Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не сближайся с нечестивцем?

Темы: Пиркей Авот, Ноах, Наши родители, Почитание родителей, Эйсав, Нерелигиозные родители, Бааль Тшува

Отложить Отложено

Я баалат тшува (пришла к соблюдению еврейской Традиции). Часть моей семьи не религиозная. Особенно — моя пожилая мама, воспитанная на советском атеизме.

Я изучаю сейчас, с Б-жьей помощью, Пиркей Авот[i], и меня очень обеспокоило, то о чем говорит мишна 7 в главе 1: «не сближайся с нечестивцем». Как быть с близкими людьми? Заранее спасибо, Эстер


[i]Пиркей Авот («Поучения отцов») — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Нэзикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны. Основное содержание трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте, уважаемая Эстер,

По Вашему вопросу понятно, что Вы ответственный человек, который подходит к жизни и ко всем словам наших мудрецов со всей необходимой серьёзностью. Мишна в Пиркей Авот (1-7) гласит: «Нитай из Арбеля говорит: “Сторонись плохого соседа, и не води дружбу с грешником, и не будь самоуверен, (надеясь) избежать наказания”».

Действительно, из мишны, по всей видимости, следует, что необходимо максимально отдаляться от людей, которые могут свести нас с правильного пути, плохо повлиять на нас.

Но хочу обратить Ваше внимание на то, как великие люди поступают сами — и что они предписывают нам. Во-первых, многие праведники общаются с «грешниками» и не уклоняются от такого общения. Во-вторых, все большие раввины поддерживают организации, которые приближают евреев, еще не соблюдающих Традицию, к Торе. А это включает в себя сближение с такими «грешниками», более того, такие учителя, раввины сами инициируют контакт.

Сказано, что к Яакову Авину (нашему праотцу) была «претензия» Свыше за то, что не отдал свою дочь Дину в жёны Эйсаву: ведь с Диной Эйсав мог измениться, исправиться. И Ноаху вменяется в вину, что он не так уж старался привести грешников своего поколения к раскаянию, в отличие от Авраама.

Так как же можно повлиять на других, не сближаясь с ними?

Ответ можно найти в самих словах Нитая из Арбеля. Он сказал дословно «не присоединяйся к грешнику» (אל תתחבר לרשע), т.е. не присоединяйся к нему на его пути, а, наоборот, пусть он присоединится к тебе на твоем пути. Если грешник хочет присоединиться к тебе, учиться у тебя, открой ему дверь и поведи твоим путем. Сделай так, чтобы тебе на него влиять, а не наоборот!

Поэтому Нитай из Арбеля не сказал «сторонись грешника», как он сказал о плохом соседе. Грешника важно приближать, только следить за тем, чтобы самому не пойти за ним и его путями.

Так что из мишны не следует, что Вам нельзя поддерживать теплые отношения с мамой. Наоборот, общаясь с ней, Вы выполняете очень важную заповедь — почитания родителей, заботы о них! Только следите за тем, чтобы она не повлияла на Вас. Хотя из вопроса видно, что этого и не происходит. Может, даже сможете немного приблизить её к своему пути.

Желаю успеха!

С уважением, Моше Аксельрод

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше