Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Пшат

Пшат — это прямой, буквальный смысл, простой уровень понимания слов Торы. «Пашут» на иврите означает «простой». Но несмотря на внешнюю простоту, пшат раскрывает нам глубочайшие идеи и является основой для других уровней понимания Торы.

Оглавление

Уровни понимания [↑]

Существует четыре основных уровня понимания и толкования слов Письменной Торы, три из которых: пшат (буквальный смысл), драш (интерпретация, толкование) и ремез (намек) — доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек находит в них сведения из близкого ему мира, которые соответствуют его повседневному опыту.

Последний, четвертый, уровень — сод (тайна) — открывается изучающим скрытые части Торы, где описаны структуры, принадлежащие миру Абсолютному.

Аббревиатура слов пшат, драш, ремез, сод — составляет ивритское слово пардес, что буквально переводится как «фруктовый сад», и образно пардес сравнивается со всей Торой. Часть существующих комментариев Торы посвящена прояснению простого понимания текста, а часть дает более глубокие объяснения — с помощью толкования, поиска намеков, а также на основании тайного учения — Кабалы.

Пшат и великие комментаторы Торы [↑]

Пшат — это то, с чего все начинается. В школах детей учат простому пониманию Танаха. В ешивах учатся понимать простой смысл написанного в Талмуде, тем же самым занимаются аврехим в колелях, изучающие весь ШАС и алаху, потому что «Шулхан Арух» и другие алахические авторитеты — это пшат. Без пшата нельзя проникнуть в более глубокие пласты Писания.

Не зря средневековых комментаторов Писания называли паштаним (от слова пшат): их целью было истолковать Тору на уровне пшат, согласно простому пониманию текста. Вне всякого сомнения, одним из родоначальников подобной деятельности, наряду с равом Авраамом ибн Эзрой, являлся великий Раши, прозванный последующими поколениями «Светочем диаспоры».

Основной целью Раши было донести до читателя простой смысл Писания вместе с наиболее близкими пшату мидрашим, то есть связать воедино, в один комментарий, Письменную Тору и Устную Тору. Ведь, как указано в Талмуде, какие бы глубины ни были скрыты в Торе, на поверхности всегда должен оставаться простой смысл. (Шабат 63а): «Эйн микра йоце мидей пшуто». Т. е. «Писание никогда не теряет своего простого значения», несмотря на то, что в нем заложено множество дополнительной информации.

На комментарии самого Раши написано огромное количество комментариев. Одной из задач комментариев на комментарий Раши было — выявить причину, по которой Раши отошел от простого понимания, приведя более глубокое и даже мистическое объяснение сказанному.

Комментарии рабби Авраама Ибн Эзры, Радака и Рашбама, в основном, проясняют простой смысл текста. Тем не менее, важно уточнить: ни один из комментаторов пшата не сомневался в истинности драшот мудрецов, даже если то, что они сообщали, выходило за рамки «естественного хода вещей». Особенно ценен комментарий Письменной Торы Рамбана, в котором он подчеркнуто разделяет разные уровни понимая Торы, и читатель всегда точно понимает что пшат, что ремез, что драш, а что сод.

Из более близких к нам по времени — на уровне пшат — составлены большинство комментариев раби Шимшона-Рефаэля Гирша, которые он писал в разгар Просвещения и массового отхода евреев от Традиции своих предков. Его комментарий — часть борьбы за умы еврейской молодежи, он адресован интеллектуальной личности, колеблющейся между еврейской Традицией и тогдашними европейскими идеологиями.

Не всё так просто [↑]

Внук Раши — Рашбам — оставил интересную запись об отношении Раши к пшату: «Так и Раши — “Светоч диаспоры”, истолковавший Танах, уделил внимание объяснению пшата. И я, Шмуэль, сын рава Меира, его зятя, дискутировал с ним об этом, и он согласился со мной, что если бы ему позволило время, следовало бы составить другие толкования согласно пшату, который обновляется каждый день».

Раши говорил о том, что время от времени возникает необходимость «обновить» комментарий. Что же можно обновлять в простом толковании? Известный мыслитель, раввин и воспитатель рабби Йосеф Йеуда Лейб Блох объяснил слова Раши следующим образом («Шиурей Даат» часть 4, гл.17).

В отличие от области драш, изыскания в которой издревле являлись привилегией мудрецов и ученых мужей, область простого понимания доступна каждому еврею и открыта широким массам. Однако вместе со снижением духовного уровня поколений снижается и уровень восприятия!

То, что в недалеком прошлом было ясно и очевидно каждому, со временем становится труднодоступным даже для продвинутых. Говоря о простом понимании, мы не имеем в виду поверхностное восприятие вещей. Пшат раскрывает нам глубочайшие идеи, сложную сюжетную линию и другие важные моменты. Поэтому правильно и истинно его понять не так-то легко. Вчерашний пшат перестает быть «простым» уже на следующий день, и чтобы донести его истинное понимание до «нового дня», есть необходимость в новом, более расширенном комментарии.

Кроме того, различные эпохи часто бросали вызов иудаизму, желая проверить его на прочность. И именно из Торы мудрецы черпали ответы на насущные вопросы. Извлечь из Писания необходимый урок для современников — одна из обязанностей мудрецов. Один из самых последних комментариев к Торе (кстати, написанный на русском языке), был собран равом Ицхаком Зильбером в книгу «Беседы о Торе» и доступен для широкого читателя у нас на сайте.

Выводить материалы