Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Тема

Вода

Вода питает всё живое, она текуча и бесформенна. С водой мудрецы сравнивают Тору, ведь Тора, как и вода, — источник жизни. Воды микве и вода для омовения рук призваны приносить не физическое очищение, а духовное.

Оглавление

Текучая и ненадежная [↑]

С тем фактом, что без воды нет жизни, вряд ли кто-то поспорит. Вода занимает гораздо большую поверхность земного шара, чем суша; тело человека состоит примерно на 60% из воды; вода необходима всему органическому миру.

Похоже, что для евреев вода имеет еще большее значение, чем для всех остальных жителей земли, ведь с водой Мидраш неоднократно сравнивает Тору, причем в самом всеобъемлющем смысле этого понятия!

Уже в первых стихах Торы (Берешит 1:2) говорится: «Земля была пуста и не устроена; тьма — над бездной, а дух Б-га парит над водой». На второй день «верхние воды» были отделены от «нижних вод». Наконец, на третий день воды были собраны в моря, в результате чего образовалась суша.

Одним из самых очевидных физических свойств обыкновенной воды является ее бесформенность, текучесть. В некотором смысле вода представляет собой воплощение самой идеи текучести, способности изменяться. Если бы существовали только твердые вещества, в мире не было бы вообще никаких изменений. Мир выглядел бы как набор мертвых тел.

Про Ган Эден говорится, что он был «наполнен водой» как в духовном, так и физическом смысле, то есть Ган Эден был той средой, где человек мог развиваться в сторону осуществления замысла Творца.

Обратная сторона текучести — нестабильность, ненадежность. В одном из благословений, сказанных умирающим Яаковом своим сыновьям, читаем (Берешит 49:4): «Стремительный (неспокойный), как вода».

Вода всегда стекает туда, где ниже. Так же и Тора: чем более человек высокомерен, тем дальше она уходит от него; чем более скромен — тем ближе к нему приходит Тора, «спускаясь» к нему. Самым скромным из людей, как известно, был человек, удостоившийся записать Тору для еврейского народа: Моше-рабейну.

Вода в пустыне [↑]

Моше-рабейну повел евреев получать Тору в пустыне, то есть в таком месте, где самое ценное — это вода, напиток, не имеющий вкуса. Напиток, совершенно необходимый испытывающему жажду — и не такой привлекательный для того, кто пить не хочет.

Именно в пустыне евреи смогли оценить значение Торы, которая сравнивается с водой. В самом начале своего долгого похода евреи остались без воды. В Торе об этом написано: «…и шли они три дня по пустыне, и не находили воды» (Шмот, гл. 15, ст. 22). А когда достигли места под названием Мара, воду обнаружили, но — горькую.

Если бы люди действительно изнывали от жажды, они бы и горькую воду стали пить, но они хотели найти воду, чтобы вновь почувствовать Присутствие Вс-вышнего. Вода — источник жизни. Оставшись без воды, человек теряет жизнеспособность и погибает. Однако истинный Источник жизни — Творец. Он спускает в наш мир души, облекая их в тела и постоянно поддерживает жизнедеятельность людей потоками энергии.

Моше бросил тогда в горькую воду кусок дерева — и вода стала сладкой. Учат наши мудрецы, что дерево это было — Древо Жизни, то есть — Тора, которую Вс-вышний дал сынам Израиля на горе Синай. И тогда люди осознали, что без Торы «вода будет горькой», то есть жизнь без Торы — лишена смысла.

Воды миквы [↑]

С водой связано множество еврейских законов: омовение рук, погружение в микву, кошерование посуды, выпечка мацы. Понимание духовных корней физического вещества H2O открывает нам и смысл этих законов.

Первым этапом посвящения Аарона с сыновьями в сан коэнов было их погружение в микву — путем такого погружения достигалось не очищение, а изменение статуса, переход на более высокую ступень.

Во времена Храма, вступая в Святая Святых, первосвященник тоже поднимался на новый уровень, отличный от того, на котором он пребывал до этого, что и давало ему право войти внутрь святыни. Само же изменение статуса, или духовного уровня, достигалось путем погружения в микву.

Погружение в воды миквы в наши дни имеет тот же смысл: оно переводит человека из состояния таме (духовно нечистый) в состояние таор (духовно чистый).

Особенно ярко мы видим, как вода меняет человека, когда он принимает еврейство. Мало того, что только после окунания он становится евреем. Тут происходит еще одна метаморфоза: «Новообращенный, пришедший в объятия иудаизма, подобен только что родившемуся ребенку» (Евамот 22а), то есть совершенно чистому от всякой скверны — как физической, так и духовной.

И если мы вновь обратимся к главным свойствам воды — текучести и изменчивости, — нам откроется: окунаясь в микву, человек тем самым духовно погружается в главный источник всякого изменения, и его «я» как бы растворяется в нем, исчезает. Выходящий из миквы человек находится в состоянии полного обновления. О нем можно сказать, что он заново родился.

Непостоянство воды означает также, что всякое зло можно исправить и всякий грех простить. Раскаянием можно смыть с себя любой грех, а поэтому вода тесно связана с идеей духовного очищения.

Чистые руки? [↑]

Как известно, по еврейскому Закону, перед тем, как приступить к трапезе с хлебом, сперва нужно омыть руки, то есть сделать нетилат ядаим. К гигиенической процедуре мытья рук это не имеет отношения — к моменту омовения руки уже должны быть чисты!

Первое постановление, обязывающее совершать омовение рук, было принято еще царем Шломо, и тогда речь шла о том, чтобы совершать омовение рук перед тем, как приступить к трапезе, на которой ели кодашим, то есть те части приношения, которые не сжигались на жертвеннике. Обряд нетилат ядаим использует не физическое свойство воды смывать грязь, а духовное ее свойство — очищать от тумы, духовной нечистоты.

Позже мудрецы Гилель и Шамай расширили рамки действия этого постановления, распространив его также на труму, злаковые приношения, которые каждый земледелец должен был отделить от собранного урожая в пользу коэнов.

Поэтому и в наши дни, приступая к трапезе, мы не просто моем руки водой, но приближаем свое духовное состояние к состоянию коэнов, которые в духовной чистоте собираются есть от приношения трумы.

Празднество водочерпания [↑]

Один раз в году, в течение семи дней праздника Сукот, в Храме на жертвенник, помимо вина, возливали воду.

На вершине жертвенника стояли две серебряные чаши. Коэн наливал три лога вина в одну чашу и три лога воды — в другую, брал в правую руку чашу с вином, а в левую — чашу с водой и совершал оба возлияния в юго-западном углу жертвенника. Вино и вода равномерно вытекали из обеих чаш, стекали к основанию жертвенника и далее — в полость, уходившую далеко в глубь земли. Это возлияние называлось «возлиянием вод».

Наши мудрецы учат: «Кто не видел “празднества водочерпания” — тот не знал настоящей радости в жизни». В эти дни в Храме самые уважаемые люди, не боясь уронить свою честь, плясали и веселились, чтобы оказать почет Вс-вышнему. Объясняя нам это веселье, мудрецов указывают на духовные свойства воды как источника жизни: самое счастливое мгновение в жизни человека — это мгновение, когда он прикасается к своим истокам.

Смысл жизни народа Израиля в том, чтобы вновь приникнуть к Источнику вечной жизни. Сыны Израиля знают, что их жизнь и благополучие находятся в руках Вс-вышнего — всё исходит от Него. И вода — тот самый символ-проводник, который дает нам возможность почувствовать это: текучая и непостоянная, безвкусная и бесформенная, горькая без Торы, а с Торой — сладкая, очищающая физически и духовно, утоляющая жажду тела и жажду души!

Выводить материалы