еврейство по Галахе с высокой степенью надежности может быть установлено по результатам генетического теста. Это действительно так? Теперь можно будет легко доказать еврейство? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Любое новое открытие, изобретение обычно ставит перед современными законоучителями вопрос о том, возможно ли и правильно ли им пользоваться с точки зрения Торы. Поэтому и вопрос об использовании анализов ДНК также не остался без внимания современных галахических авторитетов. Подобно тому, как еще до эры ДНК-анализов рассматривался вопрос о том, возможно ли галахическое использование данных анализов крови.
ДНК и Галаха
Спектр галахических сфер, где может быть актуальным использование анализов ДНК, достаточно широк. Например, эта информация может быть использована для определения отцовства или, не дай Б-г, обратного — что человек мамзер, для решения вопросов о наследстве, в качестве доказательства в уголовных процессах, для идентификации — чтобы все останки человека были захоронены в одном месте, а также для того, чтобы семья могла соблюдать траур, и для многого другого.
ДНК и теракт 11 сентября
Особую актуальность вопрос об использовании результатов анализа ДНК получил после теракта 11 сентября, когда самолеты, захваченные арабскими террористами, врезались в небоскребы «Близнецы». В результате этого страшного теракта погибли тысячи людей, многие считались пропавшими без вести. А, как известно, по еврейскому закону жена человека, который пропал без вести, не может снова выйти замуж, пока не будет доказано, что он погиб. Это закон об агуне, так называемой «соломенной вдове». Во многих случаях, как это ни страшно, по останкам невозможно было опознать человека, поэтому встал вопрос, можно ли сравнить ДНК останков с образцами ДНК, которые можно найти у него дома, например, волосы, оставшиеся на расческе, или сравнить с образцами ДНК родителей и на основании этого идентифицировать человека и констатировать его смерть.
Галахические вопросы с ДНК
Выше мы говорили о различных сферах Галахи, где возможно применение результатов анализа ДНК. Очень важно верно определить, какой уровень доказательности необходим в каждом из этих случаев. Так, если у человека не осталось наследников, а некто хочет доказать, что является наследником, уровень доказательности может быть ниже, чем, например, в ситуации, когда наследники есть, но является некто и пытается доказать, что он тоже наследник.
Один из основных вопросов заключается в том, какой статус с точки зрения Галахи имеют результаты анализа ДНК. При идентификации тела можно полагаться на симаним (отличительные признаки). Симаним могут быть явными, средними и неявными. Например, отпечатки пальцев, снимок зубов признаны явными симаним, на которые можно полагаться. К какой же категории следует отнести результаты анализа ДНК?
Кроме того, существует вопрос, можно ли полагаться на церуф симаним, т.е. на сочетание нескольких средних или неявных симаним, как на явный симан.
Противники использования лабораторных исследований для вынесения галахических решений
Несколько десятилетий назад, когда встал вопрос об использовании анализа крови, в частности, для определения отцовства, некоторые раввины выступили против.
В качестве аргумента они приводили различные принципы Талмуда. А также — тот факт, что быстро развивающаяся современная наука имеет свойство со временем менять свое отношение даже к самым точным и доказанные научным теориям. То, что в какой-то момент считалось абсолютной истиной, со временем может превратиться в досадное заблуждение.
Кроме того, возникает общий вопрос: разрешает ли Галаха полагаться на то, что не видно человеческому глазу без специальных приборов? Или все-таки мы относимся к тому, что не видно человеческому глазу, как к чему-то несуществующему? (Ср. закон о том, что черви, находящиеся в плодах, не запрещены в пищу, если их невозможно увидеть невооруженным глазом).
Сама идея проверки ДНК основывается на предположении, что ДНК каждого человека индивидуальна и неповторима. Да, были исследованы миллионы людей и пока это предположение подтверждается. Однако это достаточно небольшая часть всех людей, существовавших на этой земле со времени сотворения Первого Человека, даже бы с точки зрения статистики.
Мнения современных галахических авторитетов
Как было сказано, после трагедии 11 сентября возник вопрос об использовании результатов анализа ДНК для идентификации тел погибших, чтобы, в том числе, решить проблему агунот.
Специальный бейт-дин (раввинский суд), состав которого был утвержден ведущим галахическим авторитетом нашего времени равом Йосефом-Шаломом Элияшивом, пришел к выводу, что анализ ДНК можно использовать для идентификации тела, если имеются и другие доказательства. В этом случае жена погибшего получает право снова выйти замуж.
Кроме того, самые авторитетные раввинские суды в Эрец-Исраэль под руководством рава Вознера и рава Карелица также высказали свое мнение о возможности использования результатов анализа ДНК при решении различных галахических проблем. Например, они постановили: когда речь идет об агуне, уровень доказательности анализа ДНК приближается к уровню доказательности явного симана и этот анализ может использоваться для идентификации тела при наличии других доказательств.
При этом они отмечают: это решение верно, когда речь идет о сравнении ДНК человека с его же ДНК (см. выше, например, ДНК-анализ останков человека и волос, сохранившихся на его расческе); однако результат сравнения ДНК погибшего с ДНК его родителей может быть только средним симаном. Иными словами, бейт-дин счел, что доказательная сила сравнения результатов ДНК-анализов разных людей меньше. Это разграничение будет важно для нас при обсуждении следующего вопроса: можно ли полагаться на результаты анализа ДНК при определении еврейства.
А вот когда речь идет о том, чтобы объявить ребенка мамзером, результаты сравнения ДНК-анализов отца и ребенка доказательной силы не имеют, бейт-дин постановил однозначно!
Еще одно необходимое условие, на соблюдении которого настоял бейт-дин. Чтобы результат проверки был достоверным с точки зрения Галахи, должно выполняться множество условий, например, наличие специальной лаборатории, специалистов, на которых можно полагаться, и многое другое, поэтому все вопросы об использовании анализов ДНК должны решаться только самыми компетентными еврейскими судами.
Тест ДНК для определения национальной принадлежности
Вопрос о существовании ДНК, позволяющей установить еврейство, — еще более сложный. Ведь здесь мы говорим не о сравнении отдельных клеток человека с другими клетками этого же человека с целью определить, принадлежат они ему или нет. Это современная наука может определить с достаточно высокой точностью. Но при установлении еврейства опираются на предположение, что существуют определенные гены, которые передаются только по материнской линии (ведь, как известно, еврейство определяется по матери), и что эти гены есть только у евреев.
Кроме того, важно отметить: исторически сложилось, что еврейские общины были рассеяны по множеству стран, некоторые общины практически никогда не соприкасались. Внутри еврейства также существуют различные группы и подгруппы: ашкеназы и сефарды, внутри них — литовские, польские, немецкие, марокканские, йеменские, горские, бухарские и т. д. евреи. Более того, нееврей, который проходит гиюр, становится «абсолютным» евреем, хотя у него и нет «еврейских генов». Соответственно, это сказывается и на ДНК его потомков.
Получается, что, в принципе, использование результатов ДНК-анализа как дополнительного доказательства при подтверждении еврейства теоретически возможно. Но поскольку, как было сказано выше, это достаточно сложный вопрос, то оценить результаты научных исследований в этой области и, тем более, использовать их на практике можно только при участии еврейского суда самого высшего уровня. Поэтому пока трудно говорить о панацее в установлении еврейства.
С уважением, Яаков Шуб
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Реувен Куклин
Ни в одной религии такого нет!
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Реувен Куклин
В наше время раввинат никого не объявляет мамзерами?
Рав Замир Коэн
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир
Кто и зачем придумал этот закон?
Рав Бенцион Зильбер
Я бы давно вернулся к еврейскому народу, если бы мог подтвердить своё происхождение, но документов нет. Что делать?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Бенцион Зильбер
Может ли нееврей быть мамзером?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.