Темы: Вода, Благословения на еду, Ханука, Праздники, Заповеди, Хала, Еда, Хлеб, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХочу побаловать гостей домашними суфганиёт. Нужно ли отделять от них халу? И какое благословение говорят на суфганийот? N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. От теста для суфганиёт (ханукальных пончиков) необходимо отделить халу. И на суфганиёт произносят благословение «Борэ минэй мезонот»[i].
Давайте разберем эти законы подробнее. Приготовление хлеба состоит из двух основных стадий: 1. замешивание теста и 2. выпечка теста. Когда присутствуют оба этих процесса, от теста необходимо отделить халу. А перед тем, как есть хлеб, произносят благословение «А-Моци»[ii].
Нужно ли отделять халу от теста для суфганиёт?
Существует спор ришоним («ранних комментаторов»[iii]), есть ли обязанность отделять халу от хлебного теста, которое не собираются печь обычным способом, а собираются сварить в воде или масле.
Согласно первому мнению, поскольку тесто не будут печь, что является обычным способом приготовления хлеба, то нет и обязанности отделять халу. Ведь конечный продукт — не обычный хлеб (Раш[iv], Рамбам[v] 6:13).
По второму мнению, обязанность отделять халу входит в силу с момента замешивания теста, поэтому от хлебного теста надо отделять халу, даже если потом его намереваются не печь, а варить (Рабейну Там[vi]).
Шульхан Арух[vii] (Йорэ Дэа 329:3) устанавливает закон в соответствии с первых мнением. Однако Шах[viii] (Йорэ Дэа 329:4) говорит, что поскольку многие ришоним придерживаются второго мнения, то следует устрожить соблюдение этого закона: от теста, которое собираются варить в воде или масле, надо также отделить халу, но — без благословения.
Это постановление имеет значение и для нашего вопроса о суфганиёт. Поскольку замешанное тесто собираются варить в глубоком масле, необходимо устрожить соблюдение закона и отделить халу без благословения.
Благословение на суфганиёт
Подобный спор существует и о благословении, которое произносят перед тем, как есть суфганиёт.
Согласно первому мнению, если обычное хлебное тесто сварили в воде или масле, то оно перестает быть хлебом и теряет «хлебное» благословение «А-Моци». И теперь на изделия из него следует произносить благословение «Борэ минэй мезонот». По второму мнению, если замесили обычное тесто, то на изделия из него надо произносить благословение «А-Моци» даже после того, как его сварили в масле или воде.
Шульхан Арух (Орах Хаим 168:13) говорит, что закон устанавливается в соответствии с первым мнением. Однако богобоязненные люди учитывают устрожающее мнение и не едят изделия из теста, которое было сварено в воде или масле, отдельно, а только во время трапезы с обычным хлебом. В таком случае благословение на хлеб относится в том числе и к изделиям из сваренного теста и на них не надо произносить отдельное благословение.
Соответственно, строго по букве закона на наши суфганиёт, которые варятся в глубоком масле, надо произносить благословение «Мезонот».
Более того, даже самые богобоязненные люди не обязаны «устрожать» и есть суфганиёт только во время трапезы с хлебом. По нескольким причинам:
1. Есть мнение, что вышеприведенный спор относится только к случаю, когда тесто варили в воде, а если его сварили в глубоком масле, то благословение — «мезонот».
2. Есть мнение, что даже если масло, в котором варили пончики, не чувствуется во всём пончике, когда его едят, достаточно, чтобы оно хорошо чувствовалось в покрывающей его поджаристой корочке, как это бывает в обычных суфганиёт.
3. Есть мнение, что если в суфганиёт много начинки, например, джема, то они перестают быть «хлебом» и на них следует произносить благословение «Мезонот».
4. Можно также рассматривать сахарную пудру или глазурь как «начинку», тогда пончики перестают быть «хлебом» и на них следует произносить благословение «Мезонот».
5. Если тесто замешано не на одной воде, а с добавлением масла, сахара и других ингредиентов, то это тоже уже не хлеб и на изделия из такого теста произносят благословение «Мезонот».
Итак, строго по букве закона, как было сказано, на пончики надо произносить благословение «Мезонот». А если добавить вышеприведенные аргументы, то можно сказать, что даже богобоязненные люди не должны «устрожать» и могут изначально произносить благословение «Борэ минэй мезонот» перед тем, как есть пончики.
Приятного аппетита и — веселой Хануки.
С уважением, Яков Шуб
[i] БОРУХ АТО АДОЙ-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС
[ii] БОРУХ АТО АДОЙ-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ.
[iii]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[iv] Раби Шимшон бар-Авраам из Шанца (Раш; умер в 4995 / 1235, Франция, Эрец-Исраэль) — один из величайших авторов комментария Тосафот. В юности изучал Тору у Рабейну Тама, однако ближайшим его наставником был Ри А-Закен. Возглавлял ешиву в г. Сансе (Шанце), расположенном к югу от Парижа. Раби Шимшон написал Тосафот (Дополнения) к большинству трактатов Талмуда — их обычно называют Тосафот Шанц.
[v] Рамбам (раби Моше бар-Маймон, Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[vi] Раби Яаков бар-Меир (Рабейну Там; ок. 4860-4931 /ок.1100-1171) — глава поколения мудрецов Франции, величайший из баалей Тосафот (авторов комментария Тосафот).
[vii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все аспекты повседневной жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).
[viii] Раби Шабтай бар-Меир а-Коэн (Шах; 5382-5423 / 1622-1663, Вильно, Прага, Гольшау в Моравии) — выдающийся законоучитель, автор знаменитого комментария к Шульхан Аруху — «Сифтэй Коэн». Этот комментарий и сегодня служит одним из самых авторитетных законодательных источников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Бенцион Зильбер
И на каком этапе печения?
Рав Яков Шуб
Можно ли кастрюлю с такой пищей ставить на плату и снимать с платы в субботу?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Рав Яков Шуб
Что делать с маслом и фитилями, которые остались после зажигания свечей?
Рав Моше Сытин
Раввин Моше Сытин отвечает на вопросы: зачем было нужно чудо с кувшинчиком масла? Что случилось бы, если бы Менору зажгли неделей позже? Война Маккавеев была гражданской? Что плохого в греческой культуре? Откуда греки знали, что именно надо запретить евре
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Яков Шуб
Лампочка — это огонь?
Рав Нахум Шатхин
Рав Нахум Шатхин отвечает на вопросы: кто принял решение о праздновании Хануки во всех поколениях? Почему адмор из Динова посвятил Хануке целый том — столько же, сколько всем остальным праздникам? Почему Иссахар и его потомки находились на таком высоком д
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: на каком уровне мы выполняем заповедь о ханукальных свечах? Почему в этом случае Талмуд точно определяет, каким должно быть самое лучшее, красивое выполнение? Зачем понадобилось чудо с маслом? Как строить отношения с Твор
Рав Менахем Эпель
Почему Ханука уподоблена Суккоту? Как жертвоприношения Суккота связаны с Ханукой? Почему каждый день приносили в жертву на одного быка меньше? Святость не убавляют? Праздники, установленные мудрецами, — отражение праздников Торы?