Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Никак не могу понять, что это — Б-жественная душа?

Темы: Душа, Каббала, РАМХАЛЬ, Рамбам, Рамбан, Духовность, Жизнь, Раби Хаим Виталь

Отложить Отложено

Никак не могу понять, что это — Божественная душа? Мендел

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Мендел!

Спасибо за интересный вопрос. Сначала небольшое предисловие. Душа — это духовная составляющая человека, источник его жизни и корень его сознания.

Известен спор еврейских мудрецов о том, сколько душ есть в человеке. Так Рамбам[i] считал, что душа одна, но выполняет несколько функций. А Рамбан[ii] считал, что у человека три души — «душа разумная», «душа оживляющая» и «душа природная».

Разграничение между Б-жественной и животной душой мы находим у мудрецов Каббалы более позднего времени: раби Моше Кордоверо[iii] («Пардес Римоним»), Аризаля[iv] («Эц Хаим»), раби Хаима Виталя[v] («Шаарей Кдуша»). Вслед за ними об этом разграничении говорят авторы множества книг по еврейской мысли.

На мой взгляд, самая известная из них — это книга основателя движения ХАБАД раби Шнеура-Залмана из Ляд[vi] — «Тания». В ней концепция животной и Б-жественной душ была подробно раскрыта и развита, после этого она стала важной основой мировоззрения ХАБАДа и широко распространилась во всем еврейском мире. Так что с большой долей уверенности можно предположить, что Ваш вопрос возник именно в процессе изучения этой книги. Поэтому для ответа воспользуюсь определениями, приведенными в «Тании».

В конце первой главы этой книги сказано: «… пишет раби Хаим Виталь, благословенной памяти, в книге “Шаар а-Кдуша”: у каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано (Йешаяу 57:16): “…души, Мною сотворенные”, что означает две души. Одна из них связана со стороной мира, называемой “клипа” и “ситра ахра” (буквально “обратная сторона”, т. е. сторона зла — М. Э.). Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело, как сказано: “Потому что душа тела — в крови…” (Ваикра 17:11). И от нее берут начало все дурные свойства…».

Это так называемая «животная душа», которая отвечает за функционирование тела.

Во второй главе «Тания» описывает Б-жественную душу: «Вторая душа, отличающая каждого еврея, — “частица безграничной сущности Б-га свыше”[vii] (Йиов 31:2), как сказано: “и вдунул в ноздри его дыхание жизни” (Берешит 2:7), “Ты вдохнул ее в меня” (см. Благословение души в Утренних благословениях). И так сказано в книге Зоар[viii]: “Тот, кто с силой выдыхает воздух, — изнутри выдыхает его”».

Объясним эти слова. В начале описания Б-жественной души «Тания» говорит, что эта душа — «частица безграничной сущности Б-га свыше». Что значит «частица сущности Б-га», по-моему, объяснить невозможно, как невозможно постичь сущность Самого Творца. И, соответственно, как о Творце мы знаем что-либо только по Его проявлениям в мире, так мы знаем и об этой душе.

Далее «Тания» цитирует Тору (Берешит 2:7) — «и вдунул в ноздри его дыхание жизни» — и утреннее благословение: «Ты вдохнул ее в меня».

Говоря о сотворении мира, Тора использует несколько разных глаголов: «И сотворил Б-г» (бара, ва-ивра — Берешит 1:1 и др.), «И создал Б-г» (ва-йаас, наасэ, аса — «сделал»; там же, стих 16 и др.), «И сформировал Господь Б-г» (ва-йицер — «образовал»; там же, 2:19). О сотворении человека сказано: «И сотворил Б-г человека» (там же, 1:27), «И сформировал Господь Б-г человека» (там же 2:7).

Этими словами описывается сотворение материальной составляющей человека — его тела и его животной души. А говоря о сотворении Б-жественной души, Тора использует уникальное выражение, которые больше не встречается в описании творения: «и вдунул в ноздри его дыхание жизни».

