Темы: Предназначение, Смысл жизни, Будущий мир, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины, у меня есть вопрос, который не даёт покоя.
Мы все учились в школе и сдавали экзамены, кто-то — быстрее, кто-то — медленнее и далеко не с первого раза. Что, если в жизни примерно так же?
Что, если кто-то уже сдал экзамен жизни и ушёл в другую реальность или ждёт, как за дверью экзаменационного кабинета, «когда он уже сдаст предмет»? Может, остались только ленивые двоечники, а мы думаем, что самые умные?
В мире много людей, которые живут обычной жизнью, как «энписи», но у некоторых людей есть чувство, что они уже здесь были, или для них это кажется несерьёзным, неправильным, скучным. Может, человеку нужно что-то изменить в себе, в людях, пройти свой определённый путь и сделать то, что должен. От правильности действия зависит и твоя жизнь, и ее исход, новое начало.
Какой взгляд Торы на этот вопрос? Скажите: где я ошибаюсь? Станислав
Здравствуйте, Станислав!
Вы задаете интересный вопрос.
Думаю, что можно согласиться с Вами в следующем: если человек ушел из жизни, это знак того, что он уже выполнил свое предназначение в этом мире, сыграл свою роль. Даже если нам его уход кажется «безвременным» и поэтому «несправедливым». Нет, на самом деле всё справедливо. Хотя бы потому, что жизнь в этом мире — не самоцель, а подготовка к Будущему миру.
В этом плане, действительно, можно было бы сравнить со школой и ее экзаменами: цель — не пребывать в школе вечно, а чему-то выучиться, сдать экзамены и — в жизнь, с полученным багажом знаний, которые в ней пригодятся. Только наша жизнь всё-таки, скорее, похожа на работу: цель — не пребывать в ней вечно, а что-то построить, заработать и — в вечную жизнь в Будущем мире, с обретенными достижениями души, которые там пригодятся.
Но, с другой стороны, у Вас возник вопрос: если так, то те, кто еще остается в этом мире, — получается, «второгодники», «двоечники», которым не удается закончить свою работу так быстро, как более «успевающим»! И, может быть, они находятся в этом мире не потому, что удостоились жизни, а, наоборот, потому что от нее отстали? Потому что, возможно, живут без смысла и не знают, куда повернуть, чтобы выехать на главную магистраль, по которой быстро доберутся до цели? Значит, не радоваться надо дополнительным годам жизни, а, наоборот, стыдиться того, что еще не ушли на следущий этап?
Нет, конечно. Поскольку в одном жизнь всё-таки отличается от школы. Школьное образование построено так, что всем надо проучиться одинаковое количество лет. Кто проучился и успешно сдал экзамены, тот справился, а кто нет — тот отстал, не преуспел.
Но в жизни у каждого — свой путь и своя роль, и все они разные — и вполне могут отличаться по времени, которое требуется на выполнение «задания». Тут скорее, как в спектакле или фильме: разные есть роли, одни требуют более долгого пребывания на сцене или большего количества реплик, другие меньшего, но все они нужны и должны быть хорошо сыграны. И если по сценарию герой погиб, то, да, роль артиста в этом спектакле окончена. И к артисту претензий никаких, только аплодисменты. Но другие актеры тем временем дожны продолжать играть свои роли, и ни о какой «неуспеваемости», конечно, речь не идет.
Поучителен в этом плане следующий комментарий к рассказу о Рассечении Красного моря (мудрецы уподобляют этому нахождение пропитания и пары — так же сложно и невероятно). Мудрецы говорят: во-первых, в море тогда образовался не один проход для всего народа, а проход — точнее, тоннель — для каждого из двенадцати колен в отдельности. А, во-вторых, тоннель был не прямой, от одного берега к другому, а шел полукругом, к тому же берегу — после того, как египтяне бросились в погоню и утонули, евреи могли возвратиться на прежнее место.
Но тогда вопрос: если евреи шли по кругу, и при этом у каждого колена был свой тоннель, получается, что у одних путь шел по внутренней стороне этого круга, где радиус был короче и, соответственно, короче сам путь. А у других он был на внешней стороне круга, значит, длиннее.
То есть эти пути были подобны беговым дорожкам на стадионе. Где в случае начала забега на кривой эта разница в радиусах учитывается: если бегущий по внешней дорожке стартует в начале прямого участка, то того, кто на следующей, отодвигают немного назад, чтобы длина его трассы не была короче и условия были равными. Таким образом, начало трассы — не прямая стоп-линия, как на перекрестке, а цепочка «ходов конем»: назад и в сторону, еще назад и в сторону и т. д.
Но на Красном море началом и концом была именно что общая береговая линия. Получается, «трассы» были неравными?!
Нет. Просто у каждого свой путь, и нет тут одной стандартной длины, по которой, как по эталону, должны меряться все остальные. У одних путь короче, у других длиннее, и зависит это не от твоей «успеваемости», а от того, в каком колене ты родился — какая у тебя роль.
То же касается и других аспектов жизни: люди инстинктивно стремятся к равенству, но по факту условия и судьбы у всех разные (даже при одинаковом количестве прожитых лет). Часто выглядит, что кому-то больше «везет», а кому-то меньше. Одному что-то легко далось, другому с трудом или вообще не далось. Как пропитание или обретение пары. Неравенство? Да. Несправедливость? Нет.
Ибо на самом деле, как сказано, жизнь измеряется не по одной простой шкале. В Красном море у кого-то путь был длиннее — но ему также довелось дольше испытывать великое чудо и наслаждаться его деталями. (По словам мудрецов, например, вода стен тоннелей была пресной, ею можно было утолить жажду). Получается, одним Б-г помог и облегчил путь тем, что сделал его коротким, другим — тем, что сделал его длинным, но чудесным. И те, и другие познали Б-га и приблизились к Нему, но по-разному.
Таким образом, на этом стадионе жизни всегда красота: среди бегущих первых нет и отстающих — и этот бег не на месте!
С уважением, Меир Мучник
Рав Бенцион Зильбер
Мне предстоит серьёзный экзамен в новой стране...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Яков Шуб
Какие запреты человек нарушает, списывая?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Меир Мучник
Что делать, кроме обычной подготовки?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его