Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Вавилонская башня, Нимрод, Вино, Недельная глава, Идолопоклонство, Ноах, Мидраш рассказывает, Мидраш, Потоп, Авраам, Милосердие, Моше Вейсман, Разврат
Хотя человечество уже не жило в Ган Эден, его образ жизни перед Потопом все еще напоминал ган-эденский.
История поколения Потопа помогает нам осознать тот факт, что материальное благополучие, если только человек не направит его на служение высшей духовной цели, неминуемо порождает разложение нравов. Сегодня мы яснее чем когда-либо видим, что общество изобилия и гармоничное общество — не всегда одно и то же. Находиться в согласии с самим собой и в то же время являться членом гармоничного общества можно только живя в соответствии с повелениями Ашема.
Жизнь была прекрасна. По правде говоря, она была слишком прекрасна, ибо состояла из сплошных наслаждений. Например, зачатие и рождение ребенка происходили в один и тот же день. Новорожденные дети сразу же становились на ноги и могли говорить. Кроме того, ни один ребенок никогда не умирал при жизни своих родителей, — все жили так долго, что видели не только своих детей и внуков, но и правнуков.
<> Поколение, жившее перед Потопом, физически было очень сильным, как сказано в стихе (6:4): "На земле в те времена были исполины". Они с легкостью корчевали кедровые деревья, а львов и пантер считали не более опасными, чем блох. В старости, с возрастом, их сила не угасала, а, наоборот, увеличивалась. Но после Потопа это свойство людей исчезло.
<> Люди жили очень долго, сотни лет. И только когда они согрешили, Ашем сказал (6:3): "Пусть будут дни его (человека) сто двадцать лет". а Люди не знали абсолютно никаких страданий. а Они сеяли только раз в сорок лет, и земля давала урожай, которого хватало на следующие сорок лет.
<> Людям не приходилось терпеть холод или чрезмерную жару, ибо природа еще не знала смены времен года. Весь год стояла приятная мягкая, мы бы сказали, весенняя погода. И только после Потопа Ашем сказал: "Сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся".
Ашем был добр к людям. Однако именно в результате Его благодеяний они отвергли авторитет Ашема, сказал так: "Зачем Он нам нужен? Нам не требуется Его помощь даже для того, чтобы добыть воду, ибо мы не нуждаемся в дожде. Водой нас в изобилии снабжают источники — ручьи и колодцы!"
Тогда Ашем ответил: "При великодушии, которое Я проявил к вам, вы восстаете на Меня? Раз вы заговорили о дожде, Я покараю вас дождем", — и потому (6:6): "Вот Я наведу Потоп, воду на землю".
Но в чем были преступления этих поколений?
Они были повинны в идолопоклонстве, кровопролитии и безнравственности.
"Они говорят Б-гу: "Уйди от нас, не желаем знать Твои пути. Кто такой Всемогущий, что нам следует служить Ему? Зачем нам Ему молиться?" (Иов 21, 14-15).
Люди укрепили свою независимость от Ашема, приобретя специальные познания в колдовстве. Они покинули своего Творца и начали служить идолам.
Люди стали убийцами, их развращенность была сродни той, что позже обнаружится в нечестивом городе Сдоме (о ней рассказывается в разделе Ваера).
Первые поколения игнорировали заповедь, которая была дана еще Адаму (1:28): "Плодитесь и размножайтесь". Так как целью их жизни было ублаготворение своих инстинктов, они старались иметь как можно меньше детей. Этим объясняются распространенные в то время зверские жестокости.
<>Мужчина брал себе двух женщин: одну — для деторождения, а другую — для удовольствий.
<> Мужчины обменивались женами.
<>Устраивались "брачные договоры" между людьми и зверями.
<> Судьи сами утопали в разврате.
Во все поколения, вплоть до наших дней, первопричиной разврата становится суд. Снисходительные законы и "либеральные судьи" несут ответственность за гибель страны.
Даже животные подражали людской развращенности: собака совокуплялась с волком, а петух — с уткой.
Тем не менее Ашем пощадил бы даже эти нечестивые поколения, если бы они грешили по неведению. Но им были даны шесть заповеданных Адаму заповедей, включавших запрещение идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния. Так что, люди были наказаны за то, что решили пренебречь заповедями Ашема.
И все же Ашем и дальше бы проявлял долготерпение и сдержанность, если бы не еще одно их преступление — грабеж.
Ашем сказал: "Всякой плоти пришел конец предо Мною" (6:13). То есть: "Обвинение, клеймящее их в воровстве, предстало предо Мною, и потому Я больше не могу откладывать их наказание".
Какие обычаи были у поколения Потопа? Если человек приносил полную корзину гороха, то вскоре его окружала целая толпа, которая набрасывалась на горох. С хитрым расчетом каждый из толпы брал горсть гороха, стоимостью меньше самой мелкой монеты. Корзина моментально становилась пустой. Однако пострадавший не мог представить дело в суд, так как каждый из обвиняемых мог заявить, что количество украденного им так ничтожно, что по закону он не подлежит наказанию.
Однажды р. Элиэзер шел вместе с учениками по дороге и вдруг ему понадобилась зубочистка, то есть простая щепка. Щепку можно было отломить от придорожной изгороди. И хотя изгородь была личной собственностью, ее владелец, конечно, не стал бы возражать, если бы кто-то взял маленькую щепку, не представлявшую никакой ценности. Тем не менее р. Элиэзер сказал: "Не надо приносить мне щепку. Другие могут последовать моему примеру и в конце концов разрушат всю изгородь".
Р. Шимон бен Элазар рассказывал: "Однажды девочка поправила меня по вопросу алахи. Я шел через поле, а она крикнула мне: "Рабби, это поле — личное владение!" "Но я же иду по тропинке", — возразил я. "Эту тропинку, — отвечала она, — протоптали такие же грабители, как ты!"
В обычаях того поколения было передвигать межевые знаки соседей, чтобы расширить свои владения. Они также частенько крали друг у друга овец. Если кто-то видел, что бык или осел принадлежит беспомощному сироте или вдове, то он отбирал его. Опасаясь, что одежду стащат у них прямо с тела, люди считали более безопасным гулять нагишом.
Почему именно грех воровства, а не идолопоклонства, кровопролития или безнравственности послужил завершающим толчком для вынесения приговора об их виновности? Ответ заключается в том, что воровство подрывает основу всякой цивилизации. Здравый смысл утверждает, что собственность другого человека нельзя красть. Всякий раз, когда Ашем вершит суд над человеком, виновным в разных преступлениях, самым тяжким обвинением выступает воровство.
Ноах был выдающимся человеком, цадиком, на чьей праведности держался весь мир. Трое праведников являются опорой мирозданий: Адам, Ноах и Авраам.
Эти слова следует понимать буквально. Каждый из них спас мир от гибели. Если бы не Ноах, мир был бы уничтожен.
К Ноаху имеет отношение стих (Теилим 1:1): "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на тропе грешников и не сидит в собрании глумящихся".
Несмотря на всеобщую нравственную распущенность, его собственное поведение было безупречным. Он не позволял себе подпасть под влияние окружающих. Подвергаясь унижению быть осмеянным тремя поколениями, при которых он жил, — поколением Эноша, поколением Потопа и поколением Рассеяния, — он остался неколебим в своем служении Ашему и ревностно соблюдал все шесть мицвот, которые были заповеданы людям.
Его жена Наама была так же праведна. Само ее имя означает, что все ее дела были во благо. Ею были рождены три сына, Йефет, Хам и Шем, которые ходили путями Ашема, как их учили отец Ноах и дед Метушелах. Первое упоминание о них в Торе начинается с Шема, ибо он был величайшим из всех трех.
Тора описывает Ноаха как праведника, цадика (6:9), "непорочнейшего из всех своих поколений". Что подразумевается под этими словами? Здесь имеется в виду, что Ноах был праведным только в сравнении со своим поколением. Если бы он жил во времена Моше или Шмуэля, он не считался бы великим. Как говорится, человек с одним глазом — царь среди слепцов.
