Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Возможно ли объединить все страны земли в одно государство?

Темы: Цель творения, Война, Машиах, Народы мира, Религия, Споры

Отложить Отложено

Возможно ли объединить все страны земли в одно государство? Понятно, что объединить мир с помощью политики, экономики и культуры вряд ли получится. Всегда найдутся те, кому не будет нравиться это единство. В качестве примера можно привести СССР, который так и не смог стать единым и неделимым монолитом. Или Римскую империю, которую раздирали распри между насильственно объединенными народами. Те же евреи подняли восстание против римского владычества. Многие великие империи желали объединить весь мир под своим владычеством, но все они ушли в небытие, а народы, которые они подчиняли, так и остались разделенными.

Никакие земные инструменты, даже военные, не способны объединить тысячи рек в одну. Но, всё же, есть ли путь к единству? Ведь единство — это мир без войны и споров. Может быть, религия приведет к единству? Но тут тоже возникает множество проблем. Ведь не все готовы принять иную религию. Иудеи никогда не станут буддистами, а буддисты никогда не станут христианами. Ну, только что единицы. Можно попробовать объединить религии в одну, смешав их. Но и тут кроется множество проблем. Разве иудей согласится верить в Б-га, которого смешали с Буддой, Аллахом, Иисусом, Кришной и т. д.? Лично мне это сложно представить. В мире начнутся такие религиозные войны, что вторая мировая покажется забавой.

Можно попробовать дебилизировать все народы в моральном и религиозном плане, сделать их пустыми и безразличными к религии. Вот такие народы точно объединятся, потому что им безразлично всё, даже религия. Но в таком случае этот единый мир будет похож на тартар — кругом пустота и безразличие ко всему. Нормальный человек в таком мире сойдет с ума.

Есть последний вариант — приход в мир Машиаха. Но примут ли его представители других религий? Не скажут ли они ему: «Ты дьявол!»? Понятно, что он может представить удостоверение своей истинности в виде чудес, о которых мир даже не мог и подумать, но всех ли эти чудеса убедят? Ведь человек такое существо, что ему хоть в лоб, хоть по лбу, а ему всё одно — лжец и обманщик.

Так как же объединить народы? Возможно ли это? И если нет, то как народы могут жить в мире и согласии при Машиахе? Владислав

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владислав!

У нас говорят: «вопрос мудрого — уже половина ответа». Вы хорошо показали, почему в том мире, где мы живем, объединение всех людей под эгидой одного государства или религии — скорее утопия, чем реальная возможность. Попытки действительно предпринимались, как Вы верно замечаете, и великими империями прошлого, и мировыми религиями, и государственно-идеологическими империями типа СССР. Да и современный Запад во главе с США, можно сказать, попытался объединить мир на базе не коммунистической, а либерально-демократической идеологии, — но это тоже оказалось скорее утопией, в реальности вызвав много проблем.

Вы правы и в том, что одними чудесами, подтверждающими истину, делу не поможешь: в них будет верить лишь тот, кто хочет верить. Уже сейчас, прямо перед нашими глазами, идет жесточайшая информационная война, в которой чудеса не совершаются, но предъявляются разные фото и видео в качестве доказательства — истинности утверждений одной из сторон. Но другая сторона, которой эти утверждения неудобны, спокойно заявляет, что это фейки. Что сделаны эти фото или видео в другом месте и в другое время (много в мире страшных событий, есть откуда «картинки» брать), а то и вовсе — постановка или фотошоп. И как доказать обратное? Вот и про чудеса скажут: это колдовство, иллюзии.

Как же тогда Машиах что-либо докажет и в целом убедит людей объединяться?

Что ж, прежде всего, становится понятно, почему для объединения нужен именно Машиах, а не, например, товарищ Ленин или мистер Обама. Почему этого Машиаха мы уже так долго ждем, а просто так он не приходит. Да, в том мире, где мы живем, объединение едва ли представляется возможным, и для того, чтобы это изменить, нужен — ни больше, ни меньше — Машиах.

Но как же он всех убедит?

Вообще-то, о приходе Машиаха в принципе говорит Рамбам[i]: мы не знаем точно, когда именно он придет и как всё осуществит. В Торе и Пророках содержатся лишь намеки, которые можно истолковать по-разному. Ибо главное для нас — жить и соблюдать заповеди здесь и сейчас, совершенствовать себя и мир, а что и как будет потом — даст Б-г, поживем — увидим. Надо верить, что это будет, что есть свет в конце тоннеля, но что именно будет там — увидим, когда выберемся, а пока что надо продолжать путь. Поэтому нам и не дано полностью понять, каким образом Машиах всё устроит вообще и объединит мир в частности.

Но идею предложить всё-таки можно. Почему люди верят в то, во что хотят верить, а доказательств обратного не принимают? Во-первых, потому, что я «знаю»: я прав, а оппонент неправ, так что реальных доказательств у него быть не может! Он что-то там приводит? Нет, должно быть, его логика — софистика, фото и видео — фейки. Так можно отвергнуть всё, что угодно (вернее, неугодно).

А, во-вторых, доказательство позиции оппонента означает уничтожение моей позиции — и, по факту, уничтожение меня самого! Почему споры бывают столь ожесточенными? Потому что люди идентифицируются со своими позициями, поставив на них собственное имя и «вложив» собственную сущность. Поэтому попытка заставить человека переменить свои взгляды воспринимается как — ни много, ни мало — покушение на жизнь! Соответственно, любое доказательство, даже самое убедительное и неопровержимое, воспринимается как «доказательство того, что я должен умереть».

Нет уж, пусть лучше дважды два будет пять, но я останусь жив! Тут включается инстинкт самосохранения, который сильнее жажды истины и справедливости. Прежде всего, надо выжить, неважно, какими правдами и неправдами! Какой толк от того, что восторжествует истина, если лично меня она убьет! Лучше горькая правда? Если бы только горькая, она же смертоносная!

Поэтому надо дать человеку чувство, что всё-таки то, что он видит, — это реальные факты, а не фейки. Самый верный здесь способ — дать увидеть реальность своими глазами и прочувствовать на собственном опыте. Люди вообще чаще меняют свою точку зрения не тогда, когда им что-то доказывают, а когда они сами постигают то, чего раньше не понимали, не чувствовали. И тогда они уже сами «знают», и уже не надо склонять их с помощью доказательств в ту или иную сторону. И тогда это — не другие заставили человека «сдать» свою позицию и «убили» саму его сущность, а он сам решил измениться — оставаясь «хозяином своей судьбы», «живым».

И тут надо также дать человеку чувство, что эти факты, эта реальность — не «против него», что у него есть место в таком мире — и место достойное, а не «у позорного столба». Что ему не будут тыкать: вот видишь, я был прав, а ты неправ, ты представлял ложь и зло! Что не будут ставить на колени и требовать извинений. Что он — такой же «хозяин» на этой позиции, как и другой, а не у другого «в плену». Иначе — зачем ему самому «сдаваться»?

Вот только для этого надо доказать каждому, что не только он — за правду и добро, но и его оппонент. Что согласие по поводу этой правды будет означать: они вместе сошлись, пришли к общему выводу, а не один победил другого. Что тут, как говорят сегодня, не игра с нулевой суммой, а ситуация, в которой выигрывают все, win-win.

Это трудно: ведь каждый уверен, что оппонент представляет реальное зло, с которым поэтому нельзя договариваться, которое нельзя понимать и которому нельзя уступать. Что борьба за правду и добро означает — доказать, обличить и наказать его. (Сегодня — непременно сравнить с Гитлером и доказать, что нацист. Даже если спор всего лишь о масках или вакцинах). Ведь именно тем я и герой, что доблестно противостою такому злу, бесстрашно обличаю его!

Но Мишна в Авот[ii] (4:1) гласит: «Кто силен? Тот, кто преодолевает собственное дурное начало. Как сказано (Мишлей 16:32): Долготерпеливый лучше богатыря, и владеющий своим духом (лучше) завоевателя города». Аналогично, героизма и доблести больше не в том, кто доказывает неправоту оппонента, а в том, кто ищет истину и принимает ее, какой бы она ни была. Да, в чем-то он может быть прав, но и оппонент тоже, а в чем-то оба неправы. И, чем ломать копья, могли бы признать: «Мы с тобою оба правы, скажем мы друг другу браво». И подчеркнуть то, на чем сходятся. Доказать не правоту, а единство и стремление к истине.

Вроде бы, так просто… Но пока что, судя по происходящему в мире, так трудно и так далеко. Вот и ждем Машиаха с нетерпением: пусть приблизится и придет скорее!

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны (3 в. до н. э. — 3 в н. э). Основное содержание  трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, следует поступать согласно трактату Авот».

 

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его