Темы: Гнев, Психология, Ашер Кушнир, Рав Ашер Кушнир
У нас растут сын и дочь. Мы с мужем стараемся уделить им много внимания, читаем специальную литературу, размышляем над ней. Все хорошо, но когда дело доходит до конкретной ситуации, терпение лопается. Мы нервно реагируем, кричим, а после этого сожалеем. Как с этим бороться? Белла К., Иерусалим.
Гнев — один из основных человеческих недостатков. Принципиально, человек способен научиться быть сдержанным и побеждать свой гнев. Но это тема для отдельного и подробного рассмотрения. Поэтому ограничусь, на первый взгляд, неожиданным, но после пристального рассмотрения понятным и полезным советом. Для понимания нарисуем две ситуации:
В чем причина разных реакций? Тут не мое, а тут мое. Когда не мое, я могу трезво оценить ситуацию. Когда мое — могу потерять рассудок. Когда чужой ребенок ходит с насморком, это неприятно, но мы можем реагировать спокойно, вытерев ему нос. Когда мой — меня это бесит: как так, почему мой ребенок выглядит так неопрятно…
Итак, простой совет: не смотреть на ребенка, как на наше безраздельное имущество. Тогда вся система эмоциональных реакций на его поведение может измениться. Мы будем способны более хладнокровно оценить ситуацию и рационально применить наши педагогические знания!
Проблема только в том, что эта идея — попытаться представить себе, что ребенок не наш — воспринимается с трудом. У большинства родителей подспудно существует ощущение, что дети — это их личное неотъемлемое имущество, приобретенное навечно в роддоме. К сожалению, таким же это отношение остается и тогда, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Молодые люди начинают искать свой путь в жизни, а родители порой в отчаянии «топчут» их, боясь потерять над ними полный контроль. Подобное случается и после свадьбы. К сожалению, немногочисленны родители, обладающиe достаточной мудростью, чтобы не вмешиваться и не опекать молодых супругов, давая им возможность построить свой дом…
Еврейский же взгляд на детей, как впрочем, и на все остальное, в корне иной. Дети — не наша собственность, они не наши игрушки, рабы, подчиненные! Дети не наши! В этом мире, в принципе, мы ничем не обладаем в полном понимании этого слова. Что наше? Жена? Уйдет с другим! Имущество? Могут ограбить или может сгореть! Машина? Авария! Дом? Землетрясение! Страховка? Страховая компания обанкротилась! Жизнь? …! И тогда подумает человек, по крайней мере, ребенок мой; на веки вечные я ему отец, мать… И тут говорит Тора: и это не ваше!
Родители участвуют только в сотворении тела, а основное — Душа — от Творца! То есть, душа ребенку не нами дана, она — не наша, значит, и ребенок не принадлежит нам. И только Творец выбирает нас для великой миссии быть родителями, возлагая на нас колоссальную ответственность, в первую очередь — за чистоту души, а во вторую — за здоровья тела. С рождением ребенка родители получают его душу не как подарок, а как драгоценный залог на хранение, обязуясь оберегать от всего, что может повредить ей!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.