У одного человека был винный погреб. Однажды он спустился туда и обнаружил, что все его вино превратилось в уксус. Открывая один бочонок за другим, он наконец наткнулся на сосуд, вино в котором прокисло лишь наполовину. "Замечательно, — воскликнул он. — По сравнению с остальным уксусом это вино можно считать вполне пригодным".
Так и Ноаха называют цадиком — лишь в сравнении с его нечестивым поколением.
Однако согласно другой точке зрения, вышеприведенный стих воздает хвалу Ноаху, подразумевая, что - раз уж он сохранил свою праведность даже в безнравственном окружении, то стал бы еще более выдающимся человеком, живи он во времена Моше или Шмуэля (ибо учился бы у них).
Юная девушка жила в квартале, пользовавшемся дурной славой, но ее собственная репутация была безупречной. Поселись она по соседству с достойными людьми, ее бы считали блестящим примером благородного поведения.
Как нам примирить между собой эти два противоположных мнения и понять, каким же человеком на самом деле был Ноах?
Выполняя все заповеди Ашема и воздерживаясь от греха, Ноах делал то, что надо было делать в его положении. За это Тора называет его цадиком, праведным человеком. Тем не менее наши мудрецы критикуют его за то, что он не старался сделать больше, чем от него требовалось. Наши великие мужи именно потому и творили историю, что превосходили самих себя в служении Ашему и превышали все людские ожидания. Примером тому может служить жизнь Авраама. На третий день после обрезания он страдал от сильной боли. Несмотря на это, он послал своего слугу Элиэзера на поиски гостей. Однако Элиэзер никого не нашел и вернулся один, без странников. По обычным человеческим представлениям Авраам выполнил свою обязанность оказывать помощь проходящим мимо и имел право возвратиться в свой шатер. Но Авраам сделал больше, чем требовали нормы поведения. Вопреки боли, он сел перед своим шатром, высматривая гостей. Возможность делать добрые дела людям не всегда приходит сама по себе, но Авраам приложил все усилия к тому, чтобы найти способ проявить гостеприимство. Таким образом он изменил свою личность простого человека Аврама и поднялся на новую, более высокую ступень, стал Авраамом, и, следовательно, превратил свою судьбу в новую, более великую.
Ухо Ноаха услышало слова Ашема: "Я решил уничтожить всех людей в наказание за три главные преступления, в которых они повинны, а более всего — потому, что они грабили друг друга. И вот, Я наведу Потоп, который уничтожит не только все живое, но смоет и уничтожит землю на глубину в три тфахим (равных примерно 30 см)!"
Царь и царица с нетерпением ждали дня свадьбы своего сына. Она должна была стать главным событием года для всей державы. Была проведена тщательная подготовка. На обновление полога и свадебного зала ушли тысячи золотых монет, но царь не жалел никаких денег, чтобы прославить этот день.
Однако случилось несчастье. В самый день свадьбы принца обнаружили бездыханным. Ему не суждено было дожить до радостной минуты.
Что сделал царь? Он поспешил к месту, где должно было состояться празднество, и начал срывать полог, топтать цветы и вырывать столбы. "Остановись! — закричала царица и министры. — Мы вложили в эти приготовления тысячи". Но царь не останавливался: "Зачем мне теперь все это, когда мой сын лежит мертвый?"
Так же собрался поступить и Ашем. Он сказал: "Я сотворил мир со всем, что в нем есть, ради человека. Если не станет людей, то зачем нужна земля? Пусть Потоп, который уничтожит человеческий род, принесет также гибель животным и растениям и даже смоет землю на три тфахим в глубину!"
Затем Ашем приказал Ноаху: "Сделай себе ковчег из дерева гофер, состоящий из трех этажей: нижний — для гадов земных, средний — для животных, а верхний оставь для людей. Пусть он состоит из совершенно отдельных клетей". Ашем объяснил Ноаху точную планировку ковчега, который тот должен был построить. "Покрой ковчег изнутри и снаружи смолою, — велел Он Ноаху. — Ступай на реку Пишон и возьми там драгоценных камней освещать ковчег. Я хочу, чтоб ты знал, что Потоп уничтожит всех тварей живых, но ты войдешь в ковчег и будешь жить в нем. Ты и твои сыновья, твоя жена и жены твоих сыновей".
Услыхав слова "Ты спасешься в ковчеге", Ноаху следовало бы молить Ашема проявить милость и к остальному миру. Но Ноах прошел мимо этой возможности и не вступился за своих собратьев. Он не был похож на Моше, который, услышав от Ашема повеление (Шмот. 32:10): "Оставь Меня. Возгорится Мой гнев на них, и Я уничтожу их, — а тебя сделаю народом великим", — возразил: "Как могу я покинуть еврейский народ ради своего личного блага?" Моше до тех пор умолял Ашема, пока Тот не простил еврейский народ. Что касается Ноаха, то он не стал молить за свое поколение.
Ашем продолжал наставлять Ноаха: "Приведи в ковчег всех земных тварей. Возьми самца и самку от каждого рода, который не является чистым, и по семь пар самцов и самок от всякого рода, который Тора в будущем объявит чистым".
Откуда мы узнаем, что человеку следует избегать грубых слов?
Давая наставления Ноаху, Ашем не сказал: "От всех зверей, которые нечистые, возьмешь по два". В Торе сказано: "От зверей, которые не являются чистыми". Таким образом обойден более резкий термин, нечистые.
Это нас учит тому, что всегда следует избегать грубых выражений, даже если они более конкретны.
— Как я могу выполнить Твое повеление? — спросил Ноах. — Разве я охотник, который умеет распознавать различные виды животных и ловить их?
Как только Ноах произнес эти слова, он потерял возможность выполнить мицву, заповедь.
Ашем ответил: "Тебе не надо ловить животных. Они придут в ковчег сами".
Ноаху было обещано: "Я заключу Мой завет с тобой, чтобы не дать сгинуть припасам, которые ты взял в ковчег. Завет будет охранять тебя, так что нечестивцы из твоего поколения не смогут причинить тебе никакого вреда, несмотря на всю свою силу, и не смогут помешать тебе войти в ковчег".
120 лет потратил Ноах на сооружение ковчега. Ашем поведал ему секрет, как вырастить лес таким образом, чтобы бревна получились той длины, которая требовалась для ковчега. Также Ноаху было сообщено, как надо заблаговременно посадить деревья, чтобы ровно через 120 лет они выросли до нужных размеров. Ноах посадил каждое дерево в соответствующее время, так, чтобы бревна получились необходимого для ковчега размера и их не пришлось укорачивать.
Ноаху было велено самому посадить деревья для ковчега, ибо святость ковчега была сравнима со святостью Мишкана.
Конечно же, Ашем мог уберечь Ноаха более простым путем, нежели постройка ковчега. (Например, Он мог просто повелеть воде не трогать дом Ноаха). Почему же тогда Он дал ему такое сложное задание — соорудить ковчег? Тому, что Ашем избрал именно ковчег средством спасения Ноаха от Потопа, было несколько причин:
1. Сложные приготовления, необходимые для его сооружения, привлекли внимание всего света. Таким образом его постройка явилась своего рода предупреждением поколению о том, что надо срочно исправить свои пути.
Современники спрашивали Ноаха: "Зачем ты занимаешься сооружением ковчега?"
— Это заповедь Властелина Вселенной, — отвечал Ноах, — ибо Он собирается обрушить на мир Потоп!
Ответом ему были проклятия: "Если когда-нибудь и будет Потоп, то пусть он падет на твой собственный дом!"
Хотя каждому человеку того поколения было дано сто двадцать лет жизни, чтобы поразмыслить над словами Ноаха и успеть покаяться, никто этого не сделал. Люди не боялись угроз, так как, зная свою колоссальную физическую силу, чувствовали себя в безопасности.
2. Постройка ковчега не только служила напоминанием нечестивцам, но была нужна еще и для того, чтобы очистить душу самого Ноаха. Выполняя, несмотря на всеобщее глумление, заповедь Ашема о сооружении ковчега, Ноах становился духовно чище.
3. Р.Элазар спросил у своего отца, р. Шимона: "Мы знаем, что в дни, когда Небо дает приказ об уничтожении, праведник должен первым пострадать за грехи своего поколения. Раз это так, то я не понимаю, каким образом Ноах спасся". Р. Шимон ответил ему: "Ноах должен был спастись, ибо Ашем выбрал его в праотцы всех грядущих поколений. Чтобы не дать Обвиняющему Ангелу выделить его из прочих, Ноаху пришлось построить ковчег и укрыться в нем на все то время, пока Потоп опустошал мир. Таким образом он был избавлен от мести Обвиняющего Ангела".
Все эти сто двадцать лет, предоставленные поколению Потопа в попытке отвратить его от стези порока, прошли без какого-либо заметного успеха. Тогда Ашем прибавил людям еще семь дней на то, чтобы исправиться. На эти семь дней, оставшихся до начала Потопа, Всемогущий изменил законы природы, и люди вдруг очутились среди хаоса, который невозможно было игнорировать. Например, солнце всходило на западе, а садилось на востоке. С другой стороны, несмотря на хаос, мир на эти семь дней превратился в восхитительное место для жизни. Люди решили, что их опять вернули в Ган Эден. Жизнь превратилась в бесконечный праздник. Тем самым Ашем все еще надеялся побудить их к тшуве, самоисправлению, показав им великую награду, предназначенную в будущем мире для праведников.
Что касается Ашема, то Он провел эти семь дней в скорби, оплакивая человечество, которое отказалось воспользоваться всем тем великолепием, которым Он хотел его одарить.
А что же Ноах? На протяжении последних семи дней перед Потопом он занимался тем, что собирал чистых животных. Чистые животные не пришли в ковчег сами, как это сделали нечистые. Чистым было уготовано, что в будущем их будут приносить в жертвы, поэтому старания Ноаха поймать их как бы делали будущую заповедь более важной и значимой.
Было еще одно интересное явление. Ковчег не дал всем животным войти внутрь. Он отверг всех, кто был порочен. Только те, кто были чисты от греха, могли получить разрешение на вход.
Лишь огромный зверь Реэм и его детеныш не могли влезть в ковчег не потому, что были греховны, а именно из-за размеров. Поэтому Ноаху пришлось привязать их снаружи.
Следующая история позволит нам понять, каких огромных размеров был этот Реэм.
Однажды, когда Давид пас в пустыне отару своего отца, он наткнулся на спящего Реэма. Давид взобрался на его спину, решив, что это гора. Неожиданно Реэм проснулся и с громким ревом поднялся во весь рост. Обнаружив, что небо ближе к нему, чем земля, испуганный Давид стал молиться: "Ашем, если Ты отпустишь меня невредимым от этого Реэма, я построю Тебе Храм длиной в сто амот (что равно примерно 61 м) — такой же длины, как и рог Реэма".
Ашем послал навстречу Реэму льва, и Реэм пал ниц из уважения к царю зверей. Давид спустился на землю, но теперь он увидел перед собой свирепого льва. Охваченный ужасом, он снова взмолился (Теплим 22:2): "Спаси меня от пасти льва, как Ты внял мне, только что избавив от рогов Реэма".
В ковчег допущен был еще один особый обитатель — великан Ог.
Ог удостоился спасения от гибели, потому что в будущем должен был сослужить службу Аврааму. Этот великан поклялся Ноаху и его сыновьям, что станет их рабом на вечные времена. Поэтому Ноах разрешил ему оставаться снаружи ковчега, на специальной палубе, укрытой крышей. Ноах просверлил в стене дыру и через отверстие каждый день давал Огу пищу.
Как Ашем заповедал Ноаху по паре из всех введешь в ковчег, — все твари входили попарно.
Обман отправился на поиски пары и нашел Желание. "Откуда ты явился?" — спросило Желание.
— Я возвратился от ковчега Ноаха. Я хотел войти, но меня не пустили, потому что у меня не было подруги. Не хочешь ли ты быть моей подругой?
— С радостью, — ответило Желание, — но что ты за это мне предложишь?
— Все, что я приобрету, можешь взять себе.
— Идет! — согласилось Желание.
Так они и вошли в ковчег вместе — Обман и Желание, навсегда заключив между собой договор: все, что приобретает Обман, уносит прочь Желание.
Семнадцатого хешвана в 1656 году от Сотворения мира начал идти дождь. Сперва он только накрапывал. Если бы люди успели внять предостережению, то дождь все еще мог бы обернуться благодатным и, дав влагу почве, прекратиться.
Ноах сам не мог поверить, что Ашем действительно исполнит свое решение. Он думал, что Ашем в последний момент проявит милосердие, и стоял вне ковчега до тех пор, пока вода не дошла ему до лодыжек.
Наши мудрецы называют Ноаха "верящим, но все же неверящим". Как это понять? Разве не услышал он от Ашема о наступлении Потопа и не построил ковчег, проявляя при этом великое самопожертвование и не обращая внимания на насмешки своих современников? Тем не менее есть огромная разница между верой разумом и верой сердцем. Хотя каждый религиозный еврей претендует на то, что он "верит", эмуну (веру) большинства людей можно охарактеризовать всего лишь как отвлеченную идею, принадлежащую сфере разума и никогда не проникавшую вглубь сердца человека настолько, чтобы изменить его личность. Тора же обязывает к тому, что называется эмуна хушит, чувственному восприятию истины, которое не может не влиять на нашу жизнь постоянно. Обретение подлинной эмуны продолжается всю жизнь человека и достигается лишь немногими. Вера Ноаха была интеллектуальной природы, и поэтому она не наполнила его страхом перед приближающейся катастрофой, который, если бы он чувствовал его инстинктивно, конечно, заставил бы его без промедления устремиться в убежище.
И только увидев направляющегося к нему Ангела Смерти, он вошел в ковчег.
Злодеи заявили: "Как только мы увидим, что Ноах входит в ковчег, мы принесем топоры и изрубим все это сооружение в щепки!" Тогда Ашем сказал: "Я покажу, что вы не сможете помешать Ноаху войти". Он поставил вокруг ковчега львов, и никто не мог даже прикоснуться к нему, а Ноах и его семья на глазах у всех среди бела дня вошли в ковчег.
На протяжении двенадцати месяцев, пока продолжался Потоп, небесные тела вели себя не так, как обычно. Поэтому обитатели ковчега не могли по солнцу или луне определить час суток или день месяца. Лишь по драгоценным камням, которые Ноах взял с собой в ковчег, можно было узнать время. Когда они сверкали, обитатели ковчега знали, что стояла ночь, а когда они начинали тускнеть, наступало утро. Так велся счет дням.
Прошел год. Этот год не был самым спокойным в жизни семьи Ноаха. За двенадцать месяцев им ни разу не удалось поспать целую ночь, так как на них лежала ответственность за тысячи птиц, зверей и домашних животных, которых надо было кормить. Все животные требовали себе пищу в разное время: некоторые — днем, некоторые — на рассвете, некоторые — ночью. Ноах и его сыновья трудились непрерывно.
Однажды, когда Ноах опоздал с пищей для льва, лев ударил его лапой, и Ноах стал хромать.
Был там зверь по имени Зикис, который отказывался от любой пищи, которую предлагал ему Ноах. Ноах удивлялся, почему голодный Зикис еще жив. Однажды, когда Ноах разрезал гранаты, оттуда выпал червяк. Зикис сразу открыл свою пасть и проглотил его. Теперь Ноах знал, что ему требуется, и имел наготове запас червей.
Однажды Ноах вдруг понял, что совсем забыл про птицу Хул, сидевшую в клетке, запрятанной во внутренней части ковчега. "Тебе что, не нужна пища?" — спросил Ноах в изумлении. "У меня не хватало совести беспокоить тебя, — отвечала птица Хул, — я видела, что ты занят, и решила не доставлять тебе дополнительной работы".
— Мое тебе благословение! — произнес Ноах. — Я желаю тебе, чтобы ты жила вечно!
Пока Ноах оставался в ковчеге, он снова и снова молил (Теплим 142:8): "Выведи меня из темницы — ибо душа моя устала от запаха львов, медведей и пантер!"
— Ноах, — сказал Ашем, — в том и состоит Моя воля, чтобы ты не выходил из своего заключения двенадцать полных месяцев.
С какой целью Ашем назначил Ноаху и его семье невероятно трудную задачу сохранить зверей живыми? Опустошение было навлечено на землю воровством, порожденным эгоизмом. Чтобы стать строителями нового мира, Ноах и его семья должны были выработать в себе противоположное качество — хесед, доброту и милосердие, способность самоотверженно отдавать себя другим.
Ковчег спокойно плавал по океану, как корабль, а мир вокруг него тем временем превращался в жуткую безлюдную пустыню, залитую водой. Сорок дней шел сильнейший дождь. Каждая капля дождя, посылаемого Ашемом на землю, предварительно кипятилась в Геиноме, поэтому дождь был настолько горячим, что с попадавших под него людей сходила кожа. В состав капель входила не только вода, но и огонь. В дополнение к дождю, падавшему сверху, в земле раскрылись все колодцы и источники, и из них изливалась кипящая вода. Великаны поколения Потопа сначала думали, что смогут одолеть источники, просто-напросто наступив на них, но вода была такой горячей, что ничего не получилось. И что же тогда сделало это не знающее жалости поколение? Они брали своих маленьких детей и затыкали их телами отверстия источников. Если вода продолжала хлестать потоком, то они клали в отверстие второго ребенка, третьего, — только чтобы самим спастись. Поэтому, если бы не огонь и вода, падавшие сверху, то они, вполне возможно, и выжили бы.
Наконец, вода поднялась на высоту в пятнадцать амот (около 11 м) над самыми высокими горами. Почему именно пятнадцать? Да потому что то поколение усмехалось: "Мы великаны, пятнадцати амот ростом, и, если будет когда-нибудь потоп, мы встанем на вершины гор и спасемся!" Теперь же уровень воды был выше их голов, и они утонули.
То было самое страшное бедствие, которое когда-либо обрушивалось на землю. Выжили только рыбы, ибо они не грешили, подобно другим тварям. Все человеческие тела полностью разложились. Ни одна кость и даже ни один самый маленький луз (микроскопическая кость на конце хребта) не остались в целости.
Император Адриан спросил у р. Йошуа бен Хананьи:
— Из какой части тела будет Б-г воскрешать мертвецов?
— Из позвоночной кости луз, — ответил р. Йошуа.
— Откуда ты знаешь? — поинтересовался Адриан.
— Прикажи принести эту кость мне, и я докажу, — сказал р. Йеошуа в ответ.
Когда р.Йеошуа принесли кость луз, он показал императору, что она не дробится, даже если переламывать ее на мельнице. Ее бросили в огонь, но она не сгорела. И в воде она не растворялась. Наконец, р.Йеошуа взял молот и ударил по ней. Молот треснул, но кость осталась цела.
Когда человек умирает, его кость луз сохраняется, чтобы составить основу, из которой будет воссоздано его тело в дни возрождения мертвых. Но поколение Потопа было настолько нечестивым, что ни одна кость от их скелетов не сохранилась, даже кость луз. В те дни, когда все прочие мертвецы встанут из своих могил, из этого поколения никто не воскреснет. Никого из них не будет даже среди тех, кого Ашем решил оживить с единственной целью — чтобы его судить и вынести обвинительный приговор. Память о Поколении Потопа стерлась навеки.
Дождь шел ровно сорок дней. Таким образом то поколение получило мерой за меру за то, что оно преступило Тору Ашема, которая будет дарована на горе Синай через сорок дней после восхождения Моше на гору.
На двадцать седьмой день месяца кислее дождь перестал. Но даже тогда подземные воды все еще продолжали затоплять землю. В общей сложности Потоп длился сто пятьдесят дней. Первого сивана Ашем вспомнил о заслугах Ноаха и о том, что тот не дал животным погибнуть в ковчеге. Тогда закрыл Ашем подземные источники и наслал ветер разогнать воду.
С той поры остались на земле три горячих источника, они продолжали бить в память о Потопе. Один из них — широкоизвестные горячие ключи в Тверии, в Эрец Исраэль.
Вода непрерывно убывала до тех пор, пока первого ава не показались вершины гор. Тем не менее Ноах ждал еще сорок дней и только тогда открыл окно ковчега. Он хотел узнать, стал ли климат снова пригодным для человека и животных, поэтому он решил послать гонцом птицу, чтобы та выяснила это. Из всех птиц Ноаху показалось самым надежным послать ворона. Своим выбором Ноах как бы хотел сказать: "Властелин Вселенной! Я знаю, Ты сострадателен, но не нашлось у тебя милосердия к Своим сыновьям, и поступил Ты жестоко, как ворон".
Вполне понятно, с таким напутствием ворон лететь не хотел. Он пожаловался Ноаху: "Твой господин ненавидит меня, и ты ненавидишь меня! Твой господин заявил, чтобы в ковчег взяли только по паре от каждого вида нечистых животных (а я один из них), — а не по семь пар, как от каждого вида чистых. Ты ненавидишь меня, иначе как бы ты мог выслать меня наружу, не опасаясь, что жара или холод сразят меня и я не вернусь? Случись со мной несчастье — и на свете исчезнут все вороны!" Кроме этого, ворон сказал: "Я знаю, почему ты усылаешь меня. Тебе захотелось заполучить мою подругу".
Если бы мы слышали речь ворона, то нашего уха достигло бы только непонятное карканье. Но Ноах знал язык всякой твари и прекрасно понял, что сказал ворон.
— Ты нечестивец! — ответил ему Ноах. — Весь год я не входил даже к своей жене, ибо Ашем запретил сожительство, пока мы находимся в ковчеге. Как же ты можешь подозревать меня в поступке, который запрещен при любых обстоятельствах!
На самом деле ворон потому подозревал Ноаха, что сам был виновен в недозволенных действиях. Ворон был одним из трех существ, которые ослушались повеления Ашема жить в ковчеге отдельно от своих подруг.
Этими тремя согрешившими были собака, ворон и сын Ноаха Хам. Жена Хама родила в ковчеге великана Сихона. В действительности, настоящим отцом Сихона был Шемхазаэль (один из тех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям). Хам вошел к ней, якобы для того, чтобы спасти ее от позора. За это деяние, совершенное в темноте, Хам получил мерой за меру — он вышел из ковчега чернокожим, и у всех его потомков во все времена кожа — тоже черная.
Ноаху было известно о предосудительном поведении ворона. Когда он крикнул ворону: "Ты нечестивец!", в мыслях у него было: "Как раз потому я тебя и выбрал из всех птиц! Во-первых, ты единственный пренебрег наставлениями Ашема. Поэтому я готов пожертвовать тобой, не испытывая к тебе никакого милосердия. Во-вторых, твоя подруга понесла, и, даже если ты погибнешь, твой род сохранится".
Поэтому Ноах не стал слушать жалобы ворона и выгнал его из ковчега. Но ворон и не думал выполнять поручение, а просто принялся кружить над ковчегом.
Сперва Ноах отказывался впустить его обратно, но Ашем велел Ноаху: "Впусти его. Настанет время, когда воронье племя пригодится миру. В будущем вороны понадобятся для того, чтобы в дни засухи доставлять пищу пророку Элияу. Каждый день они будут летать от дворца царя Иеошафата к реке Крис, где будет скрываться пророк, и приносить ему хлеб и мясо с царской кухни". Лишь после этих слов Ноах разрешил ворону снова войти в ковчег.
Прошли новые семь дней. Снова было решено послать вестника выяснить, спала ли вода на земле.
На этот раз Ноах выбрал голубя. Голубь, являясь прямой противоположностью нечистому ворону, славится непорочностью, а также верностью своей подруге. Ноах был уверен, что голубь не станет его упрекать, подобно ворону: дескать, зачем ты посылаешь меня в это опасное предприятие?
Итак, голубь вылетел, но найти сухого места он не смог, ибо вода все еще покрывала землю.
Согласно Торе, путешествие голубя вошло в историю людей, как символ обнадеживающего пророчества. Еврейский народ уподобляется голубю, остальные народы сравниваются с водой. Как голубь не нашел покойного места среди вод, так и евреи не найдут его в изгнании. Как голубь возвратился домой в ковчег, так и сыны Израиля вернутся в будущем на свою землю.
Голубь возвратился в ковчег, и Ноах ждал новые семь дней, прежде чем выпустил его наружу. На сей раз голубь вернулся, держа в клюве лист оливы. Откуда голубь принес этот лист? Разве все растения не были уничтожены Потопом? Раскрылись врата Ган Эден, и именно там нашел голубь этот листок.
В Ган Эден полно восхитительных экзотических растений. Тогда почему голубь не мог найти какой-нибудь лист получше, нежели лист горькой оливы? Принеся Ноаху оливковый лист, голубь тем самым как бы сказал: "Я предпочитаю получать свою пищу из рук Ашема, даже если она так же горька, как плод оливы, а не кормиться у тебя в ковчеге, пусть даже пища здесь слаще меда".
Отсюда мы получаем наглядный урок: следует скорее согласиться на более низкий уровень жизни, нежели принимать подаяние.
После прилета голубя Ноах понял, что где-то появились участки суши, иначе голубь не смог бы долететь до Ган Эден, ведь надо же было где-то отдыхать по дороге.
Ноах подождал еще семь дней и опять выпустил голубя, чтобы определить, стала ли земля годной для жизни, как прежде. На этот раз земля достаточно просохла, и голубь, найдя себе постоянное обиталище, уже не вернулся в ковчег. С ковчега сняли покров, и тут все увидели, что хотя земля освободилась от воды, она все еще походит на болото. Только к двадцать седьмому хешвана земля окончательно высохла.
Ноах все еще оставался внутри ковчега. Он сказал так: "Раз я вошел сюда с позволения Ашема, то и выйду только с Его позволения". Тогда услышал он повеление Ашема: "Выйди из ковчега — ты, твоя жена, твои сыновья и жены твоих сыновей вместе с тобой".
И вот Ноах ступил на твердую почву. Но увы! Как все изменилось за тот год, что он провел в ковчеге. Пред ним предстала необъятная бесплодная пустыня. Ноах зарыдал: "Властелин Вселенной! Твое имя Сострадательный. Почему Ты не пожалел Своих созданий?"
— Глупый пастырь! — ответил ему Ашем. — Разве сейчас время для таких речей? Перед Потопом Я объявил тебе, что уничтожу человеческий род. Тогда тебе следовало молить о милосердии. Но когда ты узнал, что будешь спасен, почему ты пренебрег возможностью вознести мне мольбу за своих собратьев? Как же ты осмеливаешься открывать свой рот теперь?
Из ответа Ашема Ноах понял, что он не оправдал ожиданий и должен исправиться. "Интересно, почему Ашем велел принести в ковчег по семь пар от всех чистых животных, хотя по одной паре вполне было достаточно для выживания их рода? — подумал он. — Он наверняка хотел, чтобы я принес остальных в жертву".
Подумав так, Ноах облачился в Небесные одеяния, сделанные Ашемом еще для Адама и взятые в ковчег. Нарядившись в эти драгоценные одежды, он принес четыре жертвы на месте будущего Храма в Иерусалиме.
— Господин Вселенной, — так молился Ноах, принося жертвы, — я умоляю Тебя никогда больше не посылать потоп на землю.
Ашем остался доволен служением Ноаха, который дал пример для всех грядущих поколений молиться только Ему.
— Никогда больше не прокляну Я землю из-за человека, — ответил Ашем, — и не буду поражать живых тварей, как сделал ныне. Клянусь тебе, что второго Потопа на земле не будет.
Чтобы предотвратить возрождение той греховности, что существовала до Потопа, Ашем отныне изменил условия жизни людей, сделав ее более трудной и хлопотной.
Причиной, лежавшей в основе пороков, которые повлекли за собой Потоп, была беззаботная жизнь, протекавшая в сплошных наслаждениях и позволявшая людям прекрасно существовать, не обращаясь к Ашему. Они никогда не страдали ни от жары, ни от холода, ни от болезней, им неизвестна была трагедия преждевременной смерти, они никогда не испытывали боли, а урожая одного года вполне хватало на сорок лет. В результате, люди решили, что могут обойтись без Всемогущего.
И вот теперь, после Потопа, все изменяется: людям отныне придется помнить о своем Творце и взывать к Нему за помощью. Они будут испытывать трагедию смерти детей и поэтому будут вынуждены обращать свой взор к Небу. Они будут страдать от летнего зноя, от зимней стужи, от болезней, вызванных сменой времен года, — и поэтому смирятся. Из года в год придется им сеять и жать, а раз так, то будут они зависеть от дождя и потому станут молиться своему Творцу.
Р.Шмуэля бар Нахмана стали преследовать головные боли. Он сказал: "Посмотрите, что сделало нам поколение Потопа! Раньше жизнь была совершенной и прекрасной, в ней не было ни боли, ни болезней".
Ашем благословил Ноаха и его сыновей: "Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю! Страх перед вами будет на всяком звере земном, в ваши руки предаются они".
Лишь теперь Ноах получил от Ашема разрешение есть мясо и стал первым человеком, который попробовал его вкус. До Потопа пища людей была исключительно растительной.
Ноах по справедливости заслужил это разрешение, ибо в ковчеге он ухаживал за всеми животными и они выжили только благодаря его заботам.
Впрочем, Ашем ограничил только что дарованное разрешение есть мясо, категорически запретив есть кровь, а также плоть, взятую от живой твари. Эта заповедь составляет седьмой закон для Потомков Ноаха; соблюдать эти законы обязаны все люди без исключения. Она добавлялась к шести законам, которые были заповеданы еще Адаму и перешли от него к Ноаху, чтобы тот передал их всем будущим поколениям.
Одновременно с этим, подобно тому как Он разрешил Ноаху убивать животных, Ашем предостерег его от пролития человеческой крови. Ашем заповедал:
<> Тот, кто совершит самоубийство, будет призван к ответу за пролитие своей крови.
<> Если кто-то совершит преднамеренное убийство, а свидетелей не будет, то Я Сам отомщу за кровь жертвы.
<> Если кто-то совершит убийство случайно и отнесется к этому беспечно, поскольку не будет свидетелей, из-за чего ни один людской суд не сможет отправить его в изгнание, то Я покараю его.
<> Тот, кто намеренно убьет другого человека в присутствии свидетелей, подлежит смертной казни. Эти законы обязательны для всего человечества.
Когда после выхода Ноаха из ковчега Ашем заповедал ему Плодитесь и размножайтесь, Ноах не поспешил выполнять эту заповедь, поскольку боялся, что Ашем, несмотря на Свое обещание, может в будущем снова уничтожить весь мир. Тогда Ашем дал клятву не устраивать больше потопа. Ноах все же не удовольствовался этим и потребовал знамения.
Ашем выполнил просьбу Ноаха. Показав ему на радугу в небе, которой раньше не было, Ашем объявил: "Вот знамение завета! Всякий раз, когда Сатана станет в критический момент обвинять и осуждать человечество, требуя, чтобы дождь превратился в потоп и навлек на мир разрушение, Я посмотрю на радугу и вспомню Свой завет никогда больше не насылать потоп!"
Радуга была предназначена для этой цели еще накануне первого Шабата, во время Шести дней Творения.
Почему символом мира между Ашемом и человечеством была выбрана именно радуга?
Ашем сказал: "Когда Я наслал Потоп, Мой лук был натянут против человека. Радуга своей формой напоминает опрокинутый лук и означает, что "стрелы Небесные" не будут больше посылаться для уничтожения человечества".
С тех пор время от времени радуга появляется на небе, чтобы вновь заверить нас в том, что, несмотря на наши грехи, Ашем не станет нас уничтожать. Ко всему прочему, радуга служит также зловещим напоминанием, что, если бы не завет Ашема, мы понесли бы такое же наказание, что и поколение Ноаха.
В еврейской истории было два периода — во времена царя Хизкияу и Мужей Великого Собрания — когда еврейский народ достигал чрезвычайно высокой ступени праведности. (Во времена Хизкияу даже маленькие дети разбирались во всех тонкостях сложнейших вопросов Закона). Поэтому в эти два периода евреи не нуждались в новых подтверждениях завета, символом которого была радуга. Они были защищены своими достоинствами. Так что радуга на небе в те времена не появлялась.
Не стоит пристально всматриваться в радугу, ведь в ней миру является Шехина Ашема. Когда она повисает между туч, надо бросить на нее быстрый взгляд и прочесть благословение, тем самым напомнив себе, что Ашем, невзирая на наши грехи, обещал не подвергать человечество истреблению. Такое напоминание должно послужить тому, чтобы пробудить в людях мысли о самоисправлении.
До Потопа Ноах проводил время в служении Ашему. Выйдя из ковчега, он счел своей новой задачей вновь возделать опустошенную землю и поэтому целиком отдался сельскому труду. Произошла смена занятий, которая оказалась первым шагом к упадку. В результате Ноах оказался в положении, когда был опозорен, а его отпрыск проклят.
Как это случилось? Ноах захватил в ковчег побеги винограда. И вот теперь, после окончания Потопа, он решил разбить виноградник. Но то было ошибочное решение, ибо сперва надо было посадить пшеницу или какой-нибудь другой злак, важный для выживания человечества.
В тот момент, когда Ноах собирался посадить виноград, появился Сатан.
— Хочешь ли ты, чтоб я помог тебе в этом благородном начинании? — спросил он.
— Да, — ответил Ноах.
Сатан ушел и тут же вернулся с маленьким ягненком в руках. Держа его над виноградной лозой, он заколол его. Во второй раз он возвратился со львом, которого тоже убил, омочив лозу его кровью. Затем Сатан принес обезьяну, заколол ее и снова вылил кровь на лозу. Наконец он пришел со свиньей, убил ее и окропил кровью землю под лозой.
С той поры чрезмерное употребление вина приводит к дьявольским последствиям. Если человек выпьет одну чашу, он станет послушным и мирным, как ягненок. Выпив две чаши, он начнет похваляться, как лев, всеми великими делами, которые, согласно его словам, он совершит в будущем. После трех чаш он пустится в пляс, как обезьяна. После четырех чаш он блюет и валяется в грязи, как свинья.
Ноах обрадовался, заметив, что его лоза растет с чудовищной скоростью. Она расцвела, созрела и дала плоды в тот самый день, в который была посажена. На радостях Ноах собрал ягоды, быстро приготовил вино и тут же его попробовал. После первой чаши он выпил вторую, затем третью, четвертую...
Не надо смотреть на опьянение Ноаха как на пример бытового пьянства. Ноах не был пьяницей. Лучше взглянуть на него, учитывая факт, что земля в тот момент являла собой гнетущую картину жуткого запустения. Только что выжатое вино символизировало возобновление плодородия оправившейся после Потопа земли. Так что не следует удивляться, что охваченный счастьем Ноах не смог ограничиться умеренным количеством пьянящего напитка.
Когда в шатер вошел внук Ноаха Канаан, он обнаружил, что Ноах лежит пьяный и обнаженный. Он побежал сообщить об этом своему отцу Хаму, который, услышав эту новость, явился поглазеть на своего отца и поступил с ним самым отвратительным образом — он кастрировал Ноаха. Мотивом этого жуткого поступка было желание не дать Ноаху породить четвертого сына, который получил бы свою долю при наследовании земли. Хам вышел и с издевкой сообщил своим братьям: "У Адама было только два сына, и один из них убил другого, чтобы унаследовать землю. А у этого сыновей трое, и он явно хочет четвертого!"
Поведение Хама шокировало обоих его братьев. Шем принес одежду, чтобы покрыть наготу своего отца, а Иефет помогал ему. Они вошли в шатер пятясь, закрыв лицо руками, и укрыли Ноаха, ни разу при этом не взглянув на его голое тело.
Все сыновья Ноаха получили мера за меру. Потомкам Шема — евреям — был дарован талит (т.е. одеяние с цицит), чтобы им покрываться. Сыны Иефета получили обещание, что им будет предоставлено почетное место для захоронения в Эрец Исраэль, ибо сказано (Иехезкель 39:11): "Дам Гогу (потомкам Иефета) место, подходящее для могилы".
А Хаму Ашем сказал так: "Ты презрел своего отца, и потому Я клянусь, что тебе воздается той же монетой: "уведет ассирийский царь пленников из Египта и изгнанников из страны Куш (и Египет, и Куш были заселены потомками Хама), молодых и старых, нагими и босыми и с непокрытыми чреслами в посрамление Египту". (Иешаяу 20:4)
Как только Ноах, пробудившись от опьянения, понял, что с ним сделал его недостойный сын Хам, он тут же проклял его: "В наказание за то, что ты помешал мне породить четвертого сына, будет проклят твой четвертый сын Канаан! Раз ты не дал появиться на свет еще одному моему сыну, который бы служил мне, то твой четвертый сын станет рабом в услужении у остальных братьев!"
Но почему Ноах проклял не самого Хама, а лишь его сына? Да потому что Ашем уже благословил Ноаха и его сыновей, а раз так, то и Хам получил благословение Ашема. Ведь проклятие человека — ничто по сравнению с благословением Всевышнего.
В свое время африканцы представили в суд Александра Великого обвинение против евреев. "Земля Канаана принадлежит нам, — утверждали они. — Эта страна потому носит такое имя, что некогда была владением нашего праотца Канаана, евреи же отобрали ее".
На это серьезное обвинение надо было дать ответ. Один человек по имени Гевиа бен Песиса пришел к мудрецам и сказал: "Прошу вас, разрешите мне явиться в суд Александра. Если победит противная сторона, вы сможете сказать: "Нашим представителем был человек из простонародья". Если выиграю я, то скажете им, что победителем оказалась Тора".
Мудрецы согласились.
Гевиа спросил африканцев в присутствии Александра: "На чем основано ваше заявление?"
— На Писании, — ответили они.
— Раз так, — сказал Гевиа, — то и я опровергну ваши слова с помощью Писания. Сказано так (9:25): "Он (Ноах) сказал: "Проклят Канаан, рабом рабов да будет он у своих братьев". А теперь скажите, если раб приобретает что-либо, то разве его собственность не принадлежит его господину? Более того, раб и сам принадлежит своему господину. Не только земля Канаана действительно принадлежит нам, но, бесспорно, и вы сами являетесь нашей собственностью. Так почему вы уклоняетесь от служения нам?!"
— Дайте ему ответ, — приказал Александр, повернувшись к африканцам.
— Предоставь нам три дня на обдумывание этого вопроса, — попросили африканцы. Не найдя обоснованных возражений, они позорно бежали.
Этот случай приключился в Эрец Исраэлъ в год шмита, последний год семилетия, когда еврейские поля стояли незасеянными. Африканцы отказались от своей собственности, и весь урожай достался евреям.
Предвидя, что еврейский народ произойдет от Шема, Ноах благословил его. "Благословен будь, Б-г Шема! — воскликнул он. — Шехина (Б-жественное присутствие) явит себя только среди потомков Шема, среди сынов Израиля.
Обратившись к Иефету, Ноах пророчески благословил и его: "Да умножит Ашем Иефета! Один из его потомков, персидский царь Кореш (Кир) построит Второй Храм. Однако Шехина не станет обитать в нем, а пребудет только в Первом Храме, построенном царем Шломо".
Рассказ об опьянении Ноаха — это одно из тех мест в Торе, которые, подобно главе о назире, служат предостережением против употребления вина. (Назир — человек, полностью посвятивший себя на время служению Ашему и обязавшийся, кроме прочего, не прикасаться к вину). На языке наших мудрецов вино означает удовольствие. (Так, о наслаждении человека, узревшего Шехину, говорится как об угощении вином, оставшимся от винограда Шести дней Творения). Тот, кто проводит жизнь в поисках обычного вина, в упадке закончит свои дни.
Ноах дожил до того времени, когда трое его сыновей дали начало семидесяти народам и мир вернулся в прежнее жалкое состояние. Ноах все еще жил, когда пришло Поколение Рассеяния. Его застал даже Авраам Авину, которому Ноах передал из первых рук сведения о Потопе.
Сын Хама Куш породил сына, который позже стал известен как "подлый Нимрод".
На самом деле Нимрода знают под тремя именами. Его называли Куш, как и отца, — из-за его черного цвета кожи. Его также именовали Амрафель, что означает "тот, кто велел бросить Авраама в котел". Но все же наиболее известен он под именем Нимрод, которое очень четко описывает его сущность: "Тот, кто заставлял всех восставать против Ашема".
Своим бойким языком Нимрод убеждал людей совершать служение идолам. Он был первым, кто воспользовался разрешением есть мясо животных. (Ноах лишь попробовал его вкус). На охоту Нимрод выходил, вооружившись копьем, луком и стрелами. Очень быстро о нем распространилась слава как о несравненном охотнике, чья рука поражает цель, и он стал, что называется, притчей во языцех. Однако истинный ключ к его охотничьим успехам был тщательно скрыт от всех. Когда Ноах вышел из ковчега, то вместе со всем своим бережно сохраненным имуществом он вынес драгоценные Небесные одеяния, изготовленные Ашемом для Адама. Ноахов сын Хам украл их и тайно передал своему любимцу Кушу, который, в свою очередь, завещал их Нимроду, любимейшему из сыновей. Эти одеяния наделяли носившего их человека способностью подчинять своей воле всех животных. Каждый раз, когда Нимрод, облаченный в адамовы одеяния, натягивал лук, звери падали замертво. Но современники Нимрода приписывали успехи исключительно его силе и умению.
В день, когда Нимроду исполнилось сорок лет, между его родственниками (потомками Хама) и потомками Иефета разразилась война. Нимрод собрал большое войско из племени Куша и, встав во главе его, отправился на битву. Победа была за Нимродом, он захватил большое число пленников, обратил их в рабство и вернулся домой.
По возвращении Нимрода его братья и друзья созвали собрание и короновали его своим царем. Позже Нимрод объявил свою власть Б-жественной и приказал подданным падать перед ним ниц.
Поколению Нимрода была известна история Потопа, и они жили в страхе, что подобное событие может повториться. Поэтому они искали такое место, где все люди могли бы поселиться в полной безопасности. В конце концов они нашли долину в земле Вавилонской, достаточно большую, чтобы вместить их всех. Ашем предоставил им такую возможность для того, чтобы в дальнейшем они не могли заявить: "Если бы только мы могли жить все вместе в одном месте, Ашем был бы бессилен против нас".
Итак, люди венчали Нимрода на царствование, и, так как все они поселились в Вавилоне, он фактически стал правителем всего населения Земли.
В истории известны имена десяти царей, владения которых включали в себя весь мир:
<> Первый из них — Ашем, Который есть Начало всех начал, Который правит Небом и землей и Который решил поставить царей на земле.
<> Вторым был Нимрод, ибо сказано (10:10): "Начальным царством его был Вавилон", где обосновалось тогда все население мира.
<> Третьим был Йосеф, ибо сказано (41:57): "Изо всякой земли приходили в Египет". Семилетний голод поразил весь мир, и все зависели от хлеба, который давал им Йосеф.
<> Четвертым был царь Шломо, ибо сказано (Мелахим 15:24): "Он владычествовал над всею землею по эту сторону реки" и т.д.
<> Пятым был царь Ахав. К нему относились слова Овадьи (Мелахим I 18:10): "Клянусь, нет ни одного народа, куда бы ни посылал мой государь (Ахав) искать тебя".
<> Шестым был Навухаднецар, ибо сказано (Даниэль 2:38): "И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми".
<> Седьмым был Кореш, ибо сказано (Эзра 1:2): 'Так говорит Кореш (Кир), царь персидский: "Все царства земли дал мне Ашем, Б-г небесный".
<> Восьмым был Александр Великий, ибо сказано (Даниэль 8:5): "И вот, с запада прошел козел по лицу всей земли".
<> Девятый — это Машиах, о котором сказано (Теилим 72:8): "Владения его будут от моря до моря и от реки до концов земли".
<> В конце всей истории владычество над всей землею опять возьмет ее истинный Г-сподь. Он, бывший Первым, будет и ее Окончательным Владыкой. Как сказано: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Б-га" (Иешаяу 44:6). И еще сказано: "И станет Ашем Царем над всей землею" (Зехарьяу 14:9).
Нимрод предложил людям: "Давайте построим большой город, где сможем жить все вместе. И возведем в нем очень высокую башню". Подданные с восторгом приняли его предложение. Мицраим сказал Кушу, Куш — Путу, а Пут — Канаану: "Построим-ка башню такую высокую, что она достанет Неба, и создадим себе имя. Иначе случится еще один потоп и рассеет нас по свету".
Как могли они в самом деле верить, что башня спасет их от второго потопа? Разве предшествующие поколения не рассказали им, не научили их, что все попытки уклониться от карающей десницы Ашема тщетны. Разве не этому учит Потоп?
"Не знали и не разумели они, ибо глаза их были закрыты, чтоб не могли видеть, а сердца глухи — чтоб не смогли понять" (Иешаяу 44:18).
Если подвесить к потолку кусок специальной липкой бумаги, то привлеченные ее запахом к нему полетят мухи. Первая муха приклеится к нему и погибнет, вторая муха приклеится к нему и погибнет, третья муха приклеится к нему и тоже погибнет. Ни вторая муха ничему не научится от первой, ни третья — от второй.
Таковы и злодеи. Первый, достигнув величия, падает, но его конец никогда не служит уроком второму, а за счет второго никогда не становится мудрее третий.
Хотя люди поколения Эноша, занимавшиеся идолопоклонством, получили в наказание первый, отнюдь не всеобщий потоп, при котором погибла треть человечества, следующее поколение и не подумало извлечь из этого урок: они восстали на Ашема и были уничтожены гигантским, всемирным Потопом. Теперь выросло новое поколение (Поколение Рассеяния), и его тоже ничему не научили события прошлого.
Однако, в то время как все они были единодушны насчет необходимости построить башню, их мнения о цели ее возведения были различными.
Часть народа думала так: "В случае нового потопа мы залезем на вершину башни, и вода нас не достанет". Другая группа — те, кто говорили: "Мы создадим себе имя", — собиралась устроить на верху башни место для собраний, чтобы поклоняться там идолам и тем спастись от любой катастрофы. Третьи утверждали: "Несправедливо, что Ашем один господствует над верхними сферами, ограничив наши владения нижним миром. На вершине башни мы установим идола, вложим в его руки меч и покажем Ашему, что против Него объявляется война!"
Таким образом, все перечисленные категории людей собирались восстать на Ашема. Но были еще и такие, гораздо более нечестивые, которые вообще отрицали Его существование. Для каждого события во Вселенной они находили рациональное объяснение; они растолковали, что Потоп, если исследовать его научно, был нечем иным, как обычным явлением природы. Они утверждали: "Раз в каждые 1656 лет (время, отделявшее Потоп от Сотворения) небеса сотрясаются, вызывая тем самым водоизвержение. Чтобы не дать небесам обрушиться снова, мы должны принять предохранительные меры, возведя подпоры Небу — одну на севере, одну на юге и одну на западе. Но самой первой опорой будет наша башня на востоке, в долине Вавилонской".
Хотя раньше люди собирались построить сначала город, они не стали выполнять этот план, а сразу сосредоточили свои усилия на башне.
Построение башни было гигантским предприятием. Так как в земле Вавилона не было камня, люди изобрели новый строительный материал: она обжигали глину в печи и полученные кирпичи использовали вместо камней.
Ашем позволил им добиться значительных успехов, чтобы потом они не заявили: "Если б Он дал нам достаточно времени на построение башни, мы бы смогли превзойти Его". Кирпичи изготовлялись как будто сами собой: когда люди клали в кладку один кирпич, они обнаруживали в стене два кирпича, когда они клали два, то в стене появлялось четыре.
Башня росла и росла и вскоре стала такой высокой, что требовался год, чтобы взобраться на ее вершину. На башню вели две широкие лестницы, одна с восточной и одна с западной стороны. Та, что была с востока, использовалась для подъема грузов, а та, что с запада — для спуска людей. Приходилось все время сновать вверх и вниз, чтобы доставлять строительные материалы.
Строители были настолько фанатичны в своем желании закончить башню, что когда какой-нибудь кирпич падал вниз и разбивался, они причитали: "Как трудно будет заменить его". Однако, если человек срывался вниз и убивался насмерть, никто даже не смотрел на него.
Однажды мимо места, где строилась башня, проходил человек по имени Аврам бен Терах. К тому времени ему исполнилось сорок восемь лет, и он был хорошо известен тем, что противился возведению башни. Еще раньше, когда к нему пришли и пригласили: "Присоединяйся к нам строить башню, ибо ты сильный мужчина и будешь весьма полезен", он отказался, заявив: "Вы отреклись от Ашема, Который и есть Башня, и решили заменить Его башней, сложенной из кирпичей!"
Так вот, однажды Аврам шел мимо и, заметив высоко в небе строителей, проклял их именем Ашема (Теилим 55:10): "Расстрой, о Г-споди, и раздели языки их!"
Аврамово проклятие никто не принял всерьез. Строители лишь посмеялись в ответ: "Посмотрите на этого бесплодного мула. У него нет даже детей" .
Поскольку Аврам пытался убедить людей поверить в Ашема, то они и заявляли ему в ответ, что он бездетен, тем самым как бы ставя под сомнение его правоту: ведь если Ашем не вознаграждает Своих приверженцев, то или Он не так добр, или Его вообще нет...
Еще трое людей, кроме Аврама, чурались участия в возведении башни — Ноах, его сын Шем и правнук последнего Эвер. Шем бранил остальных своих детей и внуков за участие в этом строительстве: "Против кого вы хотите сражаться? Против Того, Кто создал верхний и нижний миры?"
Но никто не принял к сердцу его упреки, кроме одного из сыновей — Ашура. Услышав увещания отца, он отстранился от строительства, сказав: "Как я могу жить вместе с этими нечестивцами?" Впоследствии он вовсе покинул страну и поселился в безлюдном месте, далеко за пределами Вавилона. "Клянусь тебе, — сказал ему Ашем, — что за это Я дам тебе четыре города". И действительно, Ашур построил четыре города и среди них большой город Ниневию.
В конце концов Ашем "спустился" на землю вместе с семьюдесятью ангелами и стал вершить суд над тем поколением.
Ашем решил так: "Я дам им последний шанс совершить тшуву (исправиться, раскаяться). Если они воспользуются этой возможностью, то, хоть и не заслуживают прощения, получат его, поскольку по крайней мере одно хорошее дело за ними числится: между ними царят мир и согласие".
Как известно, никто из того поколения к Ашему не вернулся, т.е. не исправился. В результате они получили то, что заслужили. Причем каждый понес наказание, которое соответствовало тяжести его прегрешения.
<> Те, кто говорили: "Давайте подымемся наверх и станем на вершине башни, чтобы обезопасить себя от средующего потопа", были рассеяны по всему свету. Каждый из них был возвращен в ту страну, из которой был родом.
<> Те, кто говорили: "Сделаем башню, чтобы вести войну против Ашема", были превращены в обезьян, духов и демонов.
<> Наказанием для тех, кто собирался сделать башню центром идолопоклонства, стало смешение их языков. Ашем сказал: "Это нечестивое предприятие могли затеять только люди с общим для всех языком. Отныне они будут отделены друг от друга непониманием. Пусть говорят на разных языках".
Представьте себе, как были удивлены те люди, когда однажды утром вдруг обнаружили, что не могут говорить друг с другом на лашон акодеш и что они почему-то разговаривают на семидесяти разных языках. Языковое смешение произошло мгновенно. Люди обращались друг к другу, но не понимали ни слова.
Один говорил: "Дай воды!" Другой вместо этого протягивал ему глину. Один просил: "Дай мне веревку!" Но получал пилу. Известен случай, когда человек, получив пилу вместо веревки, ударил непонявшего его и убил. Начались жуткие раздоры и суматоха. Все взялись за мечи и принялись убивать своих друзей. Так погибла половина человечества.
Какая же участь постигла башню? Нижнюю ее часть поглотила земля, верхняя была сожжена, а средняя осталась стоять на земле.
Чтобы дать представление о гигантской высоте той башни, достаточно сказать, что даже сохранившаяся после ее разрушения часть была так высока, что пальмовые деревья у ее подножия казались сверху крошечными травинками размером с мелких кузнечиков.
Воистину — как великолепен мир и как отвратительны раздоры! Люди поколения Потопа ненавидели друг друга, в результате от них не осталось никакого следа. Поколение Рассеяния, несмотря на всю свою греховность, все же жило в согласии, люди относились дружелюбно друг к другу, — и потому они выжили!
Ежедневные царские дела были сделаны, и царь прогуливался по берегу моря. Но тут, увы, сверкающий драгоценный камень, украшавший его корону, выпал из оправы и исчез в песке. Немедленно были призваны слуги. Они пришли, снаряженные граблями, черпаками и ситами, чтобы перерыть весь песок в поисках пропажи. В первой дюне ничего не нашли. Ничего не нашли и во второй дюне. Так они и шли — дюна за дюной, пока не обнаружили камень. Тут же по всему государству было объявлено: "Царь нашел свою драгоценность"!
Ашем искал великого праведника, который мог бы стать праотцом Б-гобоязненного народа. Род Хама был отброшен сразу. Ничего не обнаружилось и в роду Иефета. Наконец, Ашем нашел то, что искал, в роду Шема. Для этого Ашему пришлось ждать десять поколений. Вот они:
1. Арпахшад
2. Эр
3. Шел ах
4. Эвер
5. Пелег
6. Реу
7. Серуг
8. Нахор
9. Терах
10. Авраам
Зачем перечислены в Торе эти десять поколений? Ашем хочет показать нам, что Он тщательно просеивал "песок" и только в конце нашел Свою "драгоценность" — Авраама. " И Ты нашел сердце его верным пред Тобою!" (Нехемья 9:8).
Для этих десяти поколений (как впрочем и для всех остальных) ничего не было заранее предопределено. Они были свободны в своем выборе и могли стать великими. Царь из нашей притчи не мог найти жемчужину сразу, ему пришлось тратить время на поиски. То же самое и Ашем. Он ждал великого человека, который сам выдвинулся бы из этих поколений. Авраам оказался единственным, кто возвысился в то время над остальным человечеством.
Однако можно спросить: если породить Авраама было назначением всех живших до него поколений, начиная с Адама, то почему бы Ашему не начать было прямо с Авраама, поставив его на место Адама?
Ашем сказал: "Авраама следовало создать раньше Адама. Но если бы Авраам совершил адамов грех, то ни один другой человек не оказался бы достаточно великим, чтобы исправить его ошибку. Я сотворил вначале Адама, зная, что он согрешит, после чего придет Авраам и исправит его ошибку".
Своим прегрешением Адам и Хава заставили Шехину удалиться на Небо, но Авраам вернул ее на землю. Если Адам принес в мир смерть, то Авраам своим гостеприимством приводил людей под крылья Шехины и этим даровал миру жизнь.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?