Чтобы прояснить смысл этого аспекта творения, «Тания» цитирует книгу Зоар: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, — изнутри выдыхает его». То есть Творец как бы взял нечто изнутри Себя и поместил это внутрь Адама. И чтобы мы не подумали, что это относится только к Адаму, «Тания» цитирует утреннее благословение, установленное мужами Великого Собрания[ix]: «Б-г мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она… Ты вдохнул ее в меня…» То есть каждый еврей должен ежедневно свидетельствовать, что Всевышний как бы вдохнул в него чистую душу. Это можно объяснить тем, что сказано в наших книгах: все еврейские души изначально были частями души Адама. Поэтому каждый еврей может сказать: «Ты вдохнул ее в меня…»

Итак, в каждом еврее есть Б-жественная душа — «частица безграничной сущности Б-га свыше», которую Всевышний как бы «выдохнул» изнутри Себя. Из этого следует, что сущность ее непостижима и только своими проявлениями в нас она дает нам о себе знать.

Эта душа — та сила в человеке, благодаря которой он становится причастным к духовности, получает способность «прилепиться» к воле Творца. И, соответственно, если он далек от служения Всевышнему, эта душа отзывается в человеке чувством внутренней неудовлетворенности. Как ребенок, которого оторвали от родителей, даже если дать ему лучшие игрушки и сладости, будет страдать оттого, что родители далеко, так и эта душа.

Более того, поскольку она подневольная гостья в этом материальном мире, имеющая возвышенную духовную природу, ей противна погоня за удовольствиями этого мира. Однако человек не всегда осознает, что в нем есть сила, которая стремится только приблизиться к Творцу. Он может быть настолько погружен в заботы этого мира, что совсем не ощущает, что происходит внутри него. Но иногда даже у такого человека Б-жественная душа находит возможность «послать сигнал SOS».

С другой стороны, зная о существовании этой души и прислушиваясь к ней, человек может духовно подняться и достичь высоких уровней близости к Творцу. Видимо, именно это имел в виду Рамхаль[x], когда писал в конце первой главы «Месилат Йешарим», что человек потянется за Творцом буквально как железо за магнитом.

Подытожим: в каждом еврее есть Б-жественная душа, всё стремление которой — близость к Творцу. И это для нас великое право и великая обязанность. Постараемся же чаще прислушиваться к этой душе и приближаться к Творцу вместе с ней.

С уважением, Менахем Эпель

 

 

[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] Раби Моше бар-Яаков Кордоверо (Рамак; 5282-5330 / 1522-1570, Цфат) — один из величайших каббалистов всех поколений.

[iv] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[v] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Рамака и Аризаля, записавший уроки Аризаля.

[vi] Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505-5573 / 1745-1813; Лиозно — Ляды) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД. Написанная им книга «Тания» столь всеохватна и вместе с тем столь лаконична, что её с почтением называют «Письменной Торой хасидизма ХАБАД».

[vii] Принятый перевод этого стиха в книге Ийова: «А какая же доля сверху (дана мне) Б-гом, и участь (какая дана) Всемогущим свыше?»

[viii] Сефер А-Зоар (или «Зогар») — «Книга Зоар (Сияния)», центральный труд Каббалы, скрытого учения иудаизма. Согласно еврейской Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны раби Шимоном бар-Йохаем (ок. 2 в. н. э.).

[ix] Мужи Великого Собрания («Аншей Кнесет а-Гдола») — так назывались 120 мудрецов, составлявших высший духовный и законодательный орган, созданный Эзрой в Иерусалиме после возвращения из Вавилонского изгнания  (4 век до н.э.). Установления Великого собрания, направленные на то, чтобы упорядочить религиозную жизнь народа Израиля, вернувшегося в Святую Землю, продолжают определять еврейский уклад жизни вплоть до наших дней. Эпоха мужей Великого Собрания закончилась со смертью последнего из его членов — Шимона а-Цадика.

[x] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.

 

Материалы по теме

Как относится иудаизм к Каббале?

Рав Реувен Куклин

Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид)

Ш.Л. Абрамович

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »

Врата святости 8. Врата шестые. вещи, которых следует остерегаться до крайней степени

Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»

Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним

Об устной Торе и Талмуде

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»

Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше