Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В Израиле страшная, невиданная, губительная засуха. Кинерет «ушел» на метры ниже нижней красной черты, счета за воду астрономические, даже многие общественные парки и газоны не поливаются. Горят леса Кармеля, в синагогах молятся о дождях и постятся праведники... Вот и вспомнилась вода.
Вода.
Особенно здесь, в Земле Израиля, начинаешь остро ощущать ее важность и величие. Вода без преувеличения дает жизнь, она превращает высущенную пустыню в Рай, она сравнивается с животворной Торой, а Тора – с очищающей от любой грязи и мерзости водой. Она – жизнь. Без нее – смерть.
В Израиле нет рек, орошающих земледелие. И земля здесь кормит, только если есть дожди, лишь они дают урожай и процветание. Поэтому на иврите гешем (дождь), лехитгашем (сбываться, реализовываться) и гашмиюс (материальное) имеют один и тот же корень.
На предгорьях Хермона – самой высокой горы Голанских высот – начинает свою дорогу ручей, питающий озеро Кинерет. Эту речушку называют иногда Баниас, иногда – Хермон, она пробила в вулканической породе живописное вечнозеленое русло, и вдоль нее — наше сегодняшнее путешествие с ешивой.
В давние времена сам водный источник находился непосредственно в пещере, вокруг которой вырос город, древние жители которого назвали его «Паниас» в честь греческого божества лесов и полей Пана. Пять ниш, высеченных в скале – это остатки храма, посвященного Пану (сразу вспоминается Врубель). Пещера Баниаса небольшая, метров 15 – 20 в высоту и ширину, и при обильных дождях вода из источника заливает весь ее пол. У входа в пещеру-грот развалины языческого святилища, построенного уже Иродом-Строителем.
Здесь мы сказали благословение «Вырвавший из нашей земли идолопоклонство». ( Интересно, что в русском языке Пан как обожествление стихийных сил природы наводил на людей ПАНический страх, и город Паниас некоторыми назывался городом лешего.)
В Талмуде город называется Кесарионом, или Малой Кесарией; это место также упоминается в Мишне – как пещера Памиас. В Талмуде расказывается о притеснениях, которые учинял император Диоклетиан жителям Паниаса. После смерти Ирода Великого его сын Филипп получил в наследство область Башан, включающую в себя Голанские высоты, и превратил Паниас в столицу округа. В знак благодарности римским покровителям он переименовал Паниас в Кесарию, и чтобы не возникла путаница с другими Кесариями, скромненько добавил "Филиппа".
Именно сюда, в Филлипову Кесарию после разрушения Второго Храма прибыл с римской армией победителей Тит: " Надолго остановившись в Паниасе, он устраивал многочисленные зрелища; и многие из пленных евреев были погублены там; одни — будучи отданы на растерзание зверям, другие — по принуждению сражаясь друг с другом толпами" (Иосиф Флавий, Иудейская война, кн.УП, гл.2, §1).
С приходом мусульман впервые утверждается название Баниас (вместо "п" мусульмане произносили "б"). Согласно арабским описаниям, по богатству и уровню жизни город соперничал даже с Дамаском. Еврейская община существовала здесь до XI в.
Здесь же остатки крепости-города крестоносцев (которые, к слову сказать, во многих исторических и красивых местах строили свои крепости) .
В прошлом веке, когда Баниас оказался на территории Сирии, сирийские солдаты использовали его в качестве наблюдательного пункта, т.к. отсюда хорошо просматривалась вся долина Хула. Но в Шестидневную войну наши, пройдя через Хулу и Голаны, отвоевали Хермон, и вместе с ним и эти предгорья. Сейчас здесь – национальный парк Баниас.
Тут часто встречаешь колючую проволоку, и за нее лучше не соваться – на Голанах много минных полей, и сирийских, и наших. Время от времени кто-нибудь из особо любопытных туристов подрывается...
Буйная флора на базальтовых камнях - величественное зрелище нетронутой человеком природы.
Упавший в ручей сирийский советский танк (наверное, Т-34) – элегантный штрих туриндустрии Голан. Он сразу политизировал нашу прогулку. Но здесь по-другому невозможно. Голаны – одна из так называемых антиеврейскими СМИ «оккупированных территорий» (впрочем, как и вся наша земля).
В самом деле, если посмотреть на ручей, вытекаюший отсюда, как на самый северный водный источник, питающий собой Кинерет, и затем и всю Эрец Исраэль, – а нашу Святую землю Мидраш сравнивает с Земным Раем, – то можно смело сказать, что Баниас – это ворота в Рай.
Теги: Ешива, Наши, тума, Крепости, Голанские высоты, Национальные парки, Вода