Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Богатство, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Материальные блага
Одному царю пришло время короноваться на престол. И все властители его страны решили: для того, чтобы показать величие и почет царства, необходимо изготовить для царя великолепнейшую корону. И узнали они, что в неком городе живет знаменитый умелец, знающий это дело до тонкости. И отправились к нему знатнейшие лица государства, привезли червонного золота и драгоценных камней, чтобы изготовил он корону, долженствующую прославить царя. Назад они возвращались через небольшие села и деревни и однажды увидели издали, как крестьяне пашут поле на пяти упряжках быков. Сказал тогда один из князей другому: «Хочешь, покажу я тебе нечто, поистине достойное удивления?» Подозвал он крестьян и спросил их: «Хотите увидеть прекраснейшее произведение искусства?» Они согласились. Достал он царскую корону, показал им, и поражались они ее великолепию, восклицая: «Никогда в жизни не видели мы такой красоты!» Тогда князь спросил их: «А не хотели бы вы променять на эту замечательную вещь свои упряжки?» Один из крестьян сказал: «Стоит сделать это — ведь вещь эта чрезвычайно красива!» Но товарищ его возразил: «Нет, я не позволю тебе это сделать — отдать за эту вещь пять наших упряжек. Ведь на этих быках мы можем вспахать за день пять полей; эта же вещь, пусть и радующая глаз, ничем не поможет нам в полевых работах!» И услышал это князь и закричал: «Ой, дурак, ой, глупец! Да ведь за самую маленькую частичку этой вещицы можно купить все ваши поля и все виноградники! Это же — бесценная царская корона!»
Точно так же и в нашем случае. Все мы верим и видим своими глазами, что Тора — это глубочайшая мудрость и потому она невыразимо прекрасна. И обращается к человеку его доброе начало, говоря: «Раз уж Тора настолько достойна уважения, оставь занятия этого мира, которыми ты заполнил все свои дни, и займись изучением Торы, хотя бы несколько часов!» И человек уже готов согласиться на это — ведь Тора так прекрасна! — но теперь к нему обращается его злое начало и дает такой совет: «Подумай, стоит ли выделять драгоценное время для этих занятий? Ведь оно пригодится тебе, чтобы заработать еще денег, купить новый дом или еще что-нибудь». Слышит это доброе начало в человеке и восклицает: «Ой, дурак, ой, глупец! Да как ты можешь даже сравнивать мой заработок (то есть занятия Торой) со своим?! А ты еще советуешь предпочесть твои дела моим! Моя награда притягательнее золота червонного, и даже самые знатные и могущественные, преисполненные всяческой мудрости и превзошедшие все науки (то есть ангелы), мечтали бы получить право заниматься тем делом, которое я предлагаю. Они-то знают, что все драгоценности, все перлы мира не сравнятся с ним: ведь слова Торы, которую человек изучает, украшают корону Царя всего мира!» И в «Толковании на буквы рабби Акивы» говорится, что 22 буквы, составляющие алфавит Святого языка Торы, вырезаны на венце Святого, благословен Он, перед которым все трепещет, и что именно эти буквы поддерживают небеса и землю.
Эта история помогает найти ответ на вопрос, поставленный выше: как же может случиться, что мы ленимся заниматься Торой? Мы же верим в нее! Но в том-то и дело, что, хотя мы действительно верим, что Тора — прекрасная вещь, поражающая воображение, мы не задумываемся о том, как ценна она и как важна. Нам не приходит в голову вспомнить, что Тора спустилась в этот мир прямо из короны Царя, что она сама есть Слава Царя. Если бы мы представили себе это, конечно, стали бы стремиться к ней всеми силами, пока еще в этом мире; и тогда часть ее сияния стала бы нашим уделом в мире будущем.
Понимание всего этого открывает нам смысл еще одного стиха: «Не на небесах она, чтобы стал ты говорить: “Кто же поднимется для нас на небеса”». Раши поясняет, комментируя этот стих: «Даже если она на небесах, ты должен подниматься к ней».
Шем Олам, 14
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?