Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Евреи обязаны раскачиваться, когда молятся?

Темы: Шулхан Арух, Зоар, Душа, Дарование Торы, Молитва, Связь с Творцом, Комментарии

Отложить Отложено

Почему евреи, когда молятся, всё время качаются? Это такой закон, все обязаны это делать? Заранее спасибо за ответ, Михаэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Михаэль,

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы правильно обратили внимание, действительно, во время молитвы и изучения Торы многие евреи раскачиваются вперед-назад или из стороны в сторону. С чем же это связано?

В еврейских источниках мы встречаем несколько объяснений.

Рав Моше Иссерлис (Рамо)[i] в своих комментариях к Шулхан Аруху[ii] (Орах Хаим 48:1) пишет, что люди обычно раскачиваются во время изучения Торы подобно тому, как они трепетали при даровании Торы: «и как увидел народ, они вздрогнули (содрогнулись)» (Шмот 21:14).

Объяснение, подобное этому, можно вывести также из стиха Тэилим (35:10): «Все кости мои [всё мое существо] скажут: Господи, кто подобен Тебе?» Иными словами, восхваляя Всевышнего во время молитвы, мы делаем это всем своим существом: сердце, разум и уста молятся с помощью речи, а остальное тело делает это с помощью движения. Таким образом, каждая частичка нашего тела связана с Создателем.

В книге «Кузари»[iii] (2:79-80) дается более прозаическое объяснение этому явлению. Раньше, когда рукописей было мало, несколько человек были вынуждены пользоваться одной книгой. Поэтому при изучении Торы и молитвы каждый наклонялся вперед, чтобы прочитать отдельный отрывок, а затем откидывался назад, чтобы дать другому возможность наклониться вперед и тоже прочитать текст. И так по очереди люди наклонялись вперед, читали, а затем откидывались назад. С течением времени это вошло в привычку и стало принятым поведением, даже когда книги и молитвенники стали общедоступными.

В Книге Зоар[iv] (к Бемидбар 218 б) приводится более глубокое объяснение. В Мишлей («Притчах»; 20:27) сказано: «Душа человека — свеча Б-га». Пламя не стоит на месте, а постоянно колеблется и мерцает, пытаясь «вырваться» из фитиля и подняться ввысь. Так и еврейская душа, зажжённая изучением Торы и молитвой, постоянно движется, пытаясь вырваться из материальности этого мира и прилепиться к своему Б-жественному Источнику.

Рассказывают об одном нееврее, который обманом присоединился к еврейской общине. Обман раскрылся, когда обратили внимание, что он никогда не раскачивается во время изучения Торы и молитвы.

Однако не все согласны с тем, что во время молитвы следует раскачиваться. Они говорят, что раскачиваться, как сказано в приведенных источниках, можно только во время чтения «Псукэй де-Зимра» («отрывков восхваления» в предварительной части утренней молитвы). А во время основной молитвы — «Амида», — когда считается, что человек стоит непосредственно перед Творцом и разговаривает с Ним, раскачиваться нельзя. Ведь если бы человек разговаривал с каким-то высокопоставленным деятелем или начальником, от которого зависит его судьба, он точно бы не позволил себе раскачиваться подобным образом.

Рассказывают, что рав Моше Файнштейн[v] стоял неподвижно во время молитвы, не раскачивался. Он объяснял это так. Однажды, будучи раввином в России, он был арестован местными властями — и на всю жизнь запомнил то состояние, когда во время допроса от страха и напряжения не мог пошевелить даже пальцем. Если такие чувства человек может испытывать в разговоре с человеком, тем более он должен ощущать нечто подобное в разговоре с Творцом.

Как же поступать на практике? Мишна Брура[vi] (48:5) пишет, что каждый человек должен поступать согласно своей природе. Если он лучше концентрируете при молитве, когда раскачивается, то пусть так и поступает. Если ему легче молиться, когда он стоит неподвижно, то пусть так и делает.

Поэтому каждому важно понять, как ему удобнее молиться. И если человек выбирает раскачиваться, не стоит делать это так, чтобы это мешало молитве других, или делать это «странно», вызывая недоумение.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[iii] Автор книги «Кузари» — раби Йеуда бар-Шмуэль а-Леви (ок. 4835-4901 / ок. 1075-1141), выдающийся мудрец Торы и мыслитель, оказавший влияние на многие поколения евреев, знаменитый поэт «Золотого века» испанского еврейства. Книга построена в форме диалога между еврейским мудрецом и царем хазар, ищущим истинную веру. Обстоятельные разъяснения мудреца складываются в цельную картину еврейского мировоззрения.

[iv] Сефер А-Зоар — «Книга Зоар (Сияния)», центральный труд Каббалы, тайного  учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

[v] Раби Моше бар-Давид Файнштейн («Игрот Моше»; 5655-5746 /1895-1986/ , Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

[vi] «Мишна Брура» — подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан Аруха, галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэевом а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

 

Материалы по теме


